kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека пальчиковых игр, направленных на развитие пространственных представлений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека пальчиковых игр, направленных на развитие пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека пальчиковых игр, направленных на развитие пространственных представлений»



















Картотека пальчиковых игр,

направленных на развитие пространственных представлений

у детей среднего дошкольного возраста

































2017

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны.

Пальчиковые игры – это инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в пространстве, разбираться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.

Дети среднего дошкольного возраста осваивают игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик. Могут играть в пальчиковые игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д.





















Картотека пальчиковых игр

                                               

«Моя семья»

Цель: формировать представления о собственном теле;



Этот пальчик - дедушка,          пальцы сжаты в кулачок, отгибаем

большой палец,              

Этот пальчик - бабушка,        отгибаем указательный палец,

Этот пальчик - папочка,          отгибаем средний палец,

Этот пальчик - мамочка,        отгибаем безымянный палец,

Этот пальчик - я,                   отгибаем мизинчик,

Вот и вся моя семья!             сжать пальцы в кулак и разжать их.



«Кулачок»  

 Цель: формировать представления о собственном теле;

    

Этот пальчик — маленький,        загибаем мизинчик,

Этот пальчик — слабенький,       загибаем безымянный пальчик,

Этот пальчик — длинненький,   загибаем средний пальчик,

Этот пальчик — сильненький,   загибаем указательный пальчик,

Этот пальчик — толстячок,        загибаем большой пальчик.

                

«Мои пальчики»

Цель: формировать представления о собственном теле; формировать пространственные представления о взаиморасположении объектов по отношению к телу, совершенствовать пространственные представления с акцентом «вверх-вниз»



Мои пальчики расскажут,           поворачиваем ручки попеременно

Все умеют, все покажут.             ладошками вверх и вниз

Пять их на моей руке.               сжимаем и разжимаем кулачки

Все делать могут,

Всегда помогут.                         попеременно ударяем кулак о кулак 

Они на дудочке играют,            и ладонь о ладонь

Мячик бросают,                         имитируем описываемые движения

Белье стирают, пол подметают,

Они считают, Щиплют,

Ласкают. Всё успевают.            открываем ручки ладошками вверх



«Веселая старушка»

Цель: формировать представления о собственном теле; совершенствовать пространственные представления с акцентом на «право – левую» ориентировку.



У веселенькой старушки   Ххлопки в ладоши, то правая,

то левая рука сверху.

Жили в маленькой избушке       сложить руки углом,

Десять сыновей.                         показать десять пальцев.

Все без бровей                           очертить брови пальцами.

Вот с такими ушами,                 ладони поднесены к ушам.

Вот с такими носами,              показать длинный нос пальцами.

Вот с такими усами,                   очертить пальцами длинные усы.

Вот с такой головой,               очертить круг вокруг головы.

Вот с такой бородой!               показать руками большую бороду.

Они не пили, не ели,                одной рукой - «чашку»,

                                                  другой рукой – «ложку».

На старушку все глядели,      похлопать пальцами как ресницами

И все делали вот так…        показать любые действия.



Дом и ворота

Цель: формировать представления о собственном теле; совершенствовать пространственные представления с акцентом «вверх-вниз»


На поляне дом стоит, Пальцы обеих рук делают "крышу".
Ну, а к дому путь закрыт. Руки повернуты ладонями к груди,
средние пальцы соприкасаются,

большие - вверх - "ворота".

Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются.
В этот домик приглашаем. Показывают домик



«Два козленка»

Цель: формировать представления о собственном теле; формировать пространственные представления о взаиморасположении объектов по отношению к телу; совершенствовать пространственные представления с акцентом на «право – левую» ориентировку.



Как-то раз к кому-то в гости  На обеих ручках прижать

большими пальцами

Шёл козлёнок через мостик,       средние и безымянные пальцы,

А навстречу шёл другой,        держать кисти горизонтально,

сближаем руки.

Возвращался он домой.        

Два рогатых глупых братца    кисти рук в форме «козы»

Стали на мосту бодаться,          друг на друга.  

Не желая уступить,                  Соединить правую и левую руки

с вытянутыми

И другого пропустить.             указательным и мизинцем

Долго козлики сражались,      Соединить правую и левую руки

с вытянутыми

Разбегались и толкались.          указательным и мизинцем с размахом.

Вот с разбега лбами – бух!      Хлопают в ладоши.

И с моста в водичку – плюх!    Роняют руки на колени.





«Сидит белка на тележке»

Цель: формировать представления о собственном теле; совершенствовать пространственные представления с акцентом на «право – левую» ориентировку.



