Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе «Волшебная вода, узнаем мы тебя»
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе «Волшебная вода, узнаем мы тебя»
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах), уточнить значение воды для всего живого на земле. Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: бесцветная, безвкусная, прозрачная. Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе «Волшебная вода, узнаем мы тебя»»
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе
«Волшебная вода, узнаем мы тебя»
Автор: Морозова Ольга Юрьевна, МБДОУ №4 «Ляйсан» г.Бугульма, РТ Описание: материал будет интересен воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования. Цель: прививать интерес к исследовательской деятельности Задачи: Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах), уточнить значение воды для всего живого на земле. Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: бесцветная , безвкусная, прозрачная. Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умение общаться со сверстниками во время проведения опытов. Оборудование: стаканчики; стаканчики с питьевой водой, бутылочки, соломинки (на каждого ребенка) ; воронки, узкие высокие стаканы, округлые сосуды, широкие миски, ковшики , вода, подносы; мука, сахарный песок, речной песок, краски, кофе, ложки или палочки, лимон, лед, цветные льдинки. Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки) ; наблюдение на прогулке; беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»; проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды).
Ход занятия: Воспитатель: Ребята, во время прогулок мы с вами наблюдали за природными явлениями. Прочитали в энциклопедии о воде. Дома все наблюдаем каждый день, как вода течет у нас из – под крана. Учили стихи. Сегодня я вас приглашаю вступить в клуб «Юные лаборанты», получше узнать свойства воды, может ли выжить человек без воды и все живое на планете. Ребята, а для чего нам нужна вода? Ответы детей. Воспитатель: Ребята, дома мы каждый день используем воду, теперь каждый ребенок поочереди назовет, где дома применяют воду( или сам ребенок, или родители). Ответы детей: чистим зубы, умываемся, моем посуду, пьем чай, варим обед, ужин, поливаем цветы, заполняем аквариум и многое другое. Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. А сейчас я загадаю вам загадки о природных явлениях. Слушайте внимательно. «Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу. (Вода.) Мы говорим: она течёт; Мы говорим: она играет; Она бежит всегда вперёд, Но никуда не убегает. (Вода.) В море я всегда солена, А в реке я пресная. Лишь в пустыне раскаленной Мне совсем не место. (Вода.) Воспитатель: О чем все эти загадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить? Дети. О воде! Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе? Ответы детей. Воспитатель: А теперь вместе с вами постараемся определить, где какая вода, а для этого надо поиграть в игру. Вы согласны? Ответы детей. Воспитатель: Игра:«Доскажи словечко». В морях и океанах – вода солёная; вода в море – … морская; вода в океане – …океаническая; в реках - …, в родниках -…, в болотах -…, Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна людям вода, животным, растениям, рыбам? Ответы детей. Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать ещё много нового о воде? Тогда, приглашаю вас в клуб «Юный лаборант». Предлагаю вам заняться исследованием воды. Согласны? Ответы детей. Воспитатель. Сейчас пройдемте в нашу лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности во время работы с водой. Но вначале, нам хотелось бы послушать стихи , ведь детки знают стихи. Варя: Вода всегда и всем нужна, Она прозрачна и чиста. Она бежит, течет и льется, Из речки, крана и колодца. Вода тепла и холодна, А так же мокрая она. И кто с водой не осторожен Намочит быстро их она. Тимур: Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг? Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать? Без чего мы, скажем прямо, Человеку умирать? Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели. Чтобы не было беды – Жить нельзя нам без…. ВОДЫ.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость». Воспитатель: Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Куда можно налить воду? Дети: В стакан, в ведро, в вазу, в бутылку, в тарелку. Воспитатель: Что еще можно сделать с водой? Дети: Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой. Воспитатель: Давайте попробуем перелить воду из одного сосуда в другой. Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.
