| Основная часть Звучит музыка. На экране медиапроектора появляется слайд с изображением леса. В: Мы пришли в осенний лес! Сколько тут вокруг чудес! Справа – берёзка в наряде стоит, Слева - красавица ёлка глядит. В лесу так красиво и тихо кругом, Мы в лес осторожно, спокойно войдём. Дети проходят тихонько в лес В лесу мы не будем шуметь и кричать. Законы природы нельзя нарушать! Дети садятся на стульчики. В: Загадку с вами разгадаем, что в лесу растет, узнаем. Загадка Лето приближается - Сразу одевается Только осень наступает- Раздеваться начинает А зимой - ну что за вид! Все раздетое стоит! Что это? Дети: Дерево. В: Правильно, ребята. В лесу растут деревья. А какие деревья вы знаете? Дети: Береза, дуб, осина, ель, липа, рябина, сосна. В: Какие деревья растут в лесу, вы узнаете из загадок. Если вы правильно догадаетесь, на экране появится картинка. В белом сарафане Стала на поляне. Летели синицы, Сели на косицы. Дети: Береза. На экране медиапроектора появляется слайд с изображением березы. В: А эта загадка для Софьи. Богатырь в лесу стоит, Желудями весь покрыт. Сам высок и ветвист, Шумит на нем багровый лист. Софья: Дуб. На экране медиапроектора появляется слайд с изображением дуба. В:Дима, а эта загадка для тебя. Осень в сад К нам пришла, Красный факел Зажгла. Здесь дрозды, Скворцы снуют И, галдя, его клюют. Дима:Рябина. На экране медиапроектора появляется слайд с изображением рябины. В: Как называется лес, где растут березы, липы, клены, дубы? Дети: Такой лес называется лиственный. В:А почему? Дети:Потому что в нем растут лиственные деревья и кустарники. На экране медиапроектора лиственные деревья. Подвижная игра «Собери листочки» В:Я предлагаю вам поиграть в игру «Собери листочки». Девочки будут собирать листочки березы, а мальчики - дубовые листочки. В: Ребята, давайте разгадаем загадки и узнаем, какие еще бывают виды деревьев. Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. Дети: Ель. На экране медиапроектора появляется слайд с изображением ели. В: Вика, отгадай загадку. У меня длинней иголки, Чем у елки. Очень прямо я расту, В высоту. Если я не на опушке, Ветви только на макушке. Дети: Сосна. На экране медиапроектора появляется слайд с изображением сосны. В: Как называется лес, в котором растут ели, сосны, пихты? Дети: Такой лес называется хвойный. На экране медиапроектора хвойные деревья. В: Молодцы дети, вы разгадали все загадки. Мы с вами узнали, что бывают леса лиственные и …. Дети: Хвойные. В: А бывает лес, в котором растут и лиственные, и хвойные деревья. Такой лес называется смешанным. Давайте вместе скажем: «Смешанный». На экране медиапроектора появляется слайд с изображением смешанного леса. В: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Какой лес?» Я называю деревья, которые растут в лесу, а вы говорите, какой это лес. Например: В этом лесу растут осины. Это какой лес? Осиновый. Игра «Какой лес?» В: В этом лесу растут березы (дубы, клены, ели, сосны) Какой это лес? В: Прогулки в лесу очень полезны для здоровья, потому что в лесу чистый воздух, приятные ароматы, яркие листья. Давайте отдохнем и продолжим путешествие. Проводится офтальмотренаж. В: Ребята, кроме деревьев в лесу растут кустарники. Какие кустарники вы знаете? Дети: Боярышник, сирень, шиповник, малина, смородина. На экране медиапроектора появляется слайды с изображениями кустарников. В: Молодцы, ребята. Много названий кустарников вы знаете. А вы знаете, чем отличаются кустарники от деревьев? Дети: У дерева один ствол, а у кустарника много стволиков. Деревья выше, а кустарники ниже. В: Плоды кустарников называются ягодами. Ягоды очень вкусные и полезные. Давайте с вами соберем лесные ягоды. Физкультминутка. Мы корзиночки возьмем, В лес по ягоды пойдем. (Дети шагают по кругу друг за другом.) Раз, два, три, четыре, пять, Будем ягоды искать. (Останавливаются, выполняют «пружинку», хлопают в ладоши.) Пробежимся по дорожке, (Бегут по кругу.) Перепрыгнем через лужи. (Прыгают на двух ногах.) Под листочки мы заглянем – (Приседают.) Ягод соберем на ужин: (Имитируют сбор ягод.) Ежевики и малины, Голубики и калины. (Шагают на месте.) Гроздья спелые брусники И немного земляники. (Выполняют «пружинку», хлопают в ладоши.) В: В лесу растут деревья, кустарники, а еще … Дети: Ягоды, цветы, грибы. В: Правильно. Грибы бывают съедобными и … Дети: Несъедобными (мухомор). На экране медиапроектора появляется слайд с изображением грибов. В: Грибники ходят в лес и аккуратно срезают грибы ножом. Для чего они это делают, ребята? Дети: Чтобы на этом месте еще выросли грибы. На экране медиапроектора появляется слайд с изображением грибника, который срезает гриб. В: Кто кроме людей питается грибами и ягодами? Дети: Лесные обитатели, жители (белки, ежи). На экране медиапроектора появляется слайд с изображением лесных обитателей. Речевая игра по сюжетной картине «Диалог лесных жителей» Воспитатель задает наводящие вопросы детям по сюжетной картине, принимая роль ежа. В: Здравствуй, белочка! Ребенок: Здравствуй, еж! В: Куда же ты спешишь? Ребенок: Домой, на прогулку, по делам… В: Как ты готовишься к зиме? Дети: Запасаю орехи, ягоды, делаю припасы на зиму. В: Ребята, как мы можем помочь растениям и животным леса? Дети: Сохранять порядок и чистоту, не рвать цветы, ветви, не ломать кустарники, не разорять птичьи гнезда, не ломать муравейники. В: Правильно, ребята! Будем с вами соблюдать правила поведения в лесу и беречь растения и животных леса. В: Какое сейчас время года? Дети: Осень. В: Мы с вами знаем очень красивую песенку про осень, давайте подарим эту песню старичку Лесовичку и нашим гостям. Песня «Ах, какая осень!» (З. Роот) В: А нам пора возвращаться в детский сад. Заключительная часть Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов ОД. В: Ребята, что новое и интересное вы для себя открыли, путешествуя по осеннему лесу? А поможет нам в этом игра «Закончи предложение». Если в лесу растут березы, дубы, рябины, осины, то лес называется… Если в лесу растут ели, сосны и пихты, то лес называется… Если в лесу растут и лиственные, и хвойные деревья, то это лес… У дерева один ствол, а у кустарника… Плоды кустарника называются… Грибы бывают съедобными и… Мы должны относиться к природе… В: Ребята, посмотрите, что это лежит на пеньке? Дети: Письмо. В: Как вы думаете, кто его отправил? Дети: Старичок Лесовичок. Воспитатель читает письмо: «Ребята! Как же вы меня порадовали – соблюдали все правила поведения в лесу, узнали, что лес бывает лиственный, хвойный и смешанный. Я хочу вам подарить на память об этом путешествии картинки с изображением леса. Я знаю, что вы ведете «Жалобную книгу природы» и предлагаю вам раскрасить мои картинки и добавить их в книгу. А я всегда жду вас в гости. Прогулки по лесу очень полезны детям и взрослым! Всего вам доброго! С уважением, старичок Лесовичок!» В: Ребята, попрощаемся с гостями и отправимся в группу разукрашивать картинки старичка Лесовичка. Дети: До свидания. | Расширять представления детей о разнообразии растительного мира: деревья, кустарники, грибы, ягоды Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, активизировать речь детей. Развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения индивидуальной работы; поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам работы. Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, обозначающими видовое разнообразие лесов, активизировать речь (березовый, сосновый, дубовый, еловый, осиновый, смешанный). Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, обозначающими видовое разнообразие лесов, активизировать речь (сосновый, еловый, пихтовый). Упражнять детей в образовании прилагательных, обозначающих видовое разнообразие лесов (береза - березовый, сосна - сосновый, дуб - дубовый, ель - еловый, осина – осиновый; листва - лиственный, хвоя - хвойный). Сохранять здоровье детей. Развивать мелкую и крупную моторику детей. Систематизировать у детей знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу. Активизировать диалогическую речь детей через рассматривание сюжетной картины Формировать представления детей о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья. Воспитывать эстетическое отношение к природе. Поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам работы. Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу и окружающим. | ПР РР ПР РР РР РР ФР ФР ПР РР ПР ХЭР ПР СКР |