Просмотр содержимого документа
«Конспект по познавательному развитию "Морские обитатели"»
Конспект
«Путешествие в подводный мир»
Программные задачи: Расширять представления детей о подводном мире и его обитателях (дельфин, кит, акула, медуза, осьминог). их особенностями, внешним видом, питанием, передвижением; обогащать и активизировать словарь словами по теме «подводный мир» (морские обитатели, батискаф, медуза, осьминог, щупальца); развивать у детей интерес к подводному миру;
воспитывать бережное отношение к окружающей среде и морским обитателям;
Оборудование и материалы:
магнитная доска, глобус, аудиозапись шума моря и голосов морских животных,картинка батискафа, иллюстрации с изображением морских обитателей, игрушки морских обитателей.
Ход:
Воспитатель: (на ковре)
«Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся».
Затем воспитатель вместе с детьми подходит к глобусу.
- Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать:
«На ноге стоит одной,
Кружит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны»
(ответы детей).
Воспитатель берёт в руки глобус.
Воспитатель: Что означает голубая краска на глобусе? (ответы детей).
Воспитатель: Да, моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша. Ребята, а давайте послушаем звуки, которые издаёт море (звучит запись шума моря). Дети слушают.
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и его обитателях.
Воспитатель: - А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно? (ответы детей).
Воспитатель: - На дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, чтобы наблюдать за морской жизнью.
(показывает иллюстрацию).
Я предлагаю вам отправиться в увлекательное морское путешествие (звучит шум моря)
Прошу занять свои места в нашем батискафе
Нам предстоит узнать и увидеть морских обитателей. Батискаф готов к погружению. Погружаемся. Музыка (звук погружения). «1-2-3, все поплывём! В мир подводный попадем. Сейчас начнутся чудеса, нужно лишь смотреть во все глаза».
Воспитатель:- А вы знаете, что все морские обитатели живут как в многоэтажном доме, каждый на своем этаже? Некоторые животные могут жить только на верхних этажах, другие на средних, а кто-то приспособился жить на самых нижних этажах, на большой глубине.
Подходим к магнитной доске, на которой изображены этажи океана.
Воспитатель: Это верхний слой океана. Какого он цвета? Спускаемся ниже, что изменилось? А на самой глубине, какого цвета вода? Хотите узнать, кто на каких этажах живет? (ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы погрузились неглубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Звучит запись голоса дельфинов.
– Что это за звуки, слышите? - Дельфины
Дельфины – это небольшие киты. Дельфины дышат не жабрами, а воздухом, они часто выныривают на поверхность. Основная пища дельфинов – рыба, моллюски и мелкие морские животные. Дельфины очень умные и добрые животные.
Звучит запись китов.
Воспитатель: А вот плывет плывёт чудо-великан.
Кто же это? (ответы детей).
Воспитатель: Киты – самые крупные животные в мире, киты дышат воздухом, кормят детенышей молоком. Питаются эти гиганты мелкими рыбёшками и рачками.
Воспитатель: А теперь давайте повеселимся вместе с нашими морскими жителями. (Выходим на свободное пространство)
Физ. минутка «Морская»
В море бурном, море синем Быстро плавают дельфины. (кистью руки плавные движения) Не пугает их волна Рядом плещется она. (потирание ладошек) Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (ходьба гуськом) Вы дельфины не шумите, Рыбку быструю ловите: Раз, два, три, четыре, пять — (ходьба с хлопками в ладоши) Нужно рыбкам уплывать. (кистью руки плавные движения)
Дети возвращаются на стулья у доски.
Воспитатель: Что-то задержались мы на верхнем этаже. Спускаемся на средний этаж. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.
Воспитатель: Вот плывёт хищная большая рыба налетела словно глыба. Мигом жертву заглотнула … (ответы детей)
(Показ картинки акулы).
Воспитатель: Акула - это хищная рыба. Глаза способны видеть предметы только в чёрно-белом изображении. Они нападают на всё, что движется в воде. Акулы имеют очень много зубов, которые расположены в несколько рядов. Питаются животной пищей. Давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы.
Воспитатель: Важна, степенна, холодна,
А сквозь нее вода видна (ответы детей).
(Показ картинки медузы)
Воспитатель: Медузы – загадочные и очень красивые обитатели морей и океанов планеты Земля. Их окрас может быть белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным. Медузы бывают разных размеров, с муху и очень большие, просто очень огромные. Воспитатель: Ну что, поплыли дальше?
Маскируюсь я умело,
Цвет меняю так же смело,
Восемь ног и голова,
Отгадайте, кто же я? (ответы детей)
Воспитатель: Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. С помощью щупалец, на которых есть присоски, осьминоги передвигаются по дну и ловят добычу. Вы можете подумать, что осьминог - очень опасное животное, но на самом деле, осьминог очень застенчив и всегда прячется. Если его напугать, он начинает менять окраску. Плавает осьминог, используя реактивный способ, резко выбрасывая водную струю. Хотите посмотреть, как это происходит?
Воспитатель: Погружение продолжается. Спускаемся на нижний этаж, на самую глубину. А как вы думаете, живёт там кто-нибудь в такой глубине и темноте? (ответы детей)
Воспитатель: В тёмных безднах океана пёстрая окраска не нужна, здесь, наоборот, дольше проживёт тот, кто темнее. На самой глубине, куда не проникают лучи солнца, обитают глубоководные рыбы. Они все в основном темные, но у многих из них есть фонарики или светящиеся удочки, для приманивания любопытных. Морские звёзды из- за своей окраски очень заметные животные. Они хищники, поедают моллюсков, мелких рыбёшек, кораллы. Хотя рта у них невидно, они караулят свою добычу, обхватывают её щупальцами, сдавливают и съедают. Ещё на глубине живет камбала, скат, краб, кораллы.
Вот мы с вами и побывали в подводном мире, и увидели многих обитателей, теперь мы знаем, кто на какой глубине живёт. А теперь нам пора возвращаться.
Подойдите ко мне и закройте глаза:
Хватит по морю гулять,
Отправляемся назад.
Море изменяется.
В нашу группу превращается.
Воспитатель: Ребята, где мы с вами побывали? Кого мы встретили в путешествии? Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)
Воспитатель: Вот сколько нового и интересного мы узнали о морях и океанах. Мне очень понравилось с вами путешествовать.