Опыт № 2 «Вода не имеет вкуса». Воспитатель: Вот интересно: Есть ли вкус у простой воды? Итак, я пробую воду. Вкуса я не почувствовал. Я думаю, что у воды вкуса - нет. Воспитатель: А теперь и вы попробуйте, через соломинку попить воду. Есть ли у нее вкус? Дети выполняют задание воспитателя. Воспитатель: А если мы добавим в стаканчик с водой кусочек лимона, давайте попробуем добавить лимон и воду попробуем на вкус, что изменилось? Ответы : вода стала кислая. Мы изменили вкус воды. Воспитатель: А теперь возьмите ложечки и насыпьте в воду сахарный песок, размешайте и попробуйте на вкус, изменился вкус? Ответы детей: вода стала сладкая. Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная и оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, у воды есть запах? Ответы детей. Воспитатель: Перед вами на столе лежит кофе, попробуйте насыпать в стаканчик с водой кофе и понюхать, пахнет вода? Ответы детей: вода пахнет кофе. Вывод: чистая вода без запаха, но если в нее добавить что – либо добавить, она принимает тот запах. В нашем случае, вода приняла запах кофе.
Опыт № 3 «Вода не имеет формы». Перед детьми различные сосуды. Воспитатель: Может ли вода иметь, какую – то форму? Ответы детей. Воспитатель: Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Ответы детей. Воспитатель: Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? Дети: Ковшиком через воронку. Вывод: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится.
Опыт № 4 «Что растворяется в воде? ». Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных емкостях. Дети рассматривают воду, вспоминают ее свойства. Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок? Дети добавляют сахар, перемешивают, и все вместе наблюдают, что изменилось. Воспитатель: Что произойдет, если мы в воду добавим речной песок? Дети добавляют к воде речной песок, перемешивают. Воспитатель: Изменилась ли вода? Стала она мутной или осталась прозрачной? Растворился ли речной песок? Ответы детей. Воспитатель: Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую краску? Дети добавляют краску, перемешивают. Воспитатель: Что изменилось? Дети: Вода изменила цвет? Воспитатель: Растворилась ли краска? Дети: Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала не прозрачной. Воспитатель: Растворится ли в воде мука? Дети добавляют в воду муку, перемешивают. Воспитатель: Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде? Воспитатель: Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде? Ответы детей. Вывод: вода растворяет вещества, но не все, (вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются).
Опыт №5 «Лед – твердая вода» Воспитатель: Детки, я давала вам домашнее задание, заморозить дома воду и принести льдинки в сад. Вы их принесли, и мы с вами понаблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает? Ответы детей. Воспитатель: А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки? Ответы детей: Влажными. Вывод детей: лед – твердая вода.
Опыт №6«Газообразная вода - пар» Воспитатель: Беру стакан с горячей водой и накрываю тарелкой. Дети наблюдают. Показываю тарелку. Что вы видите на стекле? Ответ: Образовались капли воды. Вывод: вода может превратиться в пар. Подведение итогов и оценка результатов. Игровое упражнение «Волны» - А теперь встанем в большой круг и образуем озеро. Вода в озере спокойная (плавно разводим руки в стороны), налетел легкий ветерок, стал играть с водой (движения кистями рук вверх-вниз), подул ветер сильнее (вода забурлила, заплескалась), стих ветер(водная гладь спокойная). Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали свойства воды. Что запомнилось больше всего? Ответы детей. Воспитатель: Ребята, подумайте, что будет с водой, если вынести ее на мороз, что будет со льдом, если внести в теплое помещение? Спасибо. Ребята, дома с родителями поэкспериментируйте: создайте «цветную ледяную мозаику». Для этого вам необходимо выполнить задание, изложенное на этом листе. Детям раздаются листы с инструкциями. Инструкция по изготовлению «Цветной ледяной мозаики». 1. Налить в стакан воды. 2. Красками покрасить воду (выбираем количество по желанию). 3. Залить формочки цветной водой 4. Поставить в холодильник. 5. Утром принести в детский сад. Примечание: Не забудьте, что ваша «Цветная ледяная мозаика» может превратиться в обычную цветную воду. Воспитатель: вы все замечательно справились с заданиями, я очень вами горжусь, всем спасибо за участие в опытно – экспериментальной деятельности. Ребята, а теперь пойдемте одеваться и продолжим наши эксперементы на улице. Возьмем гуашь и покрасим снег, из замороженных льдинок соберем снежинку. Воспитатель: Ну что ребята, вам понравилось наше занятие, а снежинки какие замечательные получились. Вы молодцы. До новых встреч с зимой, и с водой.