Программное содержание: закрепить умение детей считать в прямом и обратном порядке, умение сравнивать предметы по величине, находить отличия по цвету и форме. Уточнить представление детей о понятиях: «выше», «ниже», «левее», «правее», «над», «под», «перед», «сзади». Закрепить умение решать арифметические задачи, знание состава чисел 3,4,5.Формировать логическое мышление, память, речь, расширять представления детей об окружающем (знакомство с морскими обитателями, их особенностями и повадками).
Материалы к занятию: мягкие модули (для постройки «батискафа»); листы бумаги с изображением лабиринта, фломастеры, «акваланги», фланелеграф (для выкладывания «логического квадрата»); силуэты морских коньков, отличающихся по цвету и размеру; изображение морской звезды и карточки с цифрами; осьминог; различные по размеру, цвету, форме рыбки; аудиозапись – звуки моря; диск «Подводный мир»; телевизор; ; массажные мячи.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах о морских жителях, чтение рассказов об обитателях моря, морских путешествиях, просмотр видеофильма по данной теме.
Ход занятия:
В: Ребята, вы любите путешествовать?
Д: Да!
В: Сегодня мы с вами отправимся в необычное морское путешествие – на морское дно. Вам интересно узнать и познакомиться с обитателями морских глубин? Но сначала давайте потренируемся в плавании и нырянии.
Программное содержание: закрепить умение детей считать в прямом и обратном порядке, умение сравнивать предметы по величине, находить отличия по цвету и форме. Уточнить представление детей о понятиях: «выше», «ниже», «левее», «правее», «над», «под», «перед», «сзади». Закрепить умение решать арифметические задачи, знание состава чисел 3,4,5.Формировать логическое мышление, память, речь, расширять представления детей об окружающем (знакомство с морскими обитателями, их особенностями и повадками).
Материалы к занятию: мягкие модули (для постройки «батискафа»); листы бумаги с изображением лабиринта, фломастеры, «акваланги», фланелеграф (для выкладывания «логического квадрата»); силуэты морских коньков, отличающихся по цвету и размеру; изображение морской звезды и карточки с цифрами; осьминог; различные по размеру, цвету, форме рыбки; аудиозапись – звуки моря; диск «Подводный мир»; телевизор; ; массажные мячи.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах о морских жителях, чтение рассказов об обитателях моря, морских путешествиях, просмотр видеофильма по данной теме.
Ход занятия:
В: Ребята, вы любите путешествовать?
Д: Да!
В: Сегодня мы с вами отправимся в необычное морское путешествие – на морское дно. Вам интересно узнать и познакомиться с обитателями морских глубин? Но сначала давайте потренируемся в плавании и нырянии.
В: Я вижу, вы все умеете хорошо плавать, тогда можно отправляться в путешествие.
А на чем же нам опуститься на морское дно?
Д: На подводной лодке.
В: Я предлагаю путешествовать на батискафе. Занимайте места.
(Дети садятся на «батискаф», построенный из мягких модулей).
В: Давайте определим наш маршрут.
(Воспитатель раздает листы с изображением лабиринта и планом пути, дети фломастерами рисуют путь, ориентируясь на план.)
В: Мы теперь не заблудимся. Наше путешествие начинается.
(Включается телевизор, детям показывают фрагмент видеофильма «Подводный мир»).
В: Посмотрите, как красиво морское дно, какие там необычные жители. Это скат, а это морская змея – она очень ядовитая. А это осьминог. Наш батискаф остановился, давайте поближе познакомимся с подводными жителями. Если мы выйдем из батискафа, что нам поможет дышать под водой?
Д: Акваланги.
В: Да, акваланги. Мы сейчас наденем их и выйдем из батискафа. Куда же нам пойти?
В: Волны к берегу несут
Парашют – не парашют
Не плывет он , не ныряет
Только тронешь- обжигает (Медуза)
Д: Сначала идем к медузам . (Ориентируются по карте).
В: Посмотрите, какие красивые медузы. Чтобы не задеть ни одну из них, мы пойдем друг за другом
(Дети идут змейкой между «медузами»).
