Для проведения опытов: баночка с водой, окрашенной в синий цвет, марлевая веревочка; две баночки с песком, две палочки;
Д/и «Угадай растение по его семенам»;
Плакат «Растения – наши друзья»;
Плакат «Лекарственные растения»;
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Социально – коммуникативное развитие;
Художественно – эстетическое развитие;
Физическое развитие
Ход деятельности
На доске развешаны картинки лицевой стороной вниз (в количестве 7 штук).
Воспитатель. Здравствуйте, дорогие ребята! Уважаемые гости! Сейчас я загадаю загадку!
Загадки:
(По мере отгадывания загадки ребенок отрывает карточку)
1. Весной и летом одним цветом. (Ель)
2. Я шариком пушистым Белею в поле чистом. А дунет ветерок — Остался стебелек. (Одуванчик)
3. Белоствольные красавицы Дружно встали у дорожки, Книзу веточки спускаются, А на веточках сережки. (Береза)
4. Вкус у ягоды хорош, Но сорви ее поди-ка: Куст в колючках будто еж, - Вот и назван… (Ежевика)
5. Что за кустарник ароматный? Ягод вкус его приятный - Висят, как черный виноград, И каждый пробовать их рад! Давно у вас в саду растет, Свой дом не бросит, не уйдет, Теперь его там родина. Как куст зовут? (Смородина)
6. Да, в шипах мои кусты,
Но меня не бойся ты.
Я среди цветов считаюсь
Королевой красоты. (Роза)
7. Головка голубая
И длинный стебелек.
Ну, кто его не знает! Это… (Василек)
Воспитатель. Молодцы, ребята, справились с заданием. Давайте посмотрим, что у нас получилось. Как можно это все назвать одним словом? Правильно, растения. Растительный мир земли очень богат и разнообразен. Давайте посмотрим на географическую карту нашей планеты. Каким цветом обозначены растения на карте?
(зеленым)
А теперь присмотритесь и увидите, что растения распространены по всей земле, где-то в большей степени, где-то в меньшей степени. На карте видно, что наша страна Россия очень богата растениями. Они растут в лесах, на полях и лугах, в степях и болотах… И все эти растения можно разделить на три группы, названия которых вам хорошо знакомы. Посмотрите на плакат.
Дети рассматривают плакат «Растения»
Воспитатель. Догадались, как называются эти группы?
(Деревья, кустарники, травянистые растения)
Воспитатель. Тогда у меня для вас задание. На моем столе лежат карточки с разнообразными растениями, а рядом три коробочки. На одной изображено дерево, на второй кустарник, а на третьей травянистые растения. Ваша задача распределить все карточки каждую в свой «домик».
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Молодцы! Давайте посмотрим, правильно ли вы справились с заданием. Проверим первую коробочку, на которой изображено дерево. Я буду доставать карточки, а вы называть то, что на них изображено.
Воспитатель достает карточки с изображением дуба, клена, рябины, ели, березы, каштана, ивы, липы.
Воспитатель. Все верно. А как вы догадались, что это деревья?
(Высокие, один ствол, много веток, ствол покрыт корой)
Воспитатель. А еще деревья зимой спят, но не отмирают.
Воспитатель. Хорошо, теперь проверим коробочку, на которой изображен кустарник. Я также буду доставать картинки, а вы их называть.
Воспитатель достает карточки с изображением красной и черной смородины, крыжовника, малины, ежевики, сирени, шиповника.
Воспитатель. А как вы догадались, что это кустарники?
(Ниже, чем деревья, у них несколько стволов, растущих из земли, тоньше, чем у взрослого дерева, стволы покрыты корой)
Воспитатель. Молодцы! И, наконец, проверим последнюю коробочку с травянистыми растениями.
Воспитатель достает карточки с изображением ромашки, василька, ландыша, клевера, мать – и - мачехи, подснежников, земляники, фиалки.
Воспитатель. А как отличить травянистые растения от деревьев и кустарников?
(они не высокие, стебель зеленый, мягкий, не покрыт корой)
Воспитатель. А еще травянистые растения на зиму отмирают, а весной вырастают вновь.
