Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе
«Волшебница-Вода»
Цель:
Расширение представлений о воде, её свойствах.
Задачи:
- исследование вкуса и цвета воды, ознакомление со свойством «прозрачность», закрепление знаний о воде, как растворителе.
- развитие познавательного интереса к предмету, речи, мышления, внимания, памяти.
- воспитание любознательности, уверенности в себе, внимательности, аккуратности.
Оборудование:
карточки в виде капелек воды с загадками; прозрачные пластиковые стаканы, ложечки, емкости для воды, прозрачные баночки, стакан с молоком, сахар, соль, ароматное масло. Шаблоны рыбок для раскрашивания, карандаши, макет аквариума. Сказочный персонаж - Капелька.
ХОД.
Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться!
– Сегодня ребята у нас гости, поздоровайтесь.
Дети: Доброе утро!
(садятся на стульчики)
Воспитатель: Ребята, я сегодня шла в детский сад и мне на ручку упала Капелька. Она была такая печальная. Я спросила её, что у неё случилось, и она ответила, что оказывается ничего не знает о себе. Я её, ребята, успокоила и пообещала, что мы ей поможем узнать о себе много интересного. Ребята, вы согласны? (Ответы детей). Я её пригласила к нам в гости и она пообещала к нам прийдти.
Стук в дверь.
Воспитатель: А вот, наверно, и Капелька к нам пожаловала.
Появляется Капелька.
Капелька: Здравствуйте, ребята. (Дети здороваются.) Я совсем недавно родилась и ничего про себя не знаю. От этого мне очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому я решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то обо мне знаете.
Можно мне остаться с вами и послушать вас.
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Капелька? (Ответ детей.) Присаживайся.
(Звучит аудиозапись журчания ручейка)
-Ребята, послушайте и определите, что это за звуки. (ответы детей). Действительно, это журчит ручей. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство Воды, но не одни, Капелька отправится с нами в это удивительное путешествие.
Воспитатель: Ребята, а из чего наша Капелька состоит. Давайте расскажем Капельке для чего нужна вода?
Дети. Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.
В: Молодцы ребята! Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
Вы сказали все правильно: растениям нужна вода
и их нужно поливать водой — иначе они погибнут.
Животные тоже пьют воду, а некоторые в ней живут (рыбы). Людям вода
просто необходима: пить, готовить пищу, мыть, закаляться, отдыхать возле воды.
Ни одно живое существо не может жить без воды.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Капелька, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята уже знают немного о воде, и сегодня мы проведём несколько опытов. Для этого я предлагаю нам с вами превратиться в лаборантов. (Все надевают шапочки). И пройди в нашу лабораторию, что бы провести опыты и узнать о свойствах воды.
Воспитатель: Прежде чем мы пойдём в лабораторию, скажите, а что там делают?
Дети: Проводят опыты.
Воспитатель: А чтобы опыты получились в лаборатории нужно соблюдать правила поведения:
1.? Внимательно слушать воспитателя.
2.? Не разговаривайте слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
3.? Не забывайте после каждого опыта сделать вывод.
Воспитатель: А сейчас проходите в лабораторию, занимайте места за столом.
(Дети садятся за столы)
Опыт №1 «Вода – это жидкость»
Воспитатель: Перед вами стоит пустой стаканчик и стаканчик с водой. Давайте попробуем, ребята, перелить воду из одного стакана в другой. (Дети переливают воду из одного стакана в другой). Что же вы заметите? Льётся вода? Почему? Дети: Потому что она жидкая.
Вывод: вода – это жидкость. Она течёт. Её можно наливать, переливать. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. А чтобы вам, ребята, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).
Опыт №2: «Вода прозрачная, бесцветная»
Воспитатель: На столе у вас стакан с водой, а сейчас я вам дам другой с молоком.
- А вы знаете, какого цвета молоко? (Белого)
- А можно сказать про воду? Она белого цвета?
- Давайте проверим, какого цвета вода?
Пойдемте в прятки. У вас есть чайные ложки. Спрячьте ложку в стакане молока. Получилось спрятать? (Да)
- А другую ложку спрячьте в стакане с водой. Получилось? (Нет) Почему? (Вода прозрачная, в ней всё видно) Молодцы! Вот мы с вами убедились, что вода прозрачная.
А скажите ка мне ребятки, какого цвета вода?
