Предварительная работа :Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о маме; дидактическая игра "Детский сад для зверят"; пальчиковая гимнастика "Наши мамы".
Тип: Занятие по изучению нового материала.
Возраст детей: дети 2 младшей группы (3-4 года)
Формы организованной образовательной деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная
3. Развивать умение детей самостоятельно решать несложные проблемные ситуации.
Планируемые результаты:
уметь поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; эмоционально воспринимать литературное произведение С. Прокофьевой «Сказка про маму» и выражать своё отношение к персонажам рассказа.
Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке, макеты трех домиков, макеты деревьев, игрушки животных (Зайчихи, Зайчонка, Лесной птицы, 2-х волчат и девочки Маши.)
Воспитатель: У каждого из вас есть мама. Она любит вас, заботится о вас. Всегда находится рядом и готова прийти к вам на помощь в любую минуту.
Беседа по вопросам о маминой заботе:
Расскажите, как мамы заботятся о вас?
Что делают для вас мамы?
Почему они заботятся?
Чем вы должны ответить мамам на заботу?
Можно ли обижать маму?
Как вы думаете, у животных есть мамы?
Дети: Есть.
Игра с мячом: У зайчонка – мама- зайчиха,
у лисенка - лиса,
у ежонка - мама ежиха,
у волчонка - мама волчица,
у медвежонка – медведица и т. д.
Воспитатель: Звери заботятся о своих детенышах. Дети, как это происходит?
Дети: Взрослые животные кормят своих детенышей.(Воспитатель помогает)
Оберегают их от опасностей.
Приучают к самостоятельной жизни в лесу.
Воспитатель: Детеныши животных всегда слушают своих мам?
Дети: Да.
Воспитатель: А вот один зайчонок, не слушал свою маму. Присаживайтесь поудобнее и послушайте сказку, как зайчонок обидел свою маму.
Чтение сказки.
«Однажды Зайчонок раскапризничался и сказал своей маме:
— Я тебя не люблю!
Обиделась Зайчиха-мама и ушла в лес.
А в этом лесу жили два волчонка. И не было у них никакой мамы. Было им без мамы очень плохо.
Вот однажды сидели волчата под кустом и горько плакали.
— Где бы нам взять маму? — говорит один Волчонок.
— Ну, хотя бы маму коровку!
— Или маму кошку! — говорит второй Волчонок.
— Или маму лягушку!
— Или маму зайчиху!
Услышала эти слова Зайчиха и говорит:
— Хотите, я буду вашей мамой?
Обрадовались волчата. Повели они новую маму к себе домой. А дом у волчат грязный-прегрязный. Прибралась мама зайчиха в доме. Потом нагрела воды, посадила волчат в корыто и стала их купать.
Сначала волчата не хотели мыться. Боялись, что мыло в глаза попадёт. А потом им очень понравилось.
— Мамочка! Мамочка! — кричат волчата. - Ещё спинку потри! Ещё на головку полей!
Так и стала жить Зайчиха у волчат.
А Зайчонок без мамы совсем пропадает. Без мамы холодно. Без мамы голодно. Без мамы очень-очень грустно.
Побежал Зайчонок к Маше:
— Маша, Маша! Я обидел свою маму, и она от меня ушла.
— Глупый Зайчонок! — закричала Маша. — Разве так можно? Где мы будем её искать? Пойдем, спросим у Лесной Птицы. И побежали они к Лесной птице.
Воспитатель: Ребята, но мы ведь с вами друзья и Зайчонку и Маше, а друзья всегда приходят на помощь. Побежали и мы к Лесной птице. (Путешествие «по лесу» вместе с Машей и Зайчонком)
Дети: Да. (бег по группе)
Воспитатель: Ох! А вот и дом Лесной птицы. (макет дома )
Воспитатель: - Лесная птица, ты не видела Зайчиху?
Не видела,- отвечает Лесная птица.- Но слышала, что живет она в лесу у волчат.
Воспитатель: Спасибо тебе, Лесная птица.
Воспитатель: - А в лесу было три волчьих домика. Очень трудно пробраться к домикам волчат. Смотрите, ребята, кругом пни да коряги . Перешагиваем дети через пенечки, высоко поднимаем ножки. (перешагивание через предметы)
Воспитатель: Пришли! «…Заглянули Маша и Зайчонок в домик. Видят: в домике грязно, на полках пыль, в углах мусор.
- Нет, моя мама тут не живет,- говорит Зайчонок». Пойдем и мы к другому домику. Ой, посмотрите, а на пути к домику ручеек течет. Перепрыгиваем, ребята, через ручеек (прыжки на двух ногах).
А вот и домик показался. «Заглянули в окно. Видят: на столе скатерть грязная, посуды стоит немытая. - Нет, моя мама не тут живет! - говорит Зайчонок».
Воспитатель: Пошли, дети, к третьему домику. А на деревьях, ветки низко наклонились – чаща непроходимая; проползать нужно! ( ползание на четвереньках).
Ползем аккуратно, чтобы не зацепиться за веточку. Приползли!
«…Прибежали они к третьему дому. Видят: в доме всё чисто. За столом сидят волчата, пушистые, веселые. На столе белая скатерть. Тарелка с ягодами. Сковородка с грибами. - Вот где моя мама живет! — догадался Зайчонок. »
Воспитатель: Обрадовался, ребята, Зайчонок, запрыгал от радости . И мы порадуемся вместе с ним, все запрыгаем от радости.(прыжки на двух ногах с продвижением вперед).
«…Постучала Маша в окно. Выглянула в окно Зайчиха. Прижал Зайчонок уши и стал маму просить: - Мама, иди опять ко мне жить... Я больше не буду. Заплакали волчата: - Мамочка, не уходи от нас! Задумалась зайчиха. Не знает, как ей быть. - Вот как надо сделать,— сказала Маша.— Один день ты будешь мамой зайчонка, а другой день мамой волчат. Так и решили».
Воспитатель: И все радостно пошли домой, в детский сад (ходьба по кругу группы). «…Стала Зайчиха один день жить у Зайчонка, а другой — у Волчат».
Воспитатель: Ребята, скажите, а почему мама ушла от Зайчика?
Дети: (ответы детей) Воспитатель: А почему Зайчиха решила стать мамой волчат?
Дети: (ответы детей) Воспитатель: Как себя чувствовал Зайчонок без мамы? Дети: (ответы детей)
Воспитатель: А вы мам своих не обижаете?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Вот видите, ребята, что получается, если маму обижают. Маму надо любить, помогать и ей, и быть послушными.
Воспитатель: Скоро будет « Женский день 8 марта». Мы с вами много говорили о нем. Но сегодня мы узнали, что и у животных есть мамы и они так же заботятся и переживают о своих малышах . Мамы все одинаковые - любящие, заботливые и добрые.
Воспитатель:- Хорошо было Зайчонку без мамы?
Дети : Нет.
Воспитатель:- Почему?
Дети:- Никто его не жалел, не убирал, кушать не готовил.
Воспитатель: - Хорошо было волчатам с мамой Зайчихой? Почему?
- Как Зайчонок определил, что его мама живёт в третьем домике?