Сидит белка на тележке,           Сжимание и разжимание пальчиков

в кулачок в ритме потешки.

Продает она орешки:                    Начинаем загибать пальчики,

Лисичке-сестричке,                    загибаем большой пальчик,

Воробью, синичке                      загибаем указательный пальчик,

Мишке толстопятому,                   загибаем средний пальчик,

Заиньке усатому,                          загибаем безымянный пальчик,

Кому в зобок                                загибаем мизинчик.

Кому в платок,                              разжать пальцы, повернуться вправо,

Кому в лапочку.                            повернуться влево.

Игра выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой.



«Заяц и ежик»

Цель: формировать представления о собственном теле; формировать пространственные представления о взаиморасположении объектов по отношению к телу.



Заяц и ёжик навстречу друг другу    Указательные и средние пальцы

Шли по дорожке по полю, по лугу      обеих рук «идут» навстречу друг другу.

Встретились – и испугались они.      Стукнуть кулачками.

Быстро бежали – пойди догони!        Снова пальцы «идут», но теперь в  

                                                            разные стороны.



«Зайка»

Цель: формировать представления о собственном теле; формировать пространственные представления о взаиморасположении объектов по отношению к телу; совершенствовать пространственные представления с акцентом на «право – левую» ориентировку.



Зайка по лесу скакал,                      Пальчики «скачут» по столу.

Зайка корм себе искал.                   Пальчиками обеих рук поочерёдно

перебираем по столу.

Вдруг у зайки на макушке            поднять руки к голове,

Поднялись, как стрелки, ушки.    изображаем ушки ручками.

Шорох тихий раздается:              Руки приложить к правому уху.

Кто-то по лесу крадется.              Пальчики медленно идут по столу,

Заяц путает следы,                         пальчики быстро-быстро бегают  

убегает от беды.                            на столе вправо-влево



«Жирафы и слоны»

Цель: формировать представления о собственном теле; формировать пространственные представления о взаиморасположении объектов по отношению к телу; совершенствовать пространственные представления с акцентом на «право – левую» ориентировку.



У жирафов пятна, пятна, Хлопают ладошками по всему телу.

пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, Хлопают ладошками по всему телу.

пятна, пятнышки везде:     

На лбу, ушах, на шее, на локтях, Указательными пальцами дотронуться

до ушей, шеи, локтей

На носах, на животах, Указательными пальцами

на коленях и носах.   дотронуться до живота,

коленей, носа.                                            

У слонов есть складки, складки, Хлопают ладошками по всему телу.

складки, складочки везде.  Аккуратно щипает себя, как бы

собирая складки.

У слонов есть складки,

складки, складки, складочки везде.           

На лбу, ушах, на шее, на локтях, Указательными пальцами дотронуться

до ушей, шеи, локтей.          

На носах, на животах, Указательными пальцами дотронуться до

живота, коленей, носа.

на коленях и носах.        

                                                             



«Подводный мир»

Цель: формировать представления о собственном теле; совершенствовать пространственные представления с акцентом на «право – левую» ориентировку.



Посмотри скорей вокруг!                Делают ладошку у лба «козырьком».

Что ты видишь, милый друг?         Приставляют пальцы колечками у глаз.

Здесь прозрачная вода,                 поднимают пальцы вверх,

Плывет морской конек сюда.         поднимают пальцы вниз.

Вот медуза,                                    поворачиваем пальцы вправо

сВот кальмар.                                  поворачиваем пальцы влево

А это? Это рыба-шар.                    пошевелить большим пальцем.

А вот, расправив восемь ног,        сжать и разжать пальцы в кулак

Гостей встречает осьминог.        

Игра выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой.



«Дятел»

Цель: формировать представления о собственном теле; формировать пространственные представления о взаиморасположении объектов по отношению к телу; совершенствовать пространственные представления с акцентом на «право – левую» ориентировку.



Дятел дерево долбит:                  Одна ладонь прямая – это «дерево»,

Другая ладонь – «дятел».

Тук-тук-тук.                            Постукивание рук друг о друга.

Целый день в лесу стоит:        Приложить руку к правому уху.

Стук-стук-стук.        

Затем руки меняются, «дятел», «дерево».

                                                 

«Пчела»

Цель: формировать представления о собственном теле; формировать пространственные представления о взаиморасположении объектов по отношению к телу; совершенствовать пространственные представления с акцентом на «право – левую» ориентировку.



Прилетела к нам вчера

полосатая пчела . Машут ладошками,

А за нею шмель - шмелек                       на каждое название насекомого

И веселый мотылек,                               загибают один пальчик. 

