Статья «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»
Статья «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»
Юлаева Елена Георгиевна
Воспитатель
Мини-центра гимназии АО «Талап»
Западно-Казахстанская область
Город Уральск
Статья «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»
«Единственно подлинный фундамент человеческого
познания – созерцание природы».
И.Г.Песталоцци
Природа окружает ребенка с ранних лет. Логика природы самая доступная и наглядная для ребенка. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.
Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.
Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать. Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.
Поэтому я в своей работе уделяю внимание следующим вопросам:
•Понимание ребенком самоценности природы.
•Осознание ребенком себя как частицы природы.
•Понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения: происходит «цепная реакция».
•Формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов.
•Формирование экологической грамотности поведения в быту и в природе.
•Понимание неповторимости, красоты окружающего мира.
Работая по теме творческого поиска «Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе экологического воспитания» я стараюсь донести до детей, что кем бы они не стали в будущем, они должны хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представления о законах природы.
Все обучение и воспитание детей я провожу на объектах ближайшего природного окружения. Детский сад находится в непосредственной близости к парковой зоне и реке Чаган. Чтобы помочь ребенку ориентироваться в природе и усвоить правила общения с животными и растениями, в нашем детском саду создана достаточно богатая эколого-развивающая среда – в помещении и на участке: птичий стол, экологическая тропа, экологические центры в группах. В экологическом центре в группе имеются с учетом условий необходимые для жизни комнатные растения. В уголках природы дети наблюдают, трудятся. В особых ситуациях они служат местом для нервно-психической разгрузки детей и взрослых.
В процессе экологического воспитания детей я использую следующие формы и методы:
• кружок по детскому экспериментированию «Экотопик»,
• экскурсии, походы, маршруты в природу,
• игровые обучающие ситуации,
• различные игры экологического содержания,
• труд в природе,
• «Панорама добрых дел»,
• экологический музей,
• изготовление книг,
• природоохранные акции,
• экологические праздники и развлечения.
С детьми провожу различные виды наблюдений, а длительные явления и события, происходящие в окружающей природной среде вместе с детьми отражаю в графических моделях (календарях природы).
Работа с календарем погоды упорядочивает сезонные представления детей: ежемесячно одну неделю они ведут наблюдения за погодой и отмечают ее в календаре. Это развивает их наблюдательность, образное мышление, умение пользоваться символами. В конце каждого сезона создаем графическую модель, которая помогает обобщить признаки осени, зимы, весны, лета.
Также очень занимательными для детей являются наблюдения за ростом и развитием растений. Моделирование также осуществляем с помощью рисунков.
Помимо наблюдений я провожу экологическую организованную учебную деятельность.
Вариантом комплексной организованной учебной деятельности являются экскурсии и походы в природу, во время которых дети знакомятся с новыми явлениями, наслаждаются их красотой, укрепляют свое здоровье на воздухе, развивают нравственные качества, если в нее включены природоохранительные мероприятия.
После возвращения с экскурсий дети зарисовывают свои впечатления, с помощью взрослого записывают высказывания и рассказы. Собрав рисунки и рассказы, составляют вместе с родителями альбомы, книги.
Для того, чтобы дети могли успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения, я организовала работу по экспериментированию.
В ходе экспериментально - познавательной деятельности стараюсь создать такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
Для организации детской экспериментальной деятельности в группе я оборудовала центр экспериментальной деятельности. В нем имеется необходимое материально-техническое оснащение:
Детский театр – театр особенный, и зритель в нем тоже особенный: открытый, доверчивый и очень справедливый. Взрослого человека всегда поражает сила и острота, непосредственность проявления эмоций малышей.
Дети воспринимают окружающий мир целостно, не всегда замечая детали, образно-эмоционально, познавая разнообразные жизненные явления через игру. Они не выносят разнообразия и скуки, остро ощущают фальшь в изображении действительности, предпочитают веселых, неунывающих героев. И театрализованная постановка в этом смысле как нельзя лучше подходит для занятий в детском саду и семейном кругу и служит обогащению как познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания», так и эмоциональной сферы ребенка, развитию его творческих способностей. Театральная постановка позволяет углубить и укрепить представления развивающейся личности о мире и о себе.
