Материал и оборудование: картины об осени, кукла, одежда для куклы, листочки разных цветов и размеров.
Предварительная работа:
-Беседа об осени.
-Рассматривание иллюстраций.
-Наблюдение за погодой – небом, тучами.
-Рассматривание деревьев, кустарников, листьев.
-Познавательная беседа «Одежда осенью».
-.Дидактическая игра «Оденем куклу Машу на прогулку».
-.Разучивание стихотворения про осень.
-Игра «кто больше соберёт листочков».
1. Организационный момент.
Воспитатель : Ребята, посмотрите на картину и скажите, какое у нас сейчас время года, кто помнит?
Дети: Осень.
Воспитатель : Молодцы, правильно ответили.
2 .Чтение стихотворения про осень.
Воспитатель : Послушайте стишок про осень.
Осень в гости к нам пришла
Жёлтых листьев принесла.
Листья по ветру летят,
И под ножками шуршат.
Воспитатель : Ребята, посмотрите в окошко, какая сегодня у нас погода. Если солнышко светит, значит, погода, какая?
Дети:Солнечная.
Воспитатель : А если дует ветер и идёт дождь, то погода-какая?
Дети: Пасмурная, дождливая.
(Обобщаются ответы детей и воспитатель говорит, какая сегодня погода).
Воспитатель : Но с каждым днём осенью солнышко мало, греет. Небо всё чаще бывает серым, хмурым. Дни становится всё холоднее и короче. На небе видим чаще тучи.
Воспитатель : Давайте повторим слово «тучи».
Воспитатель : Осенью чаще идут дожди (повторите, что чаще идут)
Дети: Дожди.
3. Пальчиковая игра «Дождик».
Дождик, дождик - (дети повернули ладошки к верху)
Кап да кап, кап - (указательным пальцем имитируют)
Мокрые дорожки
Всё равно пойду гулять,
Пусть промокнут ножки.
Воспитатель : Сегодня с нами на прогулку пойдёт кукла Маша. Мы ей поможем одеться так же тепло как и мы
Воспитатель : Во что сначала оденем куклу?- показывает
Дети: свитер и штанишки.
Воспитатель : Затем что? – (показывает).
Дети: Сапожки.
Воспитатель : После этого что? - (показывает)
Дети: Курточку и шапочку.
Воспитатель : куклу Машеньку мы с вами одели, посмотрите и мы с вами одеты так же тепло,теперь можно идти на прогулку.
Воспитатель : Ребята, пойдемте и покажем кукле Маше, какие деревья и кустарники растут у нас на участке.
Воспитатель : Ребята, деревья высокие или низкие?
Дети: Высокие.
Воспитатель : А кустарники, какие, высокие или низкие?
Дети: Низкие.
Воспитатель : Молодцы, правильно ответили (обобщает ответы детей, деревья высокие, а кустарники низкие).
Воспитатель : У деревьев высокие и крепкие стволы. На них много веток, больших и маленьких, а на ветках висят листочки.
Воспитатель : На деревьях осенью появляется много жёлтых листьев. Осень ещё называют «золотой». (Повторите «золотой»).
Воспитатель : Осень называют разноцветной, потому что появляются на деревьях ещё и красные листья, зелёных листьев становится всё меньше и меньше.
Воспитатель : Ребята, давайте скажем Машеньке какого цвета листочки на деревьях?
Дети: Зелёные, жёлтые, красные.
Воспитатель : Правильно. Молодцы. Скажите ребята, какие растения нашего участка всегда зелёные?
Дети: Ёлочки.
Воспитатель: правильно. Молодцы, только ёлочка в любое время года остаётся зелёной.
Воспитатель :Вдруг поднялся ветерок сорвал с дерева листок, листики кленовые, листики дубовые. Листочки летят на землю. Листочки лёгкие, поэтому они летят медленно. Летят и кружатся в воздухе. Давайте мы с вами подуем на листочки и посмотрим, как они кружатся, летят и падают на землю.
Воспитатель : Ребята, давайте возьмём по листочку и поиграем в игру.
4. Игровое упражнение «Листик в руки мы возьмём и гулять с тобой пойдём».
Мы листочки, мы листочки (дети поднимают руки с листочками
Вверх и делают наклоны в стороны).
Вдруг поднялся ветерок, хочет вырвать он листок.
Мы листочки не дадим,
пригодятся нам самим
дети машут листочками, затем прячут их за спину.
Воспитатель : Листья, какие по размеру? Посмотрите, они одинаковые?
Дети: Нет, большие и маленькие.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько разноцветных листьев на нашем участке. Когда сухая погода и светит солнышко, листочки под ногами шуршат.
Ходьба по осенним листочкам и слушание их шуршание.
Воспитатель : Слышите, как они шуршат, Шур-Шур, Шур-Шур.
Воспитатель : Как шуршат листочки, повторите?
Дети: Шур-Шур, Шур-Шур.
Воспитатель : Какие красивые листочки подарила нам осень. Давайте встанем в хоровод и представим, что мы осенние листочки.
5. Физкультминутка «Листочки».
Мы летали, мы летали (дети бегают и машут листочками).
А потом летать устали!
Перестал дуть ветерок-
Мы присели все в кружок (дети приседают, поднимают листочки
над головой).
Ветер снова подул
И листочки быстро сдул, (дети разбегаются, помахивая листочками).
Покрутил их, покружил
И на землю опустил, (дети подбрасывают листочки вверх, кружатся, приседают).
6. Рефлексия: Ребята, кукле Маше очень понравилось наше занятие, но нам пора возвращаться в группу. Возьмем красивые листочки с собой и поставим в вазочку. Вот какой красивый букет получился у нас.