Д: Куда же нам дальше идти?
Д: К морским конькам.
В: Обхватив хвостом травинку
Не за край, за серединку,
На коралловый пенек
Хочет сесть морской…..
Д: Конек.
В: Здесь в своих домиках живут морские коньки. Чем же они отличаются друг от друга?
Д: Цветом и размером.
В: Их в домике надо расселить так, чтобы ни в ряду, ни в столбике одинаковые морские коньки не повторялись.
(Дети составляют логический квадрат).
В: Куда же нам дальше отправиться?
Д: К осьминогу.
В: Ты со мною не знаком.
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног –
Вот и весь я….
Д: Осьминог8.
В: А знаете, ребята, что осьминог – родственник обычной улитке, которая живет в пруду. Когда на него нападают, он выпускает чернильную струю. И под ее покровом скрывается. А еще он умеет менять цвет – вот , например, по песку пошел – желтый стал, в водоросли попал – зеленым стал. Осьминог любит задавать всем задачи. Хотите их решить?
Д: Хотим.
В: Тогда слушайте внимательно. Задача первая. Осьминог решил путешествовать. Ухватился он одним щупальцем за корабль, а в остальные щупальца он взял по одному чемодану. Сколько чемоданов взял осьминог в путешествие?
Д: Семь.
В: Задача вторая. Для того чтобы быстрее передвигаться под водой, водолазы приручили осьминогов. Осьминоги сильные, поэтому на одного осьминога садятся по два водолаза. А сколько водолазов сядет на двух осьминогов?
Д: Четыре.
В: Правильно. Следующая задача. Начальник водолазов решил поблагодарить осьминога за помощь и пожал ему каждое щупальце. Сколько щупалец ему пришлось пожать?
Д: Восемь.
В: Хорошо. И последняя задача. Осьминог несет своей жене в подарок морские звезды. На одном щупальце он несет три звезды, а на другом – две. Сколько звезд он нес в подарок?
Д: Пять.
В: Знаете, осьминог очень любит играть, особенно с морскими ежами. А вы хотите поиграть?
Д: Да.
В: Возьмите по одному ежу (массажные мячики), и поиграем в игру «Море волнуется раз, море волнуется два..»
(Дети играют в игру)
В: Посмотрите как красиво вокруг.
Как хочется заглянуть в морскую глубину.
Там увидишь друзей ты тьму.
Маленьких, больших и разных.
Но очень своебразных.
Обратите внимание, какие красивые яркие рыбки. И названия у них очень интересные.
(Воспитатель показывает на рыбок и дает им названия)
В: Это - рыба – попугай, рыба – хирург, рыба – бабочка, рыба – матросик, рыба – пила, маленькие рыбки пираньи (пираньи своими острыми зубами способна разгрызать кости и даже стальные провода. Пираньи в считанные минуты способны съесть животное, величиной со свинью).
А сколько всего здесь рыбок?
(Дети считают)
В: Какие рыбки плывут налево?
Какие направо?
Какая рыбка самая маленькая?
Какая рыбка плывет выше всех?
Какая ниже всех?
Есть ли одинаковые рыбки?
(Дети отвечают на вопросы воспитателя)
В: Куда нам дальше идти?
Д: К морской звезде.
В: Звезды плавают по дну,
Звезды ищут там еду.
Эта морская звезда очень хитрая. Она спрятала цифру, найдите ее.
Д: Цифра пять.
(Воспитатель раздает детям карточки с цифрами (состав числа пять)).
В: Встаньте парами так, чтобы в сумме получилось число пять.
(Дети выполняют задание)
В: Наше путешествие заканчивается. Пора прощаться с морскими жителями. Парами мы пойдем и займем места в батискафе.
(Дети садятся на места)
В: Ребята вам понравилось путешествие? Названия каких рыб вы запомнили? С какими обитателями вы познакомились?
(Дети отвечают)
В: Вот мы и приплыли, наше путешествие окончено, но я думаю, что мы еще отправимся в путешествие к морским обитателям и узнаем много интересного.