Экологическое воспитание и образование является одной из актуальнейших проблем современности. Причина в деятельности человека в природе часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Воспитание экологической культуры следует начинать с детства. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем, и то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя, как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:
Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
Развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желая сохранить ее).
Выработка первоначальных практических навыков по уходу за растениями и животными.
Данные задачи в детском саду решаются через внедрение методических рекомендаций «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» О.Соломенниковой.
Для повышения уровня экологической грамотности педагогов в детском саду проводятся педсоветы, семинары – практикумы, консультации в сочетании с практическими занятиями и т.д.
Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода к экологическому воспитанию, является создание развивающей предметной среды в группах. Во всех группах созданы условия для простейшего детского экспериментирования, для эмоционального общения ребенка с природными объектами, обогащения его чувственного опыта. Оформлены макеты тундры, изготовлены муляжи грибов и ягод, оборудован мини – центр для экспериментальной деятельности, подобрана коллекция минералов. Комнатные растения поднимают настроение, обеспечивают возможность трудиться. Занятия с детьми по экологии проходят как часть занятий по ознакомлению с окружающим миром. Педагоги самостоятельно изготавливают дидактические игры и наглядные пособия экологического содержания для занятий. Весной педагоги высаживают цветы, овощные культуры (огурцы, лук – бутон), зеленые культуры (укроп, петрушка). Дети наглядно убеждаются в том, какое значение для роста и развития растений имеют тепло, свет, и делают соответствующие выводы и сравнения, в календаре отмечают дату посадки и изменений, делают зарисовки. В аквариумах в группах живут рыбки. Педагоги учат детей правильному обращению и общению с животными: мягкости и не назойливости, умению считаться с желаниями животного, переживать их боль. Одним из залогов успешного экологического воспитания являются целевые прогулки и экскурссии в природу, которые способствуют развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Наблюдая, дети учатся устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения животных, экосистемой и приспособлениями растений и животных с условием северной тундры последовательной сменой сезонов и адекватными изменениями, происходящими в живой и не живой природе. Именно на прогулках и экскурсиях дети учатся понимать влияние деятельности человека на природе: природоохранных мероприятий и последствий безнравственного воздействия (загрязнение тундры и водоемов). Педагоги в ходе эвристической беседы делают выводы, что мох – одеяло тундры, знакомят с лишайником. Детей знакомят с тем, как коренные жители строят свои отношения с окружающей средой.
С целью выявления уровня усвоения детьми знаний по экологическому воспитанию введена система срезовых работ (декабрь – контрольный, май – итоговый срез). При работе с детьми осуществляется взаимосвязь экологического воспитания с другими занятиями, через интегрированные занятия, экологические развлечения и праздники.
Творчески работающие педагоги сумели убедить и родителей в важности экологического воспитания детей. В детском саду проводятся «Дни открытых дверей», родители принимают активное участие в праздниках и развлечениях: «береги планету Земля», «Ненецкие посиделки». Родители со своими детьми приняли активное участие в конкурсе поделок «Природа и фантазия», оформили фото-стенд «Друзья наши меньшие», «Ах, лето, лето» с фотографиями детей и любимых животных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«экологическое воспитание детей »
Экологическое воспитание детей.
Экологическое воспитание и образование является одной из актуальнейших проблем современности. Причина в деятельности человека в природе часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Воспитание экологической культуры следует начинать с детства. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем, и то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя, как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:
Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
Развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желая сохранить ее).
Выработка первоначальных практических навыков по уходу за растениями и животными.
Данные задачи в детском саду решаются через внедрение методических рекомендаций «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» О.Соломенниковой.
Для повышения уровня экологической грамотности педагогов в детском саду проводятся педсоветы, семинары – практикумы, консультации в сочетании с практическими занятиями и т.д.
Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода к экологическому воспитанию, является создание развивающей предметной среды в группах. Во всех группах созданы условия для простейшего детского экспериментирования, для эмоционального общения ребенка с природными объектами, обогащения его чувственного опыта. Оформлены макеты тундры, изготовлены муляжи грибов и ягод, оборудован мини – центр для экспериментальной деятельности, подобрана коллекция минералов. Комнатные растения поднимают настроение, обеспечивают возможность трудиться. Занятия с детьми по экологии проходят как часть занятий по ознакомлению с окружающим миром. Педагоги самостоятельно изготавливают дидактические игры и наглядные пособия экологического содержания для занятий. Весной педагоги высаживают цветы, овощные культуры (огурцы, лук – бутон), зеленые культуры (укроп, петрушка). Дети наглядно убеждаются в том, какое значение для роста и развития растений имеют тепло, свет, и делают соответствующие выводы и сравнения, в календаре отмечают дату посадки и изменений, делают зарисовки. В аквариумах в группах живут рыбки. Педагоги учат детей правильному обращению и общению с животными: мягкости и не назойливости, умению считаться с желаниями животного, переживать их боль. Одним из залогов успешного экологического воспитания являются целевые прогулки и экскурссии в природу, которые способствуют развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Наблюдая, дети учатся устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения животных, экосистемой и приспособлениями растений и животных с условием северной тундры последовательной сменой сезонов и адекватными изменениями, происходящими в живой и не живой природе. Именно на прогулках и экскурсиях дети учатся понимать влияние деятельности человека на природе: природоохранных мероприятий и последствий безнравственного воздействия (загрязнение тундры и водоемов). Педагоги в ходе эвристической беседы делают выводы, что мох – одеяло тундры, знакомят с лишайником. Детей знакомят с тем, как коренные жители строят свои отношения с окружающей средой.
С целью выявления уровня усвоения детьми знаний по экологическому воспитанию введена система срезовых работ (декабрь – контрольный, май – итоговый срез). При работе с детьми осуществляется взаимосвязь экологического воспитания с другими занятиями, через интегрированные занятия, экологические развлечения и праздники.
Творчески работающие педагоги сумели убедить и родителей в важности экологического воспитания детей. В детском саду проводятся «Дни открытых дверей», родители принимают активное участие в праздниках и развлечениях: «береги планету Земля», «Ненецкие посиделки». Родители со своими детьми приняли активное участие в конкурсе поделок «Природа и фантазия», оформили фото-стенд «Друзья наши меньшие», «Ах, лето, лето» с фотографиями детей и любимых животных.