Ознакомление детей с нетрадиционной техникой рисования – ватными палочками
«Вышла курочка гулять»
ПРОЕКТ
Участники проекта: воспитатели группы, дети раннего возраста
Тип проекта: краткосрочный творческий
Сроки реализации: 2 недели
Проблема: Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему необходимо приобщать ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Приобщая детей к искусству необходимо использовать различные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.
Начиная с раннего возраста, мы побуждаем детей к творчеству, учим видеть мир в живых красках. В дошкольном возрасте активно используется игра. Вначале мы с детьми обыгрываем сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. В раннем возрасте закладывается фундамент личности, поэтому мы считаем, что нужно зажечь в детях огонек творчества. Как сказал один мудрец: "Ребенок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
Осваивая нетрадиционные методы рисования, мы пришли к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми - нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.
Цель: Формирование у детей интереса к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
- Показать технологию нетрадиционных способов рисования
- Приобщать к изобразительному искусству
- Развивать в детях чувство красоты, ритма, художественного вкуса, творческого воображения, фантазии
- Совершенствовать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию.
I НАКОПИТЕЛЬНЫЙ
- Рассматривание иллюстраций с изображением курицы
- Утренняя гимнастика
- Просмотр мультфильмов
II ТВОРЧЕСКИЙ
- Знакомство с нетрадиционной художественно-графической техникой
- Чтение художественной литературы:
а) «Курочка ряба»
б) Потешки, стихи
в) загадки
3) Заучивание песенки «Вышла курочка гулять…»
III РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ
- Выполнение рисунка
- Выставка детских работ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект занятия по рисованию в первой младшей группе "Вышла курочка гулять"
Входим с детьми в группу. Обращаю внимание детей на коробку, стоящую на столе.
Воспитатель.
- Ребята, смотрите! На столе какая-то коробка стоит. Давайте посмотрим что там (Открываю коробку). Кто здесь спрятался? Посмотрите, какая красивая курочка к нам пришла!
- Давайте с ней поздороваемся.
Дети здороваются с курицей. Курица кивает в ответ.
А кто это пищит «пи-пи-пи»?
Дети. Цыплята.
Цыплята маленькие, круглые пушистые, бегают за курицей, прячутся под ее крыло. Вот эти цыплята, посмотрите на них.
Достаю из коробки цыплят, расставляю на столе.
Желтые цыплятки,
Славные ребятки.
Спят у мамы под крылом,
Так уютно в доме том.
Воспитатель.
- Курочка привела с собой своих деток-цыплят!
А теперь давайте поиграем: я буду вашей мамой - курицей, а вы мои детки - цыплята.
Физкультминутка.
Пою песенку, показываю действия, прошу детей, повторять за мной.
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.
А за ней ребятки, желтые цыплятки.
Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко не ходите далеко.
Лапками гребите, зернышко ищите.
Съели толстого жука, дождевого червяка,
Выпили водички, полное корытце.
-А теперь, ребята, давайте мы курицу с цыплятами отправим на травку. Пусть погуляют.
Ребята, а вы знаете, что за ними надо ухаживать, кормить их. Они едят зернышки.
Я покажу, какие зернышки любят курица с цыплятами. ( Показываю детям блюдце с пшеном.) Посмотрите, что они клюют. Смотрите, как мало у нас зернышек. На всех не хватит, давайте мы с вами нарисуем зернышки для курицы с цыплятами.
Дети. Давайте!
Дети садятся за столы, на которых заранее разложены заготовки картинок (изображение цыплят).
Рисование нетрадиционным методом:
Показываю, как рисовать тычками зернышки для курицы с цыплятами. (Берем ватную палочку, набираем гуашь желтого цвета и делаем отпечатки на бумажной тарелке) Дети по очереди под моим присмотром на тарелке ватными палочками ставят зернышки.
- Молодцы, ребята, а теперь давайте мы накормим курицу с цыплятами (дети берут тарелки с нарисованными зернышками и ставят на травку), а пока они клюют «зернышки» мы с вами поиграем. Я буду вас кормить, а вы будете клевать «зернышки».
Игра «Цып-цып» Говорю «цып-цып» дети подбегают и начинают по полу стучать пальчиками.
Цып, цып, цып мои цыплятки.
Кто играет со мной в прятки?
Не найти и не поймать,
Невозможно сосчитать.
Кыш, кыш, кыш
Разбежались кто — куда,
Не поймаешь никогда!
Говорю «кыш», дети убегают (игра повторяется 2-3 раза).
В конце занятия дети рассматривают получившиеся работы. Обращают внимание на то, какая густая трава получилась, как ей рады курочка и цыплята. Воспитатель хвалит детей. Оформляется выставка работ.
Дидактическая игра «Чей голос?»
