Есенгалиева Гульжан Садировна
ГККП ДО №25 «Снежинка»
Воспитатель
Западно-Казахстанская область
Город Уральск
Конспект организованной учебной деятельности
по экологии по теме «Зимующие птицы»
Цели:
-знакомить детей с видами птиц, зимующих в нашей местности, характерными особенностями их внешнего облика, поведения, способами приспособления к сезонно-изменяющимися условиями неживой природы;
- выразить посредством творческой работы свое отношение к пернатым;
-активизировать и обогащать словарный запас на государственном языке;
- воспитывать желание помогать зимующим птицам, подкармливать их.
Методы: игра, творческая работа, беседа, викторина, ситуации-загадки.
Ресурсы: яичная скорлупа, пластилиновые фигурки птиц, краски, кисточки, картинки с изображением зимующих птиц, кормушка, фишки, картина.
Предварительная работа: наблюдения за птицами, чтение художественной литературы о птицах, заучивание пословиц и поговорок о птицах, решение экологических ситуаций, работа с природным материалом.
Билингвальный компонент: кормушка – жемсауыт, масло – май, творог – с?збе, сало – то?май, май, етті? майы.
Ход:
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами не только вспомним то, что уже знаем о зимующих птицах в Западно-Казахстанской области, но и узнаем о них некоторые подробности. Они на первый взгляд кажутся обычными и неинтересными, но на самом деле это не так.
А вы, своим участием в нашей беседе-викторине и правильными ответами окажете помощь зимующим птицам, и тем самым, сделаете нашу природу еще красивее.
Викторина
1. Вводная беседа о времени года – Зиме
· Сколько месяцев во времени года – зима?
· Назови пословицы о зимних месяцах («Декабрь – году конец, а зиме начало», «Январь – зиме середина, вершина стужи», «Февраль придет – все пути занесет».
· Почему зиму называют трудной порой для птиц и животных? (ответы детей)
2. Викторина «Что я знаю и не знаю о зимующих птицах?»
(на столе у детей лежат картинки с изображением птиц,
они перевернуты)
Воспитатель: Ребята, откройте свои картинки, рассмотрите их и подумайте: какая птица изображена на ней, и что знаете, расскажите.
(3-4 ребенка отвечают, остальные дополняют, за правильный ответ
дети получают фишку, воспитатель вводит в беседу дополнения о жизни и особенностях данной зимующей птицы).
3. Вопросы викторины «Почемучки»
· каких птиц называют санитарами леса и почему?
· какие птицы любят купаться в снегу?
· какая птица выводит птенцов зимой?
· какую птицу называют кузнецом и почему?
4. Ситуации-загадки (по выбору воспитателя)
5. Рассказ В. Сухомлинского
В доме, на краю села, жили муж и жена. Было у них двое детей: мальчик и девочка. Мише было 10 лет, а Оле 9 лет. Около дома рос большой, ветвистый тополь.
- Сделаем на тополе качели, - сказал Миша.
- Ой, как хорошо будет качаться! Обрадовалась Оля.
Полез Миша на тополь, привязал к веткам веревку. Встали на качели Миша и Оля, и начали качаться. Качаются дети на качелях, а около них синичка летает, и поет, и поет.
Миша говорит:
- Синичке тоже весело от того, что мы качаемся.
Глянула Оля на ствол дерева и увидела дупло, а в дупле гнездышко, а в гнездышке птички маленькие.
- Синичка не радуется, а плачет, - сказала Оля.
- А почему она плачет? – удивился Миша.
- Подумай, почему, - ответила Оля.
Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездо и думает: «Почему же она плачет?»
Вопросы к тексту:
1. Как бы вы объяснили Мише, почему синичка плачет?
2. Что каждый из вас может сделать, чтобы птицы зимой не плакали? (ответы детей)
Воспитатель: Да, ребята, вы знаете, что многие зимующие птицы тянутся к человеческому жилью, потому что трудно жить им в холодную, снежную зиму. Тут им на помощь должны прийти люди. Как помочь птицам зимой?
Дети:
- сделать кормушки и подкармливать птиц;
Воспитатель: Мы с вами часто на участке подкармливаем птиц, и об этом хорошо сказано в стихотворении В. Викторова, вспомните его, ребята.
Ребенок: Мы овсом и ячменем кормим птичек за окном. К нам обедать по привычке прилетают 2 синички, пара сизых голубей и знакомый воробей. А за ним его семья, и соседи, и друзья.
Воспитатель: Правильно, ребята. Например, синицы подлетают смело к балконам и форточкам и склевывают сало, масло, творог. И сегодня мы с вами повесим кормушку на нашем участке и будем наблюдать за птицами, которые прилетят в нашу «птичью столовую».
7. Работа с природным материалом
Творческая работа «Птичья столовая»
Воспитатель: А сейчас, проходите в нашу «Птичью столовую». Мы будем выполнять мозаичную работу из скорлупы (куриное яйцо). Возьмите пластилиновые фигурки зимующих птиц (воробей, ворона, сорока). Облепите фигурки птиц яичной скорлупой, а по окончании этой работы закрасьте нужным цветом брюшко, крылья, головку, хвостик, используя образец-картинку. По окончанию работы мы разместим всех птиц в уголке природы.
(готовые работы дети размещают в уголке природы, а затем выходят на прогулку для того, чтобы повесить кормушку и покормить птиц)
Выполняем всей семьей
Тема: «Экскурсия в мини-зоопарк»
Цели:
- развивать эмоционально-положительное отношение ко всему живому;
- формировать умение общаться с животными, птицами, необходимость заботится о них и охранять;
- воспитывать доброту, предупредительность и другие гуманные чувства.
Народные приметы
· Зимой галки собираются к вечеру стаей и кричат – к ясной погоде и потеплению.
· Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку – будет снег без ветра. А дружно расчирикались – к потеплению.
· Если ворона купается ранней весной – к теплу.
· Если грачи прилетели до 14 марта – быть лету мокрому, а снег сойдет рано.
· Увидел скворца – знай: весна у крыльца.
· Синица пищит – зиму вещает.