Образовательная область: Познание
Раздел: Основы экологи
Тема: Итоговая беседа об осени
Цель: Закрепить знания о явлениях и сезонных изменениях в природе.
Задачи:
- Закрепить знания о явлениях и сезонных изменениях в природе.
- Уточнить знания о перелётных и зимующих птицах.
- Расширять и обогащать словарный запас детей.
Методы и приёмы: Мозговой штурм, игра «Что сначала, что потом», дид. упр. «Перелётные и зимующие птицы», дид. упр. «Волшебный зонтик», цветовая рефлексия.
Методы и методические приёмы: Интерактивная сказка
Материалы: картинки о явлениях в природе в разные времена года,
Картинки: к интерактивной сказке; зимующих и перелётных приц; деревья (дуб, берёза, рябина, клён).
Ход занятия:
Дети входят в группу под весёлую песенку об осени.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте!От весёлой песенки всем стало весело и радостно. Давайте скажем друг другу и гостям добрые пожелания.
Дети говорят пожелания:
1.Пусть будет в жизни всё прекрасно.
2. Глаза ваши счастьем пусть вечно сияют.
3. Мы желаем вам много радости!
4. Что задумано – пусть исполниться.
5. Пусть радость и счастье всегда освещают Ваш путь.
6. Пусть будут добрыми друзья и крепким, как орех, здоровье!
7. Желаем счастья и добра.
8. Много радости и смеха мы хотим вам пожелать.
9. Везения, радости без края.
10. Пусть день с утра заладиться, и все дела пусть ладятся.
Воспитатель: Ребята, своими пожеланиями, мы разбудили чудесную музыку(пауза).
Прислушайтесь, пожалуйста.
Звучит музыка П. Чайковского «Времена года» «Осень».
Воспитатель: А мне захотелось прочитать стихотворение:
«Времена года»
Придумала мать дочерям имена
Вот Лето и Осень, Зима и Весна,
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
(А. Кузнецова)
Воспитатель:
- О чём говорится в этом стихотворении?
- Назовите четыре времени года.
- Вы правильно назвали все времена года, и я предлагаю вам поиграть в игру «Что сначала, что потом». Дети садятся на стульчики.
Воспитатель:
- Посмотрите ребята, на доске размещены картинки о явлениях, которые происходят в разное время года. Их нужно расположить в последовательности: что сначала, что потом. И объяснить свой выбор.
Яблоня без листьев – яблоня в цвету – яблоки на яблоне (весна, лето, осень)
Снег – снеговик – снеговик тает(зима, весна)
Дерево зелёное –дерево жёлтое – дерево без листьев (лето, осень, зима).
Варианты ответов детей:
Зимой у яблони нет ни листьев, ни плодов, весной на ней появляются листочки и цветы, а летом, на месте цветов зреют яблоки, летом они зелёные, а осенью могут быть жёлтые, красные, зелёные или разноцветные.
Зимой выпадает много снега, можно слепить снеговика. А с приходом весны, когда солнышко начинает сильней пригревать, снеговик тает.
Дерево зелёным бывает летом, осенью листья на деревьях желтеют, облетают и зимой дерево без листьев.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Всё правильно объяснили. Посмотрите, дети, у меня есть зонт, под которым можно гулять в любое время года. Летом он спасает нас от солнечных лучей и дождя, зимой- от снегопада. Под этим зонтом можно слушать интересные сказки. Но вот беда, все картинки на нём перепутались и их нужно разместить по временам года. Помогите мне, пожалуйста. Снимайте каждый по одной картинке и разместите правильно по временам года.
Дети поочерёдно располагают на зонте картинки сезонные явления природы.
Зима: идёт снег, наметает большие сугробы, дует сильный ветер, солнце светит, но не греет.
- Посте зимы наступает… (Весна).
Весна: Тает снег, появляются первые цветы - подснежники, бегут ручьи, с крыш свисают сосульки, прилетают птицы.
- После весны наступает… (лето).
Лето: ярко светит солнце, летом, после дождя бывает радуга; цветут цветы, бывает летом гроза.
- А за летом наступает… (Осень).
Осень: осенью листья на деревьях желтеют и опадают (листопад),небо становится хмурым, идут дожди, иней на траве, улетают птицы.
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, какой красивый зонт получился. Вам нравится?
- Да.
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам сесть вокруг него и послушать интересную осеннюю сказку.
Дети садятся на стульчики. Воспитатель рассказывает сказку и выкладывает картинки на мольберт.
Сказка «Ёжик и осень».
Ёжик проснулся осенним утром в своей уютной норке от предчувствия чего – то непонятного (Картинка ёжика). Понюхав воздух, он понял, что в норке похолодало. Но почему? Выглянув из норки, ёжик увидел пожелтевшие за ночь листья на деревьях и траву, низкое солнышко.(картинка осени). Выйдя на улицу, он с удивлением посмотрел вокруг. Вместо весёлой зелени и цветов всё вокруг было жёлто – оранжево – красное.
