Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «В царстве снежной Королевы.»
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «В царстве снежной Королевы.»
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «В царстве снежной Королевы.»
Цель. Активизировать познавательный интерес к зимним явлениям.Формировать представления о свойствах снега.
Научить решать познавательные задачи и делать выводы в процессе экспериментирования, используя карточки- символы.
Развивать мышление, творческое воображение.
Материалы и оборудование:
одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег, лупы по количеству детей, по половине разрезанного апельсина на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега, салфетки и полотенце, медальоны-снежинки для сюрпризов на каждого ребенка, аудиозапись.
Дети входят в зал.
Воспитатель обращает внимание детей на искусственные снежинки. Настоящие ли они? Где можно увидеть настоящие снежинки?
Звучит волшебная музыка…
Воспитатель. Кажется мы с вами попали в царство Снежной Королевы.
Появляется Снежная Королева и ледяным голосом говорит:
- В царстве дальнем, в царстве белом,
среди снега, среди льдин
Я живу, как королева,
холод – спутник мой один…
В моем доме всюду стужа,
Я владею царством льда,
И везде снежинки кружат,
Лед, снежинки- все вода…
- Здравствуй, Снежная Королева.
- Здравствуйте, ребята, вы находитесь в моем царстве, где вечная зима. Я очень люблю зиму.
- Снежная Королева, наши ребята то же любят зиму.
-Зимой погода бывает разной: то мороз ударит, то снегопад падает, то вьюга разыграется, а то и настоящая снежная буря – буран.
-Что такое снегопад?
- А что такое вьюга? Вьюга – это когда дует ветер и поднимает выпавший снег, и он кружится в воздухе.
-А если ветер очень сильный, сбивает людей с ног, ничего не видно из-за клубящегося снега – это настоящая снежная буря, буран.
(Выставить картинки).
- А теперь поиграем в игру «Снег, вьюга, буран». У вас на столах карточки-символы. Вы должны угадать, что они обозначают. Я говорю: «Снег!», «вьюга», «Буран» вы поднимаете соответствующую карточку.
Снежная Королева:
В моём царстве много снега и я вас приглашаю в снежную лабораторию, где вы станете учёными,мы будем выяснять, что такое снег и какие у него свойства.
Ребята, вход в снежную лабораторию, непростой, надо ответить на вопрос «Где живёт снежинка?», а также отгадать загадку :
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Лишь поймаешь на ладонь. (Снег)
Звучит волшебная музыка
Воспитатель. Вот мы и попали в снежную лабораторию. Я скажу волшебные слова «Вправо, влево повернитесь и в ученых превратитесь». теперь мы с вами стали учёными. А кто такие учёные? Это люди, которые что- либо изучают.
Посмотрите, ребята, а что у вас лежит на тарелочках?
Дети: Снег!
Ребята, чтобы нам не замёрзнуть, давайте согреемся.
Физминутка
Снег пушистый всё летает
А метель всё завывает ( поднимают руки и медленно опускают)
Сколько снегу намело ( показывают сугробы)
Все тропинки занесло
Мы дорожки разгребаем (Иммитируют движения)
И в снежки играть пойдём (шагают)
Снег сегодня белый ( Поднимают руки вверх)
От него кругом светло
Рукавички мы наденем (надевают рукавички)
И перчатки мы наденем
Каждый пальчик мы оденем
Будет в шубках нам тепло
1.Воспитатель. - Ребята, а пока мы с вами играли, стало так тепло. Посмотрим, что же произошло со снегом?
Дети:- снег растаял?
Воспитатель. Почему? ( На доску крепится снежинка с изображение 1 свойства, на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле). А как мы будем исследовать снег? Где нам его взять. Давайте попросим нашего помощника принести снег.
Проводим эксперимент. У вас под тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их (круги). Какого они цвета? Положите один круг на пустую тарелочку, а наверх положите снег, а другой круг опустите в воду. Где круг видно, а где нет? Почему? (На доску крепится вторая снежинка: снег непрозрачный- нарисован закрытый глаз)
2. Сравним, какого цвета снег и вода? (на доску крепится 3 снежинка: снег белый, в центре снежинки вата).