Поэтому, в своей работе, кроме специально-организованных занятий я использую дополнительно целый комплекс форм и методов работы, обеспечивающих подготовку творческой, развитой, социально-ориентированной личности, способной к самореализации и самосовершенствованию на основе общечеловеческой духовности: концертно-театрализованные представления, развлечения экологической направленности.
Несомненно, воспитание ума, сердца и чувств ребенка – это постоянный и напряженный процесс. Но, в то же время, счастливый, творческий, помогающий более глубоко изучить и познать характер ребенка и, уже учитывая эти знания, направлять его развитие, учить ребенка правильному общению с людьми и бережному отношению ко всему огромному миру, который окружает нас и наших детей.
В результате моей углубленной работы по теме творческого поиска «Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе экологического воспитания» в группе создана благоприятная обстановка: атмосфера дружеского взаимодействия взрослых и детей, доверительные отношения с дошкольниками и их родителями; обогащенная зеленая зона, эколого-оздоровительные условия проживания детей. У детей выработано экологически правильное поведение при взаимодействии с живыми объектами, которые находятся рядом.
Положительная динамика развития знаний и отношений детей к природе позволяет сделать вывод об эффективности проведенной работы.
У воспитанников возросла познавательная активность, интерес к миру. Они стали увереннее в себе, стремятся получить результат при достижении поставленной цели, сложились предпосылки для дальнейшего обучения.
Таким образом, в результате проводимой мною работы по данному направлению дети получили необходимые навыки по формированию основ экологической культуры, которые оказывают эффективное воздействие на формирование познавательного интереса дошкольников при ознакомлении с природой, учат их любить ее, бережно к ней относиться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»»
Юлаева Елена Георгиевна
Воспитатель
Мини-центра гимназии АО «Талап»
Западно-Казахстанская область
Город Уральск
Статья «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»
«Единственно подлинный фундамент человеческого
познания – созерцание природы».
И.Г.Песталоцци
Природа окружает ребенка с ранних лет. Логика природы самая доступная и наглядная для ребенка. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.
Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.
Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать. Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.
Поэтому я в своей работе уделяю внимание следующим вопросам:
•Понимание ребенком самоценности природы.
•Осознание ребенком себя как частицы природы.
•Понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения: происходит «цепная реакция».
•Формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов.
•Формирование экологической грамотности поведения в быту и в природе.
•Понимание неповторимости, красоты окружающего мира.
Работая по теме творческого поиска «Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе экологического воспитания» я стараюсь донести до детей, что кем бы они не стали в будущем, они должны хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представления о законах природы.
Все обучение и воспитание детей я провожу на объектах ближайшего природного окружения. Детский сад находится в непосредственной близости к парковой зоне и реке Чаган. Чтобы помочь ребенку ориентироваться в природе и усвоить правила общения с животными и растениями, в нашем детском саду создана достаточно богатая эколого-развивающая среда – в помещении и на участке: птичий стол, экологическая тропа, экологические центры в группах. В экологическом центре в группе имеются с учетом условий необходимые для жизни комнатные растения. В уголках природы дети наблюдают, трудятся. В особых ситуациях они служат местом для нервно-психической разгрузки детей и взрослых.
В процессе экологического воспитания детей я использую следующие формы и методы:
• кружок по детскому экспериментированию «Экотопик»,
• экскурсии, походы, маршруты в природу,
• игровые обучающие ситуации,
• различные игры экологического содержания,
• труд в природе,
• «Панорама добрых дел»,
• экологический музей,
• изготовление книг,
• природоохранные акции,
• экологические праздники и развлечения.
С детьми провожу различные виды наблюдений, а длительные явления и события, происходящие в окружающей природной среде вместе с детьми отражаю в графических моделях (календарях природы).