ФИЗМИНУТКА
1,2,3 – выросли цветы. К солнцу потянулись высоко, Стало им приятно и тепло. Ветерок пролетал - стебельки покачал. Влево качнулись – низко пригнулись, Вправо качнулись – низко пригнулись. Ветерок убегай – ты цветы не сломай, Пусть они цветут, растут, Людям радость несут.
Воспитатель. Мы разобрались в том, чем отличаются деревья, кустарники и травянистые растения друг от друга, тогда почему вместе мы их называем растениями? Что же в них общего? Я думаю, вам легче будет объяснить, если вы рассмотрите схемы строения дерева, кустарника и цветка.
Дети рассматривают схемы и говорят, что у всех есть корень, ствол/стебель, листья, цветы, плоды.
Д/и «Угадай растение по семенам»
Воспитатель. А для чего растению нужен корень?
(дышит, питает, удерживает в земле)
Воспитатель. Чтобы убедиться, что корень действительно удерживает растение в земле и не даёт ему упасть, мы проведём опыт.
Опыт №1. Берем 2 коробочки, в которые до половины насыпан песок, и 2 палочки, имитирующие дерево без корней и с корнями. Ставим палочки в песок, а вам предлагаю подуть на вершину палочек. Сначала на одну, которая без корней и видим, что палочка падает, теперь на другую, она остаётся стоять. Какой мы можем сделать вывод?
(корни помогают растениям удержаться в земле)
Воспитатель. Как вы думаете, а зачем нужен стебель? Для этого проведем следующий опыт.
Опыт №2. Берем баночку с водой, окрашенной в синий цвет и марлевую верёвочку, имитирующую стебель. На конце верёвочки узелок, имитирующий корень. Опускаем «стебель» в банку с подкрашенной водой до конца корня и наблюдаем, как вода поднимается по волокнам выше и выше.
(Вывод: корень всасывает воду, а по стеблю она поднимается к листьям, цветам и плодам).
Воспитатель. А помните, ребята, когда у нас было занятие про воздух, мы проводили опыт-доказательство того, что воздух есть везде, даже в земле, и корни, что делают? (Дышат).
Воспитатель. Получается, что растения также, как и мы пьют воду, дышат, растут. Рост растений мы наблюдали, выращивая лук и укроп, а этапы роста отмечали в дневнике наблюдений. Все это доказывает, что растения живые. Они дышат, питаются, двигаются, так же, как и мы.
Воспитатель. А что нужно растениям для поддержания их жизни? Чтобы они хорошо росли и не болели?
(свет, тепло, воздух, вода, почва, удобрения)
Д/и «Помоги растению»
Воспитатель. Как вы думаете, можем мы сказать: «Растения - наши друзья. » Друзья всегда помогают друг другу. Мы показали, что мы сумеем помочь растениям, если они попадут в беду. А как растения помогают людям? Давайте рассмотрим плакат «Растения – наши друзья».
(Дают нам и всем живым существам планеты чистый воздух, которым мы дышим; кормят (фрукты, ягоды, овощи); одевают (лен, хлопок); согревают (дрова); из деревьев строят дома, лодки).
Воспитатель. А лечить они умеют? Какие лекарственные растения вы знаете? Я приготовила для вас плакат, который так и называется - «Лекарственные растения». И я уверенна, что каждый из вас сталкивался с ними в своей жизни, и вы сами можете мне о них рассказать.
Дети рассказывают о подорожнике, о малине, липе, ромашке, шиповнике.
Воспитатель. Ну вот, наша совместная деятельность подошла к концу. Вы много знаете о растениях и очень порадовали меня своими ответами. Помните, не будет растений, не будет ничего живого на планете, так как нечем будет дышать. Не надо их рвать и ломать и не разрешайте другим делать этого. Растения нужно любить, нужно ухаживать за ними и принимать участие в озеленении нашей планеты!
Воспитатель. Давайте вспомним, что мы сегодня узнали о растениях полезного и интересного.