Цель занятия: Различать голоса животных по звукоподражаниям. Ознакомление с животными.
Материал для занятия: игрушечные животные: мышка, утка, лягушка, корова, кошка, курица с цыпляпами. Вместо игрушек могут использоваться картинки (прилагаются). Коробка (например из под обуви). Ширма.
Ход занятия: (Занятие можно проводить там, где вам удобно: за столиком, на диване, ковре и т.д.)
В гости к ребенку пришли (приехали на машине, поезде и т.д.) звери.
Посмотри, кто это к тебе пришел? Правильно молодец – это кошка. Послушай как она мяукает – мяу, мяу. (Или: Как она мяукает? (ребенок отвечает). Правильно – мяу, мяу)
Аналогично обыгрываем всех животных.
А теперь давай поиграем с тобой в игру, звери будут прятаться от тебя и звать, а ты должен отгадать, кто тебя зовет.
За ширмой (можно использовать большую книгу, раскрытую и поставленную на ребро, или крышку от коробки) прячем всех зверей.
Мяу, мяу – чей это голос? - правильно это мяукает кошка, вот она. Попробуй теперь ты помяукать как кошка.
Кря, кря – а это чей голос? - правильно, так крякает утка, вот она. А теперь ты покрякай, как уточка.
И т.д.
* Коробку с игрушками или картинками можно оставить ребенку, чтобы он поиграл самостоятельно.
* Не обязательно проводить сразу все занятие. Если ребенок устал, нужно остановиться и насильно не удерживать ребенка. Занятие можно продолжить и после.
* Как можно эмоциональнее разговаривайте с ребенком во время занятия, побуждая его тем самым вам подражать.
Упражнение «Курочка и цыплята»
Цель: развитие сенсорики у детей раннего, младшего дошкольного возраста.
Возьмите 6 элементов (из мозаики) желтого цвета и один - белого, несколько элементов других цветов.
Начинам с чтения потешки:
– Курочка-рябушечка, куда пошла?
– На речку.
– Курочка-рябушечка, за чем ты пошла?
– За водичкой.
– Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
– Цыпляток поить.
– Курочка-рябушечка, как твои детки просят пить?
– Пи-пи-пи-пи-пи-пи!
Взрослый показывает белый элемент мозаики и говорит: «Курочка у нас будет белого цвета», демонстрируя желтую мозаику, он поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки».
В отверстие игровой панели взрослый вставляет белую мозаику, напоминая, что это – курочка, за ней идут цыплятки, ставит желтый элемент, затем просит ребенка еще поставить цыпленка следом за мамой – курочкой. Если малыш неуверенно выполняет задание, можно ему помочь. Ребенок должен выстроить всех «цыплят» желтого цвета. Потом взрослый предлагает малышу самостоятельно поставить курочку и цыплят. Эта игра хорошо тренирует знание и различие цветов.
ПОТЕШКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
Наши уточки с утра:
"Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!"
Наши гуси у пруда:
"Га-га-га! Га-га-га!"
А индюк среди двора:
"Бал-бал-бал! Балды-балда!"
Наши гуленьки вверху:
"Грру-грру-угрру-у-грру-у!"
Наши курочки в окно:
"Ко-ко-ко! Ко-ко-ко-ко!"
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет: "Ку-ка-ре-ку!"
ЗАРЯДКА
Рано утром
Курочки резвятся на полянке:
Правой ножкой топ, топ! (топаем правой ногой)
Левой ножкой топ, топ! (топаем левой ногой)
Руки вверх, вверх, вверх! (поднимаем руки ввер)
Кто поднимет выше всех? (тянемся, как можно выше)
Прилетайте птички к нам, к нам, к нам (машем рукамитак как будто к себе зовем)
Зернышек для птичек дам, дам, дам (показываем раскрытые ладони – даем зернышки)
Клювиками птички клю-клю-клю (по ладошке пальцами другой руки стучим – типа сороки-белобоки, т.е. птички клюют)
Я смотрю на птичек и пою (руками делаем «фонарики»)
Сели – встали, сели – встали, (садимся-встаем)
Ножками потопали, (топаем)
Каблучками постучали, (топаем пяточками)
А потом похлопали. (хлопаем в ладоши)
Ручки-ручки танцевали, (делаем ручками фонарики)
Покружились, покружились, (кружимся вокруг себя)
На крылечко приземлились! (Присели)
ЛИТЕРАТУРА
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с., ил.
- Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.
- Развивающие игры с малышом до трех лет: Пособие для родителей и педагогов. Составитель Т.В. Галанова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 240с., ил.
- Ильина А. Рисование нетрадиционными способами //Дошкольное воспитание - 2004 - №2
- Шклярова М. Рисуйте в нетрадиционной технике // Дошкольное воспитание – 1995 - № 11