Работа с календарем погоды упорядочивает сезонные представления детей: ежемесячно одну неделю они ведут наблюдения за погодой и отмечают ее в календаре. Это развивает их наблюдательность, образное мышление, умение пользоваться символами. В конце каждого сезона создаем графическую модель, которая помогает обобщить признаки осени, зимы, весны, лета.
Также очень занимательными для детей являются наблюдения за ростом и развитием растений. Моделирование также осуществляем с помощью рисунков.
Помимо наблюдений я провожу экологическую организованную учебную деятельность.
Вариантом комплексной организованной учебной деятельности являются экскурсии и походы в природу, во время которых дети знакомятся с новыми явлениями, наслаждаются их красотой, укрепляют свое здоровье на воздухе, развивают нравственные качества, если в нее включены природоохранительные мероприятия.
После возвращения с экскурсий дети зарисовывают свои впечатления, с помощью взрослого записывают высказывания и рассказы. Собрав рисунки и рассказы, составляют вместе с родителями альбомы, книги.
Для того, чтобы дети могли успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения, я организовала работу по экспериментированию.
В ходе экспериментально - познавательной деятельности стараюсь создать такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
Для организации детской экспериментальной деятельности в группе я оборудовала центр экспериментальной деятельности. В нем имеется необходимое материально-техническое оснащение:
Детский театр – театр особенный, и зритель в нем тоже особенный: открытый, доверчивый и очень справедливый. Взрослого человека всегда поражает сила и острота, непосредственность проявления эмоций малышей.
Дети воспринимают окружающий мир целостно, не всегда замечая детали, образно-эмоционально, познавая разнообразные жизненные явления через игру. Они не выносят разнообразия и скуки, остро ощущают фальшь в изображении действительности, предпочитают веселых, неунывающих героев. И театрализованная постановка в этом смысле как нельзя лучше подходит для занятий в детском саду и семейном кругу и служит обогащению как познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания», так и эмоциональной сферы ребенка, развитию его творческих способностей. Театральная постановка позволяет углубить и укрепить представления развивающейся личности о мире и о себе.
Поэтому, в своей работе, кроме специально-организованных занятий я использую дополнительно целый комплекс форм и методов работы, обеспечивающих подготовку творческой, развитой, социально-ориентированной личности, способной к самореализации и самосовершенствованию на основе общечеловеческой духовности: концертно-театрализованные представления, развлечения экологической направленности.
Несомненно, воспитание ума, сердца и чувств ребенка – это постоянный и напряженный процесс. Но, в то же время, счастливый, творческий, помогающий более глубоко изучить и познать характер ребенка и, уже учитывая эти знания, направлять его развитие, учить ребенка правильному общению с людьми и бережному отношению ко всему огромному миру, который окружает нас и наших детей.
В результате моей углубленной работы по теме творческого поиска «Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе экологического воспитания» в группе создана благоприятная обстановка: атмосфера дружеского взаимодействия взрослых и детей, доверительные отношения с дошкольниками и их родителями; обогащенная зеленая зона, эколого-оздоровительные условия проживания детей. У детей выработано экологически правильное поведение при взаимодействии с живыми объектами, которые находятся рядом.
Положительная динамика развития знаний и отношений детей к природе позволяет сделать вывод об эффективности проведенной работы.
У воспитанников возросла познавательная активность, интерес к миру. Они стали увереннее в себе, стремятся получить результат при достижении поставленной цели, сложились предпосылки для дальнейшего обучения.
Таким образом, в результате проводимой мною работы по данному направлению дети получили необходимые навыки по формированию основ экологической культуры, которые оказывают эффективное воздействие на формирование познавательного интереса дошкольников при ознакомлении с природой, учат их любить ее, бережно к ней относиться.
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(246) "Статья Из опыта работы по теме «Реализация идей экологического образования в дошкольной организации через разные виды деятельности»"
["seo_title"] => string(80) "stat_ia_iz_opyta_raboty_po_tiemie_riealizatsiia_idiei_ekologhichieskogho_obrazov"
["file_id"] => string(6) "387636"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1486204418"
}
}