Два жука и стрекоза,                                  Делают   кружочки   из   пальчиков  

Как фонарики глаза.                               и подносят к глазам.

Пожужжали, полетали,                         Машут ладошками,

От усталости упали.                               роняют ладони на колени.

Дружно пальчики считаем.                   Сжимают и разжимают пальцы.

Насекомых называем:                           Поочередно массажируем пальцы,

Бабочка,                                                  начиная с большого.

Кузнечик,                                               затем указательный,

Муха,                                                     средний,

Это жук с зеленым брюхом.                  безымянный.

Это кто же тут звенит?                         Массажируем и вращаем мизинцем,

Ой, сюда комар летит! Прячьтесь!       прячем руки за спину



«Лето»

Цель: формировать представления о собственном теле; формировать пространственные представления о взаиморасположении объектов по отношению к телу; совершенствовать пространственные представления с акцентом на «вперед-назад» ориентировку.



Солнцем ласковым согрето,      «Идём» пальцами вперед

«Идём» пальцами назад

За весной приходит лето.

Будем в озере нырять               «ныряем» соединёнными вместе

ладонями от груди вперёд.

И цветочки собирать.             «Срываем» одной рукой и

«собираем» в другую.

Игра выполняется «с правой руки», затем «с левой руки».



«За что люблю я лето?»

Цель: формировать представления о собственном теле; формировать пространственные представления о взаиморасположении объектов по отношению к телу; совершенствовать пространственные представления с акцентом на «право – левую» ориентировку.



Вот за что люблю я лето?                Пальцы сжаты в кулак

Лето солнышком согрето поднимают руки вверх

Два – в лесу растет трава.          опускают руки вниз

Три – ромашки – посмотри!      поворачиваем пальцы вправо

А четыре  - это лес,                     поворачиваем пальцы влево

Полный сказок и чудес.        

Пять – купались мы опять.         

Шесть – пора грибов поесть.      Разгибают пальцы на другой руке.

                                                    Разгибают большой палец,

Семь – малины я поем.              Указательный,

Восемь – сено мы покосим.       Средний,

Девять – бабушка идет,              безымянный,

Землянику нам несет.        

Десять – все вокруг в листву одето.  Мизинец

Вот за что люблю я лето!                Сжать и разжать пальцы в кулаке

Игра выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой.



«Зима»

Цель: формировать представления о собственном теле; формировать пространственные представления о взаиморасположении объектов по отношению к телу; совершенствовать пространственные представления с акцентом на «право – левую» ориентировку.

Раз, два, три, четыре, пять,                Загибаем пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять.        

Бабу снежную лепили,                       Имитируем лепку комков,

Птичек крошками кормили,              «крошим хлебушек» всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,        Ведем ладошкой правой руки

по ладони  левой руки

А еще в снегу валялись.               Кладем ладошки на стол то одной, то

                                                          другой стороной.

Все в снегу домой пришли,             Отряхиваем ладошки.

Съели суп, и спать легли.              Производим движения воображаемой

                                                          ложкой, кладем руки под щеку.

Игра выполняется правой рукой. Затем левой рукой.



«Осень»

Цель: формировать представления о собственном теле; совершенствовать пространственные представления с акцентом на «право – левую» ориентировку.



Ветер по лесу летал,                        Делают кистями плавные движения

Ветер листики считал,                   вверх-вниз.

Вот дубовый,                  Поочередно соединяют большой палец с остальными.

Вот кленовый,                                 С мизинцем,

Вот рябиновый резной,                   с безымянным,

Вот с березки золотой,                     со средним,

Вот последний лист с осинки      с указательным.

Ветер бросил на тропинку              Встряхивают кистями рук..

Игра выполняется правой рукой, затем левой рукой.



«Клён»

Цель: формировать представления о собственном теле; совершенствовать пространственные представления с акцентом на «право – левую» ориентировку.



Ветер тихо клён качает,                Пальчики растопырены и тянутся вверх,

Вправо, влево наклоняет:              качаем ладошками вправо-влево.

Раз — наклон и два — наклон,      Наклоняем влево — вправо ладошки

                                                          низко-низко.

Зашумел листвою клён.                  Пошевелить всеми пальчиками.

Игра выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой.



«Капустка»

Цель: формировать представления о собственном теле; формировать пространственные представления о взаиморасположении объектов по отношению к телу.



Мы капустку рубим, рубим,            Движения ладонями вверх- вниз,

Мы капустку солим, солим,       поочередное поглаживание подушечек

пальцев.