- Ребята, как вы думаете, какое время года наступило?
- Что раскрасила осень в разные цвета?
- Деревья.
- А сейчас ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «С какого дерева листок». Давайте мы с вами пройдём к доске.
- Посмотрите, ребята на картинки. Какие деревья изображены на них?(берёза, дуб, осина, рябина, клён.
- Теперь внимательно посмотрите на листочки и скажите:
- Этот лист берёзы или клёна?
- Этот лист дуба или клёна?
- Этот лист клёна или рябины?
- Этот лист рябины или осины?
- Молодцы, ребята, знаете листья деревьев.
- Сейчас пройдите на стульчики, и мы послушаем, что же происходило дальше.
- Ух! Ух! Что, нравится? – услышал ёжик сверху. Подняв голову, он увидел мудрого филина, сидевшего на ветке (Картинка филина).
- Дядюшка филин, что случилось с природой? Почему всё такое разноцветное и блестит?
- Потому что, мой маленький ёжик, наступила осень! Блестит – это иней на траве. Берёзы желтеют, клёны становятся оранжевыми, а дрожащие от холода осинки краснеют, и все деревья начинают сбрасывать листву. Только ели, сосны, пихты остаются зелёными – ответил мудрый филин.
- Дядюшка филин, а куда исчезли весёлые стрекозы, бабочки, мотыльки?
-Ребята, ёжик не знает, куда исчезают на зиму насекомые. А вы знаете, куда осенью прячутся насекомые?
-В землю, в кору деревьев и т.д.
-Ребята, посмотрите на картинку и скажите, куда спряталась гусеница?
-А где будет зимовать червяк?
-Божья коровка? И т.д.
-Ребята, вы правы, все насекомые спрятались. Поэтому птицы, которые питаются ими, улетели в теплые края.
- Скажите мне, ребята, как называются птицы которые улетают в тёплые края? (Перелётные).
- А те которые остаются зимовать? (Зимующие).
Дид. Упражнение «Перелётные – зимующие птицы».
- Давайте ребята мы свами пройдём к доске и посмотрим где же у нас перелётные птицы, а где зимующие.
- Перелётных птиц мы поставим возле солнца, а зимующих возле снежинки.
-А почему такое происходит в природе?- спросил ёжик испугавшись.
-Потому что солнце тоже устало за год всходить высоко и греть землю и наш лес. Видишь, как оно низко? А зимой будет еще ниже и совсем перестанет греть!
Ёжик испугался еще больше.
-Значит зимой будет еще холодней? А как же я? Я же замерзну?
-Ребята, как вы думаете, что нужно сделать ёжику, чтобы не замерзнуть зимой? Какой совет можем ему дать?
- А чтобы дать совет ёжику, к нему нужно обратиться. Послушайте как это сделаю я.
- Ёжик тебе нужно укрыться листочками чтобы не замёрзнуть! А теперь ёжик послушает ваши советы. (Ответы детей)
-Молодцы, вы хороший совет дали ежику. А теперь, внимательно послушаем, что ответил дядюшка филин. (Картинка ёжика в листьях).
-Нет, ежик, ты не замерзнешь. Ты обернешься в листочки, которые хорошо сядут на твои иголки, и ляжешь спать в своей норке на всю зиму! Проснешься ты, когда солнце будет всходить высоко и согреет все вокруг.
- Вот видите ребята, мы правильный совет дали ёжику.
(Картинка ёжик ест).
Успокоившийся ежик пошел, погулял по желто-оранжевому-красному лесу, сытно поужинал вкусными грибами и корешками, покувыркался по траве, и весело пофыркивая, пошел спать до весны в норку.
Картинка ежик в норке спит.
И снились ему яркие, красные, желтые, оранжевые листочки на деревьях, которые медленно падали и укрывали землю волшебным, разноцветным ковром. А сверху смотрели добрые глаза мудрого филина, который знал, что жизнь продолжается и улыбался, глядя на торжество природы!
-Ребята, я вижу, что вам понравилась сказка. Но посмотрите на ежика, что-то мало листочков он накатал на иголки. Давайте мы ему поможем укрыться на зиму. Кому понравилось рассказывать о временах года, тот укроет ежика желтыми листочками. Кто точно знает, с какого дерева лист- укроет красными листочками. Те, кто увидел, куда прячутся насекомые- зелеными листочками. А кому понравилась сказка -коричневыми листочками.
Дети укрывают ежика листочками.
- Молодцы, ребята. Теперь ёжику будет тепло и он будет крепко спать до самой весны.
- А мы в сами будем продолжать слушать сказки под нашим волшебным зонтом.
На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо, вы хорошо работали. Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети прощаются с гостями.