Просмотр содержимого документа
«Конспект «Без воды нам никуда»»
Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе
«Без воды нам никуда».
ЗАДАЧИ:
Закреплять знания о свойствах воды (вкус, цвет, запах, форма), ее состоянии (лед – твердое, снег – кристаллическое, о температуре воды (холодная, горячая, теплая);
Уточнить знания о нахождении воды в окружающем мире и ее значении для всего живого;
Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
Развивать навыки проведения лабораторных опытов и экспериментов;
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, развивать сотрудничество, аккуратность во время проведения эксперимента, взаимопомощь и доброту;
Учить детей работать в подгруппах.
Оборудование: стаканчики одноразовые, тарелки одноразовые, бумажные полотенца, полоски белой ткани(узкие), фломастеры 2 пачки, шнур белый, ведро с водой, лейки для детей, презентация «Где живет вода?», аудиозаписи (шум моря…).
ХОД ЭКПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ:
Дети заходят под музыку из мультфильма «Фиксики». Встают полукругом около воспитателя.
Показ слайда №1 «Фиксики приветствуют ребят»:
«Здравствуйте ребята. Мы сейчас далеко. Нашему другу Дим Димычу помощь. Мама и папа скоро придут с работы. А он проиграл с друзьями и забыл сделать школьное задание. Дим Димыч должен на уроке рассказать о воде. Очень надеемся на вашу помощь» Фиксики.
Показ слайда №2,3 во время прочтения письма.
Воспитатель: Поможем, конечно. Правда ребята? Мы с вами знаем о многих свойствах воды. Давайте вспомним, какая она бывает? Ответы детей (холодная, чистая, звенящая…)
Воспитатель:Молодцы ребята, много красивых слов знаете о воде. А где живет наша помощница вода? Сначала отвечают дети, а затем обобщаем показом презентации «Где живет вода?»
Воспитатель: Идет дождь, капает первая весенняя капель, наливаем в чашку чай или открываем кран в ванной... Вода течет, бежит, капает сверху вниз. Правильно? Представьте мир, в котором вода течет снизу-вверх, кажется, что это невозможно и вода всегда течет вниз. Но всегда ли?
Сейчас пройдём в лабораторию «Интересных открытий», где всё готово для проведения опытов. Хотите самостоятельно в лаборатории проделать опыты? Ответы детей (Да).
Дети садятся за столы.
Опыт № 1 «Вода поднимается по салфетке».
Оборудование: Бумажное полотенце, фломастеры, одноразовые стаканчики и тарелки, вода.
Воспитатель сам рисует на полоске бумажного полотенца или ткани рисунок. Затем раздает детям и объясняет проведение самого эксперимента.
Воспитатель: Для красоты на салфетке внизу фломастерами нарисовали радужные точки. Налили в стакан немного воды и опустили салфетку. И вода быстро стала подниматься вверх по салфетке, превращая ее из скучно-бело-бумажной в радужно-веселую.
Возможен упрощенный вариант:
В центре салфеток нарисовали кольца фломастерами. На одной салфетке — один цвет. В стаканчики налили совсем немного воды (чуть прикрыли донышко). Свернули салфетки конусом и поставили в стаканчики. Сразу же можно наблюдать, как вода стала подниматься вверх по салфетке, превращая ее из белой в цветную.
Во время проведения опыта звучит музыка «Усатый нянь».
Результат: вода по салфетке быстро поднимается вверх, закрашивая весь длинный кусок салфетки цветными полосками.
Вывод: Вода движется не только сверху вниз.
Воспитатель: Имеет ли вода форму? Ответы детей. Проводим эксперимент, сидя за столами. Дети наливают воду в разные предметы, лежащие у них на столе.
Воспитатель: Для этого возьмем воду и перельем в узкую баночку, в широкую баночку, в колбу, пробирку, в резиновую перчатку… Форма, которую принимает вода, все время изменяется.Скажите, что происходит с формой воды?
Ответы детей.
Вывод: Вода не имеет формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают
Дети вместе делают вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.
Опыт №3 «Вода прозрачная, не имеет цвета».
Для проведения этого опыта воспитатель назначает помощников - лаборантов от каждой группы. Они раздают детям на тарелочках камушки, ключи, киндер - игрушки.
Воспитатель: В стаканах у нас вода. В тарелочках лежат разноцветные фигуры. Теперь выберите ту фигуру, которая совпадает с цветом воды. Воспитатель спрашивает у детей, почему они выбрали этот цвет.
Воспитатель: Есть у воды цвет?
Открою вам, друзья, секрет:
А у воды ведь цвета нет.
Цвет подобрать к ней невозможно.
Она бесцветна, это точно.
Воспитатель: Какие сложные задания мы сделали, пора бы немного отдохнуть.
Подвижная игра "Море волнуется – раз… "
Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами находимся на море. Каждый из вас пусть вообразит себя каким-либо морским животным или рыбой. Пока будет играть музыка (Барбарики «Волна») вы плывете по волнам, нырять…По окончании музыки замираете на месте, превращаясь в любое морское животное.
Опыт № 4 «Вода не имеет вкуса и запаха».
Для проведения этого опыты воспитатель заранее наливает воду в стаканчики для каждого ребенка. Помощники раздают детям трубочки, сахар, лимон, а воспитатель воду.
Воспитатель: Дети, скажите, какой на вкус лимон? (кислый)
Воспитатель: А конфеты? (сладкие)
Воспитатель: Какой же вкус у воды?
Ответы и предположения детей.
Воспитатель: Давайте проверим. Попробуйте через соломинку воду из стакана. Есть ли у неё вкус? А запах? Понюхайте воду.
Дети выполняют задание, делают выводы.
Вывод: вода – не имеет вкуса и запаха.
Воспитатель: Ну, вот мы и справились с заданиями. Пора оправлять письмо по электронной почте.
Слайд № 16,17.
Показ слайда № 18 «Свойства воды».
Дим – Димыч: Спасибо ребята за помощь. Я получил пятерку. Ура!
Показ слайда № 19.
Воспитатель: Фиксики нам решили подарить на память волшебные капельки. Их нужно прикрепить в нашей группе там, где живет вода.
После того, как дети выскажут свои предположения, воспитатель предлагает их проверить и совершить для этого путешествие по группе. Обследование начинается: вода есть в умывальнике и в туалете, вода есть в раковине, где моют посуду. Затем по капле в уголок природы, где живут растения, которым необходим полив, на чайник с питьевой водой, на шкаф, где хранятся кисточки и краски для рисования – их необходимо мыть в воде, ваза с ветками на окне, морковь в тарелке для проращивания.