3. Ребята, а как узнать, есть ли у снега запах?. Давайте понюхаем сначала апельсин, какой он? -Ароматный. А теперь снег (у снега нет запаха, крепится 4 снежинка- на снежинке нарисован нос)
Ребята. Вы молодцы, столько опытов мне показали, а сейчас я вам покажу, садитесь поудобнее. Вот тут у меня 2 баночки, в одной горячая вода, в другой- холодная. Я буду опускать снег сначала в холодную воду, а затем в горячую. Где снег растаял быстрее? (в горячей воде снег растаял быстрее, чем в холодной. Быстрота таяния снега зависит от температуры воды)
Воспитатель. Ребята, а теперь давайте вспомним свойства снега. А что такое снег? Дети. Это много снежинок.
Воспитатель. Вот как они выглядят. А что такое снежинки, откуда они берутся?
Подвести детей к ответу, что снег – это замерзшая вода.
Даже в загадке говорится: «станет капелькою чистой». Почему же снег на ладони превращается в воду? А почему снег бывает только зимой?
Оказывается, вода высоко в воздухе находится в виде мельчайших капелек. Зимой, когда становится очень холодно, капельки замерзают, и выпадают на землю в виде мельчайших красивых снежинок.
Воспитатель. Выходите на ковер, берите снежинки.
« Вправо-влево повернись и в снежинку превратись!»
Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Звучит фонограмма, дети изображают снежинки.
- Как замечательно вы изобразили снег! Садитесь.
Снежная Королева. Молодцы, ребята, вы теперь всё знаете о снеге. Я хочу подарить вам на память снежинки, которые никогда не растают и будут напоминать о нашей встрече.
(детям дарятся медальоны- снежинки)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «В царстве снежной Королевы.»»
Аққайың ауданы
“Балапан” ясли-бақшасы МКҚК
Методическое пособие
по развитию исследовательскойдеятельности
дошкольников
«Экспериментировавние как эффективный метод познания окружающего мира»
Автор пособия - воспитатель второй квалификационной категориии Медведева Галина Константиновна
с. Смирново
2011-2012 оқу жылы
Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира.
Дошкольное детство- это период развития ребёнка, когда происходит личностное всестороннее развитие ребёнка, всех его сфер деятельности: коммуникативной, нравственной, эмоциональной, волевой, познавательной. Именно в этот период формируется познавательная активность. Непосредственный контакт ребёнка с предметами, материалами или элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства и качества, возможности, пробуждают желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка».
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода, исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Экспериментирование и детская исследовательская деятельность -эффективный способ обучения детей практическим методам познавательной деятельности.
Настало время для широкого внедрения этого метода в практику работы нашего детского сада.
В своей практике я применяла новый методический подход к организации поисково- исследовательской деятельности изучения явлений окружающего мира- метод экспериментирования. Так, однажды , выйдя на прогулку, дети заметили, что воды в луже больше нет, так возник вопрос, откуда берётся вода и куда она девается? .
На прогулках мы наблюдали за дождем в разное время года, за состоянием неба во время дождя и выявление причины дождя. Наблюдение за испарением воды с поверхности асфальта, испарением росы с растений. Провели цикл занятий о воде, где дети узнали о свойствах воды: жидкая текучая, не имеет цвета, запаха, вкуса. Проводя опыты с детьми, мы убедились, что металлические предметы в ней тонут, а деревянные и пластмассовые плавают. Дети знакомились с таким свойством воды как впитываемость. Вода, впитываясь в почву, дает жизнь растениям, и дети научились замечать, когда растения нуждаются в поливе. Проведя ряд экспериментов, дети узнавали о том, что вода под воздействием температуры может переходить из одного состояния в другое, что снег и лёд это тоже вода.
В конце осени мы с детьми наблюдали за образованием первого тонкого льда на лужах во время первых осенних заморозков, появлением инея.
В течение зимы наблюдали за изменением снежного покрова, его структуры, цвета при повышении, понижении температуры воздуха. Проводя опыты с воздухом , дети узнавали, что воздух находится вокруг нас. Его можно увидеть, ощутить, проделать с ним ряд действий. Летом проводились игры и занятия с песком, в ходе которых дети убеждались, что песок принимает любую форму, пока не высохнет. Проводя эксперименты, я старалась использовать проблемные ситуации, чтобы дети сами учились находить ответы на поставленные вопросы. В ходе элементарных опытов мы с детьми анализировали поставленные задачи, выявляли известное и неизвестное, дети выдвигали предположения об изучаемом объекте или явлении природы, отбирали способы проверки предположений, которые отражались в наблюдениях, сравнениях, беседах, опытах: «Как воду сделать сладкой, солёной, разноцветной?», «Что растворяется в воде, что тонет, плавает?», «Почему летом- дождь, а зимой- снег?», «Для чего нужна вода живым организмам?», «Есть ли в воде воздух?», «Как образуются мыльные пузыри?», «Из чего состоит песок?»
Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их..
Опытная и исследовательская деятельность несёт в себе большие возможности для всестороннего развития детей: развивает их мышление, обогащает знания, активный и пассивный словарный запас, побуждает желание созидать, а не разрушать.
«Дети любят искать, сами находить, в этом их сила. Необходимо поддерживать и питать в них дух неугомонного искателя лелеять проснувшуюся жажду знаний»- писал А. Энштейн.
В пособии представлены материалы по организации опытно-экспериментальной деятельности детей 2–6 лет.
Цель данного методического пособия:
Обогатить впечатления детей о разнообразии мира неживой природы. Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.
Задачи :
Познакомить детей со свойствами воды, воздуха, песка.
Учить проводить элементарные опыты, искать ответы на вопросы, делать простейшие выводы, анализируя результаты экспериментальной деятельности.
Создать условия для целостного мировидения ребёнка средствами эксперимента.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Стимулировать, развивать, обогащать и активизировать деятельность воспитателей в работе по организации экспериментальной деятельности дошкольников.
Показать использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, инновационных технологий, направленных на познавательно-поисковое развитие детей.
Занятие по развитию опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе.
« Удивительные превращения воды»
Цель.1. Познакомить детей с тремя состояниями воды (твердая вода, жидкая, пар). Закрепить знания о свойствах воды., используя карточки- символы. Помочь ребёнку раскрыть причину наблюдаемого явления с помощью опытов.
2. Рассказать о значении круговорота воды в природе.
Развивать логическое мышление, творческое воображение, интерес к экспериментальной деятельности.
Оборудование: Лёд, блюдца и стаканы с водой по кол-ву детей, чайник, стекло, схема круговорота воды в природе.
Ребята, мы сегодня будем говорить о самом необходимом и удивительном веществе на Земле-воде. Стихотворение
В природе путешествует вода
Она не исчезает никогда
То в снег превратится, то в лёд
Растает и снова в поход.
По горным вершинам, широким долинам
Вдруг в небо взовьётся,
Дождём обернётся,
Вокруг оглянитесь, в природу вглядитесь.
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебная вода!
Д/упражнение «Расскажи про воду».
Дети по очереди достают карточки- символы и расставляют их.
Воспитатель поясняет ответы детей. Вода жидкость, она не имеет цвета, вкуса, не имеет определённой формы. Вот видите, вода –простое , на очень загадочное вещество. Вот послушайте сказку : Жила-была на свете Матушка- Водица. У неё была большая семья: сыновья- Туман, дождь, Снег, Лёд и дочери: Роса и Снежинки Все они любили разные времена года: весну, зиму, лето, осень. А как вы думаете, как зовут детей Матушки Водицы, которые любят зиму?
Дети. Снег, лёд. Давайте познакомимся со льдом.
Опыт «Лёд- это твёрдая вода»
1.Кусочки льда положить на блюдце, предложить детям потрогать их, понюхать. Что можно сказать о льде?
Ответы: Лёд холодный, скользкий, без запаха.
2. Предложить посмотреть на картинку сквозь лёд
Картинка видим, значит лёд прозрачный.
3. Опускаем лёд в воду: лёд плавает, значит, он легче воды.
4. Понаблюдать, что происходит со льдом на блюдце.
Вывод: в тепле лёд тает и превращается снова в воду. А где встречается вода?
Ответы: в лужах, в реках, в море, снег, дождь.
А как называется частичка воды?- Капелька.
Игра «Волшебные капельки»
Мы с вами капельки(дети свободно располагаются по комнате)
Капельки встречаются друг с другом и получается ручеёк
(дети берутся парами). Ручеёк впадает в море (большой круг).
Наш круг может менять форму, как и вода (круг вытягивается в овал)
А теперь представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что будет происходить? Вода будет нагреваться. Каждый из вас -частичка воды. Ваши ладошки уже такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активно двигаться (дети двигаются по группе)- каждый из вас стал частичкой пара. А теперь вас замораживают. Вам становится холодно. Что вы в этом случае делаете? Надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтоб стало теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Мы с вами, как частички воды, но каждый раз мы соединялись по-разному. Расскажите, как связаны частички воды друг с другом?