движения ладонями вверх- вниз,

Мы капустку трем, трем,             

Мы капустку жмём, жмём.            потирать кулачок о кулачек.



«Продукты питания»

Цель: формировать представления о собственном теле; формировать пространственные представления о взаиморасположении объектов по отношению к телу.



Муку в тесто замесили,                    Сжимают и разжимают пальцы.

А из теста мы слепили:                       Прихлопывают ладонями, «лепят».

Пирожки и плюшки,          

Сдобные ватрушки,              поочерёдно разгибают пальцы,

Булочки и калачи –                        обе ладони развернуть вверх.

Всё мы испечем в печи.                Прихлопывают ладонями, «лепят».

Очень вкусно!                                 Погладить живот



«Как живешь?»

Цель: формировать представления о собственном теле; формировать пространственные представления о взаиморасположении объектов по отношению к телу.



Как живешь? Вот так!               Сжать кулак

и поднять большой палец вверх,

А плывешь? Вот так!        вытянуть  руки вперед,и совершать  

круговые движения кистями.

Машешь вслед? Вот так!        Помахать кистями рук.

Ждешь обед? Вот так!           Подпирает кулаком подбородок.

А шалишь? Вот так!                Надувает щеки и ударяет

по ним ладонями



«Комнатные растения»

Цель: формировать представления о собственном теле; формировать пространственные представления о взаиморасположении объектов по отношению к телу; совершенствовать пространственные представления с акцентом на «право – левую» ориентировку.


На окно скорее глянь:            Показать ладонь.

                                                    Сгибают пальцы в кулачок,.

Здесь у нас цветет герань.       Согнуть мизинец,

А здесь красавец бальзамин,   согнуть безымянный палец,

Амариллис рядом с ним.          согнуть средний палец,

Фуксия,                                      согнуть указательный палец,

Бегония -                                    согнуть большой палец.

Мы все названья помним!        Раскрыть ладонь,

Мы взрыхлим цветы,              пошевелить опущенными вниз пальцами.

Польем,                              Сжать пальцы, наклонить вправо

Пусть подрастают день за днем!  Обе ладошки поднимают над головой

Игра выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой.



«Игрушки»

Цель: формировать представления о собственном теле; формировать пространственные представления о взаиморасположении объектов по отношению к телу; совершенствовать пространственные представления с акцентом на «право – левую» ориентировку.


Я с игрушками играю: Сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.
Мячик я тебе бросаю, Протягиваем руки вперёд –

«бросаем мяч»
Пирамидку собираю, Прямые кисти ладонями вниз,

поочерёдно кладём их друг на друга.
Грузовик везде катаю.

Двигаем перед собой кистью

правой руки – «катаем машинку»

 Игра выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой.  

 

Про погоду

Цель: формировать представления о собственном теле; совершенствовать пространственные представления с акцентом «вверх-вниз», на «право – левую» ориентировку.



Дождь. Дождь. Кисти правой руки и левой наклонены вниз,

Надо нам разбегаться по домам. имитируя струи дождя.

Град. Град. Кулачками стучим по коленям

Сыплет град.

Все под крышами сидят. Руки подняты над головой, кончики пальцев

соприкасаются (крыша).

Гром. Гром. Гром гремит. Хлопки в ладони над головой.

В небе молния блестит - 2 раза Разводим руками в разные стороны.

Посмотрите из окна. Две горизонтально поставленные руки у лица,

В небе радуга видна! отводим правую руку в сторону.



Вышло солнышко опять. Правой и левой рукой делаем круг над головой.

Мы теперь пойдём гулять. Шагаем на месте.


Ёжик

Цель: формировать представления о собственном теле; совершенствовать пространственные представления с акцентом «вверх-вниз», на «право – левую» ориентировку.



Куча листьев здесь лежит.  Руки на коленях, правая рука на левой руке.

Кто тут листьями шуршит?   Шевелим пальцами.

Топ-топ – топ сюда, Указательные пальцы правой и левой руки

Топ-топ-топ туда.  переступают по коленям то влево, то вправо.

Без тропинок и дорог,   Остальные пальцы согнуты в кулачки.

Шорох вдоль и поперёк.  Ладони сомкнуты, мизинцы вправо, влево.

В куче листьев чёрный нос,   Пальцы сцеплены в замок и оттопырены.

Клубок иголками оброс.  Мизинцы кончиками соприкасаются друг с другом

Вы, наверно, догадались: Ладони, имитирующие ёжика, ходят по коленям

Мы с ежонком повстречались, то в влево, то вправо.

Топ-топ-топ сюда,

Топ-топ-топ туда.

Без тропинок и дорог,  Снова руки на коленