Цель: познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями нашего края.
Задачи:
Образовательная: Уточнить и расширить кругозор дошкольников о лекарственных растениях родного края, закрепить знания о строении растения, формировать умение правильно использовать лекарственные части растений, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека, учить детей правилам сбора и лекарственных растений;
Развивающая: развивать любознательность, наблюдательность, связную речь детей, умение анализировать, объяснять, рассуждать.
Воспитательная: поддерживать познавательный интерес к растительности родного края, воспитывать бережное отношение к природе и сбору лекарственных растений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Комплексное занятия по экологическому воспитанию»
Комплексное занятия
по экологическому воспитанию
«Зеленая аптека нашего края»
для подготовительной группы детского сада
воспитатель МБДОУ № 265
Селезнева С.А.
Цель: познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями нашего края.
Задачи:
Образовательная: Уточнить и расширить кругозор дошкольников о лекарственных растениях родного края, закрепить знания о строении растения, формировать умение правильно использовать лекарственные части растений, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека, учить детей правилам сбора и лекарственных растений;
Развивающая: развивать любознательность, наблюдательность, связную речь детей, умение анализировать, объяснять, рассуждать.
Воспитательная: поддерживать познавательный интерес к растительности родного края, воспитывать бережное отношение к природе и сбору лекарственных растений.
Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Оборудование (атрибуты, материал): Коробка Лесовичка, медали, рисунки лекарственных трав, сухие лекарственные травы, письмо Лесовичка, фланелеграф (доска), изображения частей растения.
Предварительная работа: разучивание стихотворений о лекарственных растениях с детьми, рассматривание иллюстраций различных растений и их строения.
Ход занятия:
1. Мотивационный этап (введение в ситуацию).
Родной край! Здесь родились мы и живём, здесь мы впервые увидели солнце и окружающий нас мир.
Мы живем в Сибири. Это часть нашей страны. А Красноярский край - это часть Сибири. Богата и разнообразна ее природа. Высокие, покрытые снежниками, горы, бескрайняя тайга, прорезанная голубыми лентами гор, создают красоту нашего края.
Ребята! Нам старичок Лесовичок прислал посылку. Здесь есть таинственная коробочка, рисунки и письмо. Тут написано (читает письмо): Если мы справимся с заданием Лесовичка тогда можно открыть загадочную коробочку.
2. Организационный этап.
Ребята, а почему некоторые растения называются лекарственными? (Потому, что они лечат от многих болезней).
Правильно! А какие вы знаете лекарственные растения? (Ромашка, мята, крапива …). Когда вы заболеете, что делаем мама? (В аптеке покупает лекарства и лечит). Да, сейчас существуют аптеки, где продаются лекарства от различных болезней. А когда-то давно, когда не было готовых лекарств и аптек люди лечились, как вы думаете, чем? (ответы детей). Травами лечились, лекарственными растениями.
Вот старичок Лесовичок и спрашивает, как ими можно лечиться, это нам предстоит узнать. Что же такое «Зеленая аптека»? Как вы думаете? (Наверное, там продаются лекарственные травы).
Правильно! Давайте пройдем сейчас в «Зеленую аптеку», которая находится неподалеку.
Физкультминутка (Дети проходят под музыку по организованной «Дорожке здоровья»).
3. Основной этап (включение способа действий в систему знаний и умений ребенка).
А вот и наша аптека, располагайтесь поудобнее, а я тем временем загадаю вам загадки, которые приготовил для нас Лесовичек.
Первая загадка: На зеленой круглой ножке вырос шарик у дорожки. Ветерок вдруг прошуршал и развеял этот шар. Что это? (Одуванчик).
Дети, найдите, пожалуйста, одуванчик среди картинок.
А вы знаете, что это нужное и полезное растение. Оно произрастает по всей России, в том числе и у нас. Мы с вами рассматривали одуванчики, кто хочет рассказать о них? (Одуванчики растут на лугу, у них длинный стебель, резные листья, желтый цветок, похожий на шарик).
Послушайте, я вам расскажу, чем полезен одуванчик. В его листьях много витаминов. Если его положить в салат, то он повысит аппетит. Но свежие листья очень горькие из-за млечного белого сока. Давайте вспомним, как мы немного отщипнули от листочка, и выделилось белое молочко, которое и называется «млечный сок». Чтобы убрать горечь, нужно листики залить кипятком на несколько минут. Листья и корни помогают при кашле.
Ребята, (ребенок 1) нам приготовила стихотворение об одуванчике.
Вторая загадка: Стоит в поле кудряшка – белая рубашка. Сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка!)
Что вы можете сказать о ней? (Ромашка растет везде: на лугу, на полянке, около речки, у нее высокий прямой стебель, тонкий, ветвистый, листья похожи на укроп, цветочки маленькие и их много, белые лепестки и желтая середина).
Ромашка – распространенное растение, которое можно встретить не только в нашем крае, но и по всей России. Вы, наверное, слышали такие слова «Ромашковая Русь», «Ромашковая Родина моя». Эти слова относятся и к нашему Красноярскому краю. Ромашка лучший доктор при ангине. Ее настоем можно полоскать и промывать горло, ополаскивать волосы.
Третья загадка: Растет на клумбе огонек – оранжевый цветок, ты отыщи его, дружок, он очень нужный огонек. (Ноготки, календула).
Кто может показать этот цветок? Что вы можете о нем сказать? (Ноготки растут у нас на клумбе, у них продолговатые зеленые листья, яркий цветок).
Это растение называют еще календула, а в народе цветок-ноготок. Как вы думаете почему? (Его семена похожи на скрюченные изогнутые ноготки).
Это растение применяют для заживления ран, ожогов, при ангине, простуде, насморке.
Чтение стихотворения ребенком 2:
По цветкам есть знатоки? Что же это? Ноготки!
Лепестки у них сорвите, потом горло полощите.
При ангине, при простуде лучше доктора не будет!
Детям предлагается рассмотреть лекарственные растения поближе, понюхать, сравнить с картинкой на упаковке и содержимом в ней.
Физкультминутка (Дети возвращаются тем же путем).
Ребята, Лесовичек спрашивает: из каких частей состоит растение? (выкладывается на фланелеграфе (доске) корень, стебель, листья, цветы). Лекарственными могут быть различные части у различных растений.
Проводится игра «Собери лекарственное растение из частей». (Дети собирают и называют растение нашего края из разрезных картинок).
Дети рассказывают стихотворение
3.МAЛИНA
На опушках и в лесах
Нагоняет кустик стрaх
Нa любителей откушaть
Слaдких ягод. Он колючий.
Если зaболел aнгиной
Или просто простудился,
Быстро вылечит мaлинa,
Если летом не ленился
4.РОМAШКA
Когдa моё горлышко болит
Ромaшкa поможет, онa исцелит
Я ею горлышко пополощу
Стaнет все в порядке, И в сaдик я пойду.
5.AЛОЭ
Есть тaкой цветок-aлоэ,
Оно целебное тaкое!
Нa ранку стоит капнуть сок-
И зaживет в кратчайший срок.
6.РЯБИНA КРAСНAЯ
Если ночью плохо спишь
Чaсто головa болит
Пейте сок рябины крaсной
Он вaс быстро вылечит!
Давайте поиграем в игру "Приготовь лекарство".
Старичок Лесовичок предлагает вам стать фармацевтами. Это люди, которые работают в аптеках и готовят лекарство. Сейчас мы с вами отправимся в лабораторию.
(Дети садятся на стульчики полукругом). Наше задание таково: приготовить противовоспалительный настой, которым можно прополоскать горло, промыть уши, нос, ополоснуть волосы. Итак, что мы будем готовить? (Настой из лекарственных трав).
Из каких как вы думаете? (Календулы, ромашки, одуванчика).
Верно! Для этого, нужно взять чистый стакан и насыпать в него столовую ложку лекарственных растений. (Воспитатель вызывает помощников)
Теперь я залью травы кипятком. Настой называется настоем потому, что он должен настояться. Скажите, вода, которой я заливала травы, была какого цвета? (Вода была бесцветная).
Накроем настой крышкой и посмотрим, изменится ли цвет воды? (Да, вода меняет цвет!)
Верно. Растения отдают воде свой цвет, а вместе с ним и лечебные свойства. Вот и получился настой, которым можно лечиться.
Запомните вот что, многие люди собирают лекарственные растения, сушат, а потом при необходимости используют, только нужно запомнить, что нельзя в одном месте собирать большими охапками, иначе в скором времени лекарственные растения исчезнут.
Чтоб земля цвела родная,
Чтобы чистым был ручей,
Чтобы утром рано пел нам сладко соловей,
Мы должны, ребята с вами
все живое оберегать,
И прекрасную природу
Дружно, вместе охранять.
Что ж, вот мы и справились со всеми заданиями и Лесовичек с радостью открывает нам свою коробочку (в коробке почетные медали с изображением лекарственных растений, угощение или др..).
4. Рефлексия.
Вспомните, что мы с вами делали сегодня на занятии и ответьте, что больше всего вам понравилось и запомнилось? (Ответы детей)
Чему бы вы хотели, придя домой, научить своих родителей?