После рассказов педагог делает выводы вместе с детьми:
1. Вода в виде пара: связи между частичками нет, каждая движется сама по себе.
2. В жидком состоянии связи между частичками более сильные, но они очень гибкие, поэтому вода не имеет своей формы.
3. Вода- в твёрдом состоянии, её частички прочно связаны друг с другом: вода в твёрдом состоянии- это лёд.
Воспитатель. Ребята, вода может быть не только твердым веществом и жидкостью, а может быть газом и паром.
Опыт «Вода превращается в пар»
Чайник с водой закипает, вода превращается в пар. Подносим стёклышко, оно запотевает. Это означает, что под действием воздуха частички пара снова превращаются в капельки воды. Вот так в природе и образуется дождик: холодный воздух поднимается кверху, собираясь в капельки, капельки собираются в большие дождевые тучи. Когда тучи становятся тяжёлыми, они проливаются дождём на землю, но это летом, когда тепло, а зимой, вода, поднимаясь, превращается в снежинки, иней и так выпадает снег. А весной, когда становится тепло, снег тает, опять образуется вода. На улице весной мы наблюдаем много ручьёв и луж. Так происходит круговорот воды в природе и вода в водоёмах никогда не кончается и вода переходит из одного состояния в другое под действием тёплого или холодного воздуха.Показ презентации «Круговорот воды в природе»
Конспект занятия по валеологии в средней группе «Путешествие в страну Здоровячков»
Цель. Познакомить детей с основами здорового образа жизни, формировать знания детей об органах дыхания. Учить осознанно пользоваться предметами личной гигиены. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Побуждать к выполнению культурно- гигиенических навыков.
Сегодня у нас необычное занятие. Его можно назвать школой здоровья.
Мы будем говорить о том, как надо заботиться о своём здоровье,чтобы не болеть, расти здоровыми и крепкими.
Давайте мы отправимся в «Страну Здоровячков». В этой стране есть доктора, которые дают здоровье нам ежедневно. Кто они? Хотите узнать?
Когда вы идёте на улицу, то чем дышите? Свежий воздух является первым доктором. А без какого доктора засохли бы цветы, деревья? Вода-второй доктор. А солнце есть второй доктор. Давайте скажем : «Солнце. Воздух и вода- наши лучшие друзья»
В-ль: Ребята, если вы отгадаете загадку,то узнаете о чём пойдёт речь.
Он ,ребята всем нам нужен
Греет воздух в злую стужу,
Запах чувствует любой
И у каждого он свой
Мне ответьте на вопрос
Что же это …нос.!
Вос-ль:А для чего нам нужен нос?- Чтобы дышать
А для чего ещё нам нужнен нос?- Чтобы чувствовать запахи, согревать воздух. Некоторые считают, что нос-это только украшение, но это не так.
Есть прямые носики
Есть носики- курносики
Очень нужен всякий нос
Раз уж он к лицу прирос.
На самом деле даже самый маленький нос- это очень важная часть тела. Мы дышим всё время. Даже если бы мы не хотели. Всё равно мы дышим.
Опыт « Задержка дыхания» Вывод: Надолго дыхание задержать невозможно; из носа воздух попадает в лёгкие, ваши лёгкие похожи на два воздушных шарика. При вдохе они увеличиваются, а при выдохе уменьшаются.
Упражнение: Вдох- задержка дыхания, медленный выдох. Руки на груди.
В-ль: Итак, нос нам нужен, для того. Чтобы мы жили и дышали.
Физпауза: «Надуй шарик»
Вот шарик надуваем – до облака взлетаем.
Дети держат руки на уровне губ замочком, Затем, иммитируя большой шар, поднимают их вверх, голова тоже поднимается медленно за руками вверх изображающими пузырь.
Шарик лопнул- наши мышцы расслабляем, выдыхаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Медленно приседают и опускают руки через стороны вниз. Затем выпрямляются, голову держат прямо.
