Просмотр содержимого документа
«Конспект Беседы по экологии «Мы – друзья природы»»
Конспект
Беседы по экологии
«Мы – друзья природы»
в подготовительной группе
г. Энгельс
Воспитатель Килодченко Ю.В.
Тема: «Мы – друзья природы»
Программное содержание: вызвать интерес к природе и к проблеме её охраны; учить любить природу, бережно к ней относиться.
Оборудование: плакаты «Сохраним родную природу», наборы «Насекомые», все необходимое для игры «ромашка».
Ход беседы. Дети, вы любите гулять в лесу, в парке, на лугу? А кто из вас был на море? В горах? Что понравилось больше всего? Что такое природа? Да, это реки, моря, озера, леса и горы, поля, солнце и небо, почва и воздух, все живое. И человек - тоже часть природы. И самая маленькая букашка – тоже часть природы.
Для чего же нужна человеку природа? Правильно, она кормит человека, одевает, обувает, дает все необходимое для жизни. Давайте поиграем в игру «Ромашка». Победит тот, кто правильно укажет, из чего изготовлены необходимые человеку продукты и вещи.
(На доске размещена ромашка. На обратной стороне лепестков изображены тетрадь, хлеб, пачка чая, бутылка с молоком, шапка-ушанка, бочка меда, бутылка с подсолнечным маслом, свитер. Ребенок подходит, отрывает лепесток, называет предмет и рассказывает из чего он сделан.)
Какое у вас настроение и какие чувства возникают у вас, когда вы гуляете по лесу, купаетесь в реке, смотрите на луг, поле? Да, природа дает человеку радость! Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется петь, жить долго и сделать свою родину ещё краше.
Природа учит человека мудрости. Вот как об этом сказал поэт В. Орлов
«Нас в любое время года
Учит мудрая Природа.
Птицы учат пению,
Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду,
И к тому же в их труде
Все – по справедливости.
Отражение в воде
Учит справедливости.
Учит снег нас чистоте
Учит солнце доброте
И при всей огромности
Обучает скромности.
У природы круглый год
Обучаться можно и нужно
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе».
Чему же учит нас Природа? А сама природа нуждается в помощи?(Показываю плакат «Сохраним родную природу») Берегите все, что есть на земле! Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. А ведь многие не задумываются над этим.
Загадываю загадку о божьей коровке. Предлагаю ребенку найти иллюстрацию с её изображением и повесить на доску.
Она какая? Кто держал её в руках? А знаете ли вы, что такая маленькая букашка приносит большую пользу природе, но сама часто страдает из-за неумеренного любопытства человека. Послушайте. Читаю рассказ (фрагмент) А. Плешакова «Знать и беречь».
«Мы любим божьих коровок за то, что они добродушные на вид, круглые, яркие, блестящие. Но, оказывается, их ещё и за то можно любить, что они наши верные друзья. Мы часто сажаем жучка на руку, смотрим, как он ползает по ладони, и приговариваем: «Божья Коровка, улети на небо, принеси нам хлеба». Но, конечно, понимаем, что хлеба коровки не могут принести. А оказывается, могут. Не в прямом, конечно, смысле – взять и принести батон или буханку. Нет, они помогают нам сохранить урожай на полях, в садах, в огородах. Но чтобы коровок везде и всегда было много, мы должны относиться к ним бережно, тем более что приносят они не только хлеб, но и как утверждают старинные книги – счастье».
Как вы теперь будете относиться к божьим коровкам? Почему?
А кто из вас видел бабочек? Каких вы знаете бабочек? На что они похожи? Чем они вам нравятся? – Бабочки, как цветы, они легки, красивы, и …ранимы.
(Читаю отрывок «Бабочки» из кн. «Что такое? Кто такой» - М., 1975г.)
«Вот села на цветок пестрая крапивница. Само собой, вы тут же начинаете к ней подкрадываться. Стараетесь чем-нибудь её накрыть. И если это вам удается, берете бабочку за крылья, трогаете усики, хоботок. А потом бросаете – на что она вам? Но бабочка уже не может летать, падает и беспомощно бьется на земле. Её бархатные яркие крылышки обтрепаны. Узор стерт, проглядывает прозрачная, как слюда, основа крыла. Бабочка обречена на гибель. Гораздо интереснее наблюдать за бабочками, не повреждая их».
Посмотрите, какими разными бывают бабочки (показ).
Давайте дадим друг другу слово никогда не ловить бабочек и других насекомых, а только наблюдать за ними и любоваться издали. Вы знаете, иногда человек причиняет вред природе своим неумением вести себя на прогулках. Сейчас мы с вами поиграем в игру-загадку «Найди ошибку». Я прочитаю короткий рассказ, а вы найдите ошибки в поведении детей. Победит тот, кто заметит больше ошибок.
«Майский день дети провели в лесу. Они играли, бегали, кричали, рвали цветы и плели венки, собирали большие букеты ландышей. На поляне разожгли костер, пообедали и оставили после себя много мусора. Поймали ежа и взяли его домой».
Какие вы заметили ошибки? Дети называют.
