kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром в вопросах экологического воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром в вопросах экологического воспитания

 

   Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Остается лишь организовать занятия по ознакомлению с окружающим миром таким образом, чтобы это способствовало развитию экологического отношения детей к природе.

   Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде, в мире природы. Экологическая тропа — специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий, а также целевых прогулок. [2, c. 124].

   Само название «экологическая тропа природы» можно понимать как «мы изучаем природу» и как «природа нас учит». Другими словами, прежде всего цель создания тропы заключается в обучении и воспитании детей. С одной стороны, задачей тропы является своеобразный «природоведческий ликбез», т. е. расширение у воспитанников элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. С другой стороны, задача воспитателей — научить своих слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду. Третья, в конечном итоге главная задача экологических троп, — способствовать воспитанию экологической культуры поведения человеком, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе.

   Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе не непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы

   Тропу организуют на территории детского сада, где они создаются силами самих детей, родителей и воспитателей. Такие маршруты получили название учебных экологических троп. Сам процесс создания и последующего использования такого типа троп несет в себе большой воспитательный и образовательный эффект, что подтверждает и многолетний практический опыт. Уход за тропой на протяжении всего года приучает детей к труду и бережному отношению к общему достоянию.

   Организация тропы силами дошкольников дает педагогам возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от ребят творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и — самое важное — принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности — убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт детей. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе [1, c. 115].

   Также традиционно в группах дошкольных учреждений создаются природные уголки. В современном детском саду, к сожалению, запрещены живые объекты. Это затрудняет работу педагогам и лишает детей важного аспекта в развитии доброжелательного отношения к природе. Наблюдая и ухаживая за животными дети учились не только заботиться о нем, но и доброму отношению ко всему живому.

   В настоящее время в старшей группе детского сада природный уголок, состоит из трех частей.

  1. Экспериментальный уголок, где находиться материал для самостоятельных игр и экспериментаторской работы детей. Состав материала меняется в зависимости от темы экологического занятия.
  2. Уголок природы, где находятся книги и иллюстрации, содержащие информацию о животных, их среде обитания и повадках; о разнообразных растениях, способах их выращивания и ухода за ними.
  3. Выставочный уголок, где находятся работы детей по экологии: рисунки, поделки из природного материала и т.д.

В природном уголке обязательно находится календарь природы, который имеет очень большое значение для экологического воспитания детей. Рекомендуется вести параллельно два календаря. Один – календарь погоды и второй - фенологический. В последнем отмечаются сезонные явления природы, сроки их наступления. Сопоставление календарей позволяет объяснить многие природные явления, влияние экологических факторов на живые организмы. [3, с.331-332].

Список литературы:

  1. Боголепов, В.Д. Естественноисторические основы общеобразовательной школы / В.Д.Боголепов. Естественноисторические основы общеобразовательной школы – М., - 1907; с.57.
  2. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду –М.,-2001- с.75-103, 331-346.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром в вопросах экологического воспитания»

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром в вопросах экологического воспитания


Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Остается лишь организовать занятия по ознакомлению с окружающим миром таким образом, чтобы это способствовало развитию экологического отношения детей к природе.

Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде, в мире природы. Экологическая тропа — специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий, а также целевых прогулок. [2, c. 124].

Само название «экологическая тропа природы» можно понимать как «мы изучаем природу» и как «природа нас учит». Другими словами, прежде всего цель создания тропы заключается в обучении и воспитании детей. С одной стороны, задачей тропы является своеобразный «природоведческий ликбез», т. е. расширение у воспитанников элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. С другой стороны, задача воспитателей — научить своих слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду. Третья, в конечном итоге главная задача экологических троп, — способствовать воспитанию экологической культуры поведения человеком, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе.

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе не непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы

Тропу организуют на территории детского сада, где они создаются силами самих детей, родителей и воспитателей. Такие маршруты получили название учебных экологических троп. Сам процесс создания и последующего использования такого типа троп несет в себе большой воспитательный и образовательный эффект, что подтверждает и многолетний практический опыт. Уход за тропой на протяжении всего года приучает детей к труду и бережному отношению к общему достоянию.

Организация тропы силами дошкольников дает педагогам возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от ребят творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и — самое важное — принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности — убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт детей. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе [1, c. 115].

Также традиционно в группах дошкольных учреждений создаются природные уголки. В современном детском саду, к сожалению, запрещены живые объекты. Это затрудняет работу педагогам и лишает детей важного аспекта в развитии доброжелательного отношения к природе. Наблюдая и ухаживая за животными дети учились не только заботиться о нем, но и доброму отношению ко всему живому.

В настоящее время в старшей группе детского сада природный уголок, состоит из трех частей.

  1. Экспериментальный уголок, где находиться материал для самостоятельных игр и экспериментаторской работы детей. Состав материала меняется в зависимости от темы экологического занятия.

  2. Уголок природы, где находятся книги и иллюстрации, содержащие информацию о животных, их среде обитания и повадках; о разнообразных растениях, способах их выращивания и ухода за ними.

  3. Выставочный уголок, где находятся работы детей по экологии: рисунки, поделки из природного материала и т.д.

В природном уголке обязательно находится календарь природы, который имеет очень большое значение для экологического воспитания детей. Рекомендуется вести параллельно два календаря. Один – календарь погоды и второй - фенологический. В последнем отмечаются сезонные явления природы, сроки их наступления. Сопоставление календарей позволяет объяснить многие природные явления, влияние экологических факторов на живые организмы. [3, с.331-332].



Список литературы:

  1. Боголепов, В.Д. Естественноисторические основы общеобразовательной школы / В.Д.Боголепов. Естественноисторические основы общеобразовательной школы – М., - 1907; с.57.

  2. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду –М.,-2001- с.75-103, 331-346.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Боровых Елена Владимировна

Дата: 10.01.2024

Номер свидетельства: 643773

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Статья «Развитие познавательного интереса у детей  дошкольного возраста  в процессе экологического воспитания»"
    ["seo_title"] => string(124) "stat-ia-razvitiie-poznavatiel-nogho-intieriesa-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-ekologhichieskogho-vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "307212"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458290273"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Статья «Приобщение детей  дошкольного возраста  к истории и культуре родного края»"
    ["seo_title"] => string(91) "stat-ia-priobshchieniie-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-k-istorii-i-kul-turie-rodnogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "307941"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458480089"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Статья «Приобщение детей  дошкольного возраста  к истории и культуре родного края»"
    ["seo_title"] => string(93) "stat-ia-priobshchieniie-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-k-istorii-i-kul-turie-rodnogho-kraia-1"
    ["file_id"] => string(6) "307942"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458480095"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Презентация по теме "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности." "
    ["seo_title"] => string(154) "priezientatsiia-po-tiemie-razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-opytno-ekspierimiental-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "182748"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425581184"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(278) "План - конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для детей дошкольного возраста   ?К нам весна шагает быстрыми шагами? "
    ["seo_title"] => string(171) "plan-konspiekt-zaniatiia-po-razvitiiu-riechi-na-osnovie-oznakomlieniia-s-okruzhaiushchim-mirom-dlia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-k-nam-viesna-shaghaiet-bystrymi-shaghami"
    ["file_id"] => string(6) "203653"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1429527729"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства