Предварительная работа: беседы, наблюдения за птицами на прогулке, подкормка птиц, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, разучивание подвижной игры «Пес Барбос и воробьи», пальчиковой гимнастики «Птички, птички».
Ход занятия:
Организационный момент.
Здравствуй, солнце ясное. (Встать на носочки и потянуться руками наверх)
Здравствуй, утро прекрасное. (Поклон с рукой)
Здравствуй, мир вокруг. (Руки на пояс, повороты в стороны)
Здравствуй, добрый друг. (Руки на пояс, повороты в стороны)
Давайте за руки возьмемся (Взяться за руки)
И друг другу улыбнемся! (Поворот головой в стороны и улыбнуться соседям)
Посмотрите друг на друга и подарите друг другу хорошее настроение.
Воспитатель: ребята, какое сейчас время года?
Дети: ответы.
Воспитатель: а как вы узнали, что сейчас зима?
Дети: ответы.
Воспитатель: правильно, ребята, верно вы сказали - на улице стало холодно, и птицы улетели в теплые края.
Ребята, а все ли птицы улетели?
Дети: ответы.
Воспитатель: одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. А птицы, которые остаются с нами на зиму - называются зимующими. Им очень сложно найти корм зимой самостоятельно, и мы должны им помогать!
Основная часть.
Послушайте короткий рассказ, который написала Клавдия Савельевна Лукашевич.
Зима
Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу.
Только животным тяжело в зимнюю стужу. Птицы летят ближе к жилью.
Ребята, помогите зимой нашим маленьким друзьям. Сделайте дляптиц кормушки.
Воспитатель: Ребята, что говорит писательница о птицах? Что просит для птиц сделать?
Дети: ответы.
Воспитатель: Каких зимующих птиц вы знаете? Но прежде чем ответить, я вам загадаю загадки. Вы должны сказать, о какой птице идет речь.
Кто в берете ярко-красном,
В черной курточке атласной.
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Спинкойзеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синичка)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: «Кар-кар-кар». (Вороны)
Серый маленький комочек.
«Чик-чирик!» — замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей,
Ждет тебя наш... (Воробей)
Без птиц, без животных, без леса человеку не прожить, поэтому птиц надо беречь помогать им, особенно зимой.
Погибнут птицы - некому будет уничтожать насекомых, заболеют и погибнут деревья, кусты, травы, животным нечего будет есть и они покинут лес.
- А как вы думаете ребята, что страшнее птицам холод или голод?
(Ответы детей)
- Конечно же, голод. Кто же может помочь птицам зимой? (Ответы детей)
- Правильно, человек. Мы с вами можем помочь нашим маленьким друзьям. А как мы поможем им? (Ответы детей)
- Посмотрите, что стоит на столе? Кто мне скажет, что это? Правильно, это кормушка. А для кого эта кормушка? Эта кормушка для птиц. Для того, чтобы помочь птицам люди развешивают зимой кормушки и насыпают в них корм.
- Давайте с вами поиграем в игру и представим что мы птички.
Физкультминутка.
«Птички»
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают. (Машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (Руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (Приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там уютно и тепло.
Воспитатель: А как вы думаете, чем можно кормить птиц? (ответы детей)
Чем питаются птицы?
Воробьи – крошками хлеба, крупой, различными семенами.