Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по экспериментированию "Волшебная вода"»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
ПРИНЯТО
на заседании педагогического Совета №
от «__» ___________2022 г.
Протокол № от «__» __________2022 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующая МДОУ «Детский сад №29»
____________________ Н.П. Есякова
Приказ №____от «___» ______ 2022г.
«Детский сад №29»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
«Фиолетовый лес»
Возраст детей: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: воспитатель
Пивкина Е.С.
Саранск 2022-2023
Паспорт программы
Наименование дополнительной образовательной услуги
Программа дополнительного образования по развитию логико – математических способностей у детей
«Фиолетовый лес»
Заказчик программы
Родители
Сроки реализации программы
1 год
Цель программы
Развитие логико - математических способностей у детей 4 -5 лет посредством развивающих игр В. Воскобовича.
Задачи программы
Образовательные:
формирование приемов умственных действий: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
расширение словарного запаса и общего кругозора детей.
Развивающие:
развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику, творческие способности детей в процессе выполнения упражнений,
развитие графических навыков крупной и мелкой моторики;
развивать наглядно-образное, творческое и критическое мышления детей дошкольного возраста при выполнении заданий;
формировать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.
Воспитательные:
выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Целевая группа
Дети 4-5 лет, посещающие дошкольное учреждение
Составитель программы
Пивкина Е.С., воспитатель
Ожидаемые результаты
Сформированы представления у детей о предметах и явлениях окружающей действительности;
Развиты у детей познавательные способности: умения видеть проблему,
выдвигать гипотезы, анализировать, сопоставлять, рассуждать и делать выводы;
Развита у детей способность к качественному и творческому усвоению новых знаний и способов деятельности; возможность самостоятельного, творческого переноса усвоенных знаний и способов действий на выполнение других задач в других условиях;
Социально-личностное развитие каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность.
Пояснительная записка
Дошкольное детство-период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности. Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задач, моделировать будущий процесс. Игры В. Воскобовича - необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе.
Актуальность. Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в "уме" и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности. Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности Дошкольное детство-период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности. Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задач, моделировать будущий процесс. Игры В. Воскобовича - необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе. Организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно - задача достаточно сложная. Данная программа опирается на технологию «Сказочные лабиринты игры» Харько Т. Г. и Воскобовича В. В., содержанием которой, является эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, мышления, воображения, мышления, речи и раннее творческое развитие детей дошкольного возраста. Технология «Развивающих игр В. В Воскобовича» в первую очередь направлена на организацию такого развивающего обучения, в котором тренируются и развиваются виды умственной деятельности ребёнка- дошкольника. Развивающие игры Воскобовича, игры на развитие сенсорных способностей («Геоконт»/конструктор/, «Игровой квадрат», «Прозрачная цифра», «Чудо-головоломки», «Разноцветные верёвочки», «Математические корзинки» и др.)
Цели и задачи программы.
Цель: развитие творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей.
Задачи:
Развивающие: -развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
-развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности; -развитие воображения, креативности мышления(умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
-гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;
Образовательные:-формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений;
-построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально – творческому развитию детей в игре -формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Принципы построения программы:
-Системность.
-Учёт возрастных особенностей детей.
-Дифференцированный подход.
-Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний. Принцип постепенного и постоянного усложнения материала.
-Поэтапное использование игр.
-Гуманное сотрудничество педагога и детей.
Ожидаемые результаты: - ребёнок правильно называет геометрические фигуры (квадрат, треугольник, овал, прямоугольник);
- умеет сгруппировать предметы по форме (круглые, треугольные, квадратные, овальные);
- правильно называет структурные компоненты геометрических фигур;
- правильно ориентируется в игровой ситуации, самостоятельно может увеличить или уменьшить количество предметов;
- легко ориентируется в пространстве, владеет необходимыми речевыми навыками;
- ориентируется во временных ситуациях;
- выполняет счёт, понимает итог счета как количество предметов;
- умеет группировать предметы по заданным признакам;
-умеет соотносить число с количеством предметов (понимает количественное значение числа);
- составляет сюжетные картинки по замыслу;
- умеет конструировать предметы с опорой на схему;
- умеет группировать предметы по форме;
- умеет складывать предметные силуэты из частей по замыслу и схематичному рисунку;
- умеет ориентироваться на плоскости зрительно с помощью словесного диктанта; - знает цвета радуги;
- умеет обводить силуэты на листе бумаги, дорисовывать их
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 4- 5 лет.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы организации детской деятельности:
индивидуальная форма: позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
групповая форма: умение гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать, позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
Количество занятий: общее 34, в неделю - 1 занятие, длительность одного занятия 20 минут.
Содержание и методическое обеспечение программы:
1. Рекомендации и методические указания по проведению бесед, игр, теоретических и практических занятий, разработанные в соответствии с основными принципами педагогики.
2. Литература и наглядное пособие (на каждого ребенка необходим, комплект всех используемых в работе развивающих игр и дидактических пособий к ним)