В: Давайте мы с вами это проверим. У меня есть разноцветные полоски. Я буду опускать их в воду по очереди, а вы будете смотреть, с цветом какой крышки совпадет цвет воды. (Проверяет цвет воды с помощью цветных крышек) Ну, что ребятки, подошла какая-нибудь крышка по цвету?
Д: Нет.
В: Тогда какой вывод мы с вами можем сделать? Есть цвет у воды? Нет. Значит вода бесцветная.
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (вывешивается символ этого свойства).
Посмотрите, Капелька чуть улыбнулась. Она немного о себе уже узнала, и обрадовалась.
(выходят из-за столов, садятся на стульчики)
В.: Ребята, если мы посмотрим на стакан, то увидим, что вода может изменять свой цвет, но не только с помощью красок. Хотите убедиться в этом? А ты, Капелька, хочешь? (Ответы).
На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка. Этот опыт проделывает только воспитатель.
В.: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
-А теперь Капелька предлагает нам немного отдохнуть.
Физминутка
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в стороны.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить нельзя.
(Разводят руки в стороны, приподняв плечи.)
(подходят к столам №2)
Опыт №3: «Вода не имеет вкуса»
Воспитатель: Ребята, а какой на вкус лимон? (кислый)
- А конфета? (Сладкая)
- Интересно, а есть ли вкус у воды?
- Возьмите стакан с апельсиновым соком. Попробуйте сок.
- Какой вкус у апельсинового сока? (Вкус апельсина)
- А сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте. (Детям предлагается кипяченая вода).
- Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая? Солёная? (Без вкуса)
- Так есть ли вкус у воды? (Нет)
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная (вывешивается символ этого свойства воды).
Воспитатель: давайте проведём с вами следующий опыт. Насыпьте в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует – соль, сахар). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).
Воспитатель: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт №4: «Вода не имеет запаха»
Воспитатель: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус.
А может ли она изменить свой запах?
- Ребята, когда ваша мама печёт пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете из далека, а есть ли запах у воды?
Как вы думаете? (Ответы).
- Чтобы ответить на этот вопрос, проведём опыт:
Ребята, я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода не пахнет, у неё нет запаха.
Воспитатель: А давайте мы добавим капельку волшебного масла (воспитатель капает масло в стакан с водой, дети нюхают и отвечают).
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы хорошо с вами поработали, а теперь я предлагаю вам и Капельке немного отдохнуть и поиграть в игру «Капельки». (Подвижная музыкальная игра)
Воспитатель: Ребята, давайте покажем Капельке, как вы умеете разгадывать загадки. У меня есть волшебные капельки-загадки.
По морю идёт-идёт,
А до берега дойдёт —
Тут и пропадёт. (Волна)
Что в решете не унесёшь? (Вода)
Течёт, течёт - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит. (Река)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
(Дождь)
Воспитатель:
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без ….(воды).
Ребята, Капелька, а вы знаете, что воду нужно беречь, и когда помоешь руки, то нужно сразу закрыть кран? (Ответы).
Капелька: А зачем воду беречь, её вон сколько?!
Воспитатель: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода, а чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил, об этом мы с вами будем беседовать в следующий раз. А для того, чтобы мы не забывали закрывать кран, я приготовила памятку-напоминание «Экономь воду!» Ребята, давайте, мы у себя в умывальной комнате повесим эту памятку.
Капелька: Ребята, а у меня тоже есть для вас подарочек, я хотел вам подарить рыбок. Только вот беда, мои рыбки совсем белые, не красивые. Давайте их раскрасим.
(Дети раскрашивают рыбок)
Капелька: Какие молодцы, ребята. Какие замечательные рыбки у вас получились.
Воспитатель: Давайте мы их отпустим в пруд, пусть живут. (Работа с макетом пруда).
Ребята, вы сегодня были такими молодцами! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий! И теперь каждый из вас может рассказать своим родителям и друзьям о том, что вода… (дети делают вывод)
(ответы детей: без цвета, без вкуса, прозрачная, растворитель).
Капелька: Сегодня я много интересного узнал о себе, о волшебнице воде.
Вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха. Вода прозрачная.
Но пришла пора мне с вами прощаться. До свидания, ребята.
Дети и воспитатель: До свидания, Капелька! До новых встреч!