Мы с вами наблюдали, как пылесос очищает ковёр от пыли. Вот и ваш носик- Маленький пылесосик, который при дыхании очищает воздух от микробов .А что такое микробы? Это маленькие частицы ,невидимые глазом, но очень вредные для здоровья. Если микробы попадут вовнутрь то мы можем серьёзно заболеть. Внутри носа есть множество ресничек, которыми он ловит микробов. Если в организме накопится много микробов, мы начинаем болеть, поднимается температура, мы чихаем, кашляем.
Ребята, что нужно делать при чихании и кашле? (Отворачиваться, прикрывать рот платочком). Правильно, ведь при чихании и кашле микробы разлетаются по комнате, и если мы им не закроем путь, то они попадут в рот и нос другим детям и все начнут кашлять и чихать. Поэтому надо помнить не только о своём здоровье но и о здоровье окружающих дюдей.
Опыт « Носом вдох- выдох» (Ладошка к носу)
Стихи про нос: Нос не должен быть простужен
Нос здоровый всем нам нужен
Чтобы сон, когда придёт
Тихо спать, закрывши рот
А зимой в большой мороз
Не высовывай свой нос
Ещё можно пожелать
Пальцем в нос не залезать
Дети, в этом стихотворении говорится о том , что пальцем в нос залезать нельзя, для этого у нас есть хороший помощник.,о котором говорится в загадке: Лёг в карман и караулю
Рёву, плаксу и грязнулю
Им утру потоки слёз
Не забуду и про нос.
Правильно, носовой платок наш верный и надёжный помощник
Сценка «Заинька простудился»
(Ширма, на ней ёлка, снег, за ширмой кто-то чихает. Появляется зайка, он чихает)
В-ль: Будь здоров заинька
Зайчик: Апчхи!
В-ль Какой у тебя насморк. И нос совсем мокрый. Вытри нос зайка, у тебя есть носовой платочек?
Зайчик. Сейчас поищу. Ищет. Медяшка в кармане. Деревяшка в кармане, побрякушка есть и катушка есть. (Ищет платок, а там его нет)
Пожимает плечами. У меня нет платочка. Апчхи.
В-ль: Всё. Что надо в кармане, что не надо в кармане, нет в кармане пустяка- носового платка. Как можно без него? Бедный зайка, где ты так простудился?
Зайка
В-ль: Какая беда, как тебе помочь? Давай мы тебе подарим носовой платочек
Зайка: Я кажется нашёл платочек (достаёт скомканный)
В-ль: Да, заинька, плохо живётся твоему носовому платочку в кармане среди разного мусора. Грязным ,скомканным платком нос вытирать нельзя. Отнеси его маме, она постирает и погладит его. А мы тебе дарим чистый носовой платочек. (Зайка берёт платочек ,благодарит детей, вытирает нос и уходит.
В-ль:Помните, ребята, карман -не чемодан. В кармане должен лежать только чистый платочек. Давайте, посмотри, как живётся вашим платочкам в ваших карманах.
Д/И «Хорошо- плохо» У детей 2 карточки (зелёная- хорошо,красная-плохо). В-ль задаёт вопросы:
-Ковыряться в носу?
-Отворачиваться при кашле?
-Вытирать нос рукавом?
-Совать мелкие предметы в нос
- Сильно сморкаться?
-Пользоваться грязным носовым платком?
-Прикрывать нос и рот при чихании и кашле?
-Пользоваться чистым носовым платком?
-Защищать нос от холода?
Дети в зависимости от вопроса показывают зелёную и красную карточку.
Результаты проведенной работы показали, что применение метода экспериментирования оказало влияние на:
- повышение уровня развития любознательности, развитие исследовательских умений и навыков детей. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволили познать их свойства, качества, возможности, пробудили желание узнать больше, обогатили впечатления детей яркими образами окружающего мира. В ходе опытно- экспериментальной деятельности дети научились наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);
-развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения);
У дошкольников обогатились представления о мире неживой природе.
Используемая литература.
1Савенков А. «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. «Дошкольное воспитание» №12 2005
2 Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой», изд. «Педагогическое общество России», 2005г.
3. Рыжова Н. А., Мусиенко С. И. «Воздух- Невидимка», Линка- Пресс, 2011г.
4.Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду» Изд. Дом «Карапуз», М, 2001г.
5.Масленникова О. М, Филиппенко А. А. « Экологические проекты в детском саду»,изд. «Учитель», 2011г.
6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Под редакцией Прохоровой Л.Н., - М., АРКТИ, 2005г.