Цель. Дифференцировать звуки [а, о, у, ы, и, э] через их нахождение в словах; знакомить с предложением; учить выделять на слух предложения из высказывания; учить членить предложения на слова; упражнять детей в умении делить слова на слоги; развивать фонематическое восприятие (гласные звуки); закреплять соотношение звук — буква.
Оборудование. Панно букв, фишки (пуговицы), полоски бумаги, счетные палочки, набор картинок. Герои Слыш и Буковка.
Ход занятия
1.
Вхождение
Звуки, Буквы к нам пришли
В мир фантазий повели,
Здравствуй Буква,
Здравствуй Слыш
Здравствуй солнце, облака,
Здравствуй, здравствуй детвора,
А сейчас, в этот час
Будет Грамота у нас!
В.: Ребята, посмотрите пожалуйста на панно и назовите соответствующие им звуки.
В.: Уточните, пожалуйста, какие это звуки?
Ответ детей: все эти звуки — гласные.
В.: Почему эти звуки гласные, дайте им характеристику.
Ответ детей все эти звуки тянуться, и поются при их произнесении воздушная, струя не встречает, преград.
В.: Совершенно верно, это правильно. Сейчас мы с вами поиграем игра будет называться «Найди гласный звук». Игра будет в парах.
2. Игра «Найди гласный звук»
В.: послушайте условия игры.
На одной картинке изображены предметы, названия которых — односложные слова (с одним гласным звуком):
дом, мак, лук, дым, кот, нос, рак, рысь и т. д.
На другой картинке изображены предметы, названия которых — двусложные слова (с двумя гласными звуками): лужа, лапа, бусы, книга, часы, гуси и т. д.
Задания детям: Дети справой стороны выбирают картинку с одним гласным звуком, и положить его в круг, а дети с левой стороны кладут в круг только с двумя гласными звуками.
а) выбрать картинку с предметом, в названии которого слышится один гласный звук. Произнести слово, выделяя (протягивая) гласный звук, и назвать его. Например, в слове лу-у-у-к — гласный звук [у];
б) взять оставшиеся картинки, произнести названия изображенных предметов, найти гласные звуки и назвать их. Например, в слове лу-у-у-ужа-а-а-а два гласных звука — [у] и [а].
В.: Молодцы с заданием справились. А сейчас поиграем в игру «Измени слово».
3. Игра «Измени слово».
Детям предлагается взять картинки с предметами, которые называются односложными словами и изменить их так, чтобы в слове слышались два гласных звука. Образец: дом — домик.
Сом – Сомик, Дым – дымок, Сыр – сырок, Кот – котик, Рысь –рысёнок, лук –лучок, лужа – лужица, лапа – лапка, часы – часики, книга – книжеца.
В.: Хорошо вот так могут изменяться слова.
II.
1. Ребята, мы с вами работали с отдельными словами.
В.: ребята, Слова (произносимые сами по себе) нам ни о чем не говорят, не рассказывают.
Например: слово дом. Мы можем его произнести много раз, но никогда не узнаем, какой это дом (высокий или низкий, новый или старый); где он стоит (в городе или деревне, в лесу или на берегу реки); кто в нем живет и т. п.
Для того чтобы слова начали рассказывать, сообщать нам о чем-то, они должны подружиться друг с другом.
Например: Рабочие построили новый дом. Из дружных слов получилось предложение. Только с помощью предложений мы можем сообщать другим людям различные сведения.
Скажите, что вы узнали о доме из этого предложения.
Ответ детей
В.: мы узнали, Кто построил дом?
Ответ детей: рабочие
В.: правильно, какой это дом?
Ответ детей: новый
В.: правильно, Предложения мы будем обозначать длинным прямоугольником или длинной полоской бумаги (показ бумажной полоски).
III. Игровое упражнение «Веселая гимнастика»
Поднять руки вверх.
Правую руку опустить вниз.
Левую руку поставить на пояс.
Руки опустить вниз. Повернуться направо.
Посмотреть налево.
Прыгнуть высоко
Повернуться вправо, влево,
Дружно сесть и дружно встать
Заниматься вновь начать.
В.: Ребята, сейчас мы будем, с вами составлять, предложение, взяв за основу слова лужа, кот.
Всем, кто составил предложения, я дам длинные полоски бумаги.
Например: В нашем дворе большая лужа. Кат живёт в нашем доме.
3. Упражнения на выделение предложений из высказываний на слух.
В.: Ребята, а предложения тоже умеют дружить. Так получаются рассказы. В рассказах одно предложение от другого отделяется паузой (короткой остановкой). Послушайте коротенький рассказик из трех предложений.
Маша и Петя живут в большом городе. (Пауза.)
Они ходят в детский сад. (Пауза.)
В детском саду они играют, и занимаются.
В.: Повторите, пожалуйста, первое предложение.
Ответ детей
В.: О чем оно вам рассказало?
Ответ детей: что Маша и Петя живут в большом городе
Далее проводится аналогичная работа с другими предложениями.
В.: Повторите второе предложение
Ответ детей Они ходят в детский сад
В.: О чёс рассказало вам это предложение?
Ответ детей мы узнали, что дети ходят в детский сад и они ещё маленькие.
В.: Повторите третье предложение.
Ответ детей
В.: а это предложение о чём вам говорит?
Ответ детей.
В.: значит, в рассказе, сколько было предложений?
Ответ детей 3 предложения. Мы узнали о Маше и Пете.
В.: Послушайте другой рассказик; выложите столько полосок бумаги, сколько в нем предложений.
Петя пошел гулять. (Пауза.)
Во дворе он нашел котенка. (Пауза.)
Мальчик взял котенка домой.
Повторите первое предложение (второе, третье).
Ответы детей.
В.: а теперь в предложении выделим слова.
4. Выделение слов из предложения.
В.: Я сейчас произнесу предложение, а вы определите в предложении количество слов.
В.: Петя пошел гулять.
Ответ детей в предложении 3 слова
В.: Назовите эти слова.
Ответ детей: 1 Петя, 2 пошёл, 3 гулять.
В.: ребята, у предложения есть условное обозначение слов в предложении - этокороткие линии на полосках бумаги
------- ----------.
---------
В.: — Каждая линия — это отдельное слово.
Сколько слов в предложении, столько линий на полоске.
В.: Из чего состоят слова?
Ответ детей: Из звуков.
В.: Линии-слова — это ниточки наших волшебных звуковых бус.
В.: сейчас мы с вами потренируемся и зарисуем предложения со словами. Вот предложение для разбора.
Девочка смеется.
Мальчик надувает шарик.
Дети рисуют.
Собака громко лает.
В.: отлично, значит, сделаем вывод, что Предложение состоит из слов, и записываются каждое слово черточками.
Рефлексия
В.: Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
Что нового узнали?
Чему научились?
(Дети вместе с воспитателем обсуждают пройденный материал).