А вы знаете, что однажды случилось с котом Леопольдом и его друзьями – мышатами в лесу? (Читаю ск. О. Солоповой «Приключения кота Леопольда и его друзей в лесу»).
«Решили кот Леопольд и его друзья мышата жить дружно. Как-то в летний погожий денек отправились они отдыхать за город. Захватили с собой еду, раскладные стулья, ракетки, надувной мяч… И вот показался уже хвост электрички. Кругом цветы, деревья, птички поют. Красота! Зеленая травка так и манит поваляться! Вдруг: «Ай! Ай! Ой!» Оглянулся кот Леопольд – а одного его спутника уже нет, только писк откуда-то доносится. Присмотрелись внимательно, оказалось, накрыла мышонка ржавая консервная банка. Освободил Леопольд своего друга, а тут другой мышонок: «Вай-вай-вай!» - кричит, порезал ногу об осколок бутылки. «И что тут только за отдыхающие были! Кошмар!» - проворчал Леопольд и стал очищать поляну от мусора.
Решили друзья искупаться! Вода сверкает, на солнышке всеми цветами радуги переливается. Плавает кот Леопольд, радуется. Оглянулся – где же его приятели?! А рядом вместо них – две разноцветные зверушки плавают. Как увидели Леопольда – и давай хохотать да хвостами на него показывать: «Ой, не можем, ой умора! Да ты, Леопольд, стал пятнистым, как леопард!» Все понял тогда Леопольд: невдалеке работает лакокрасочный завод, вот и покрасились они, еле мочалкой оттерлись.
Проголодались друзья – время-то к обеду подходит. Поели хорошо, а убирать-то уже не хочется – лень. «А-а, закричали мышата, - все равно уже много мусора всякого валяется. Мы лучше в мячик поиграем!» Покачал головой Леопольд и начал собирать остатки.
А тем временем мышата весело играли в волейбол. Вдруг раздался хлопок. Это мячик попал на ветку и лопнул. Рассердились мышата и давай трясти дерево, да так сильно, что на головы им свалилось гнездо. Совсем разбушевались разбойники – начали по птицам из рогатки стрелять. Еле удалось Леопольду остановить их.
Тут уж и солнышко стало садиться, пора домой возвращаться. Мышата убежали вперед, а Леопольд остался вещи собирать. Бежали, бежали мышата, а им дорогу паутинка преградила. Стали они её обрывать. Паучки испугались, попрятались. Тут и Леопольд подоспел. Остановился в восхищении и стал рассматривать шелковые шатры, серебристые паучьи покрывала. Но что это? В шатре-то дырки! Быстро достал Леопольд иглу и зашил шатер: «Что же это вы наделали? Зачем царство паучье разрушили? Вот налетят сейчас комары, и никто вас не защитит». «Леопольд, подлый трус! – завопили мышата. – Не боимся мы никого, мы сами всех искусаем!» Только они это проговорили, видят, а над ними уже целая куча комаров: «З-з-з-з…»кто это нас не боится?» И давай хвастунишек кусать. «Прости нас, Леопольд! Помоги! Позови паучков, пусть они нас защитят», - кричат мышата. Позвал Леопольд паучков и сказал: «Вот так-то, ребята. Давайте жить дружно с лесом!»
О чем эта сказка? Что неправильно делали мышата? Как надо вести себя в лесу, на прогулке? (Дети вместе формулируют правила поведения в природе).
Природа ждет от нас помощи. Скажите, как можно помочь зимой птицам? (сделать кормушки, приготовить корм, подкармливать птицу). Если бы люди понимали птичий язык, они услышали бы такой разговор.
(дети инсценируют отрывок из стих. Б Брехта «Зимний разговор через форточку»)
1-й ребенок – воробей
Я- маленький воробей
Я гибну, дети, спасите,
Я летом всегда подавал сигнал,
Чтоб сторож ворон с огорода гонял,
Пожалуйста, помогите!
Все (хором)
Сюда, воробей, сюда!
Вот тебе, друг, еда.
Благодарим за работу!
2-й ребенок – дятел
Я – дятел, пестрый такой,
Я гибну, дети, спасите…
Все лето я клювом стволы долбил,
Тьму вредных букашек поистребил,
Пожалуйста, помогите!
Все (хором)
Сюда, наш дятел, сюда!
Вот тебе, друг, еда.
Благодарим за работу!
Воспитатель
Сегодня мы с вами говорили о том, как прекрасна и удивительна наша природа, о том, что она нуждается в нашей защите. Вы хотите стать друзьями и защитниками природы? тогда давайте дадим клятву. (Дети дают своеобразную клятву, разучивая стихотворение В. Берестова «Хоровод»)
Чтобы человек стал другом Природы, он должен быть добрым.
«Ты, дружок, смотри, не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки (сверчка) сачка.
Люби цветы, леса, простор полей –
Все, что зовется Родиной твоей».
И. Мазин
А быть добрым помогает улыбка, подаренная друг другу, солнцу, ветру, цветам, птицам, бабочкам… Давайте все вместе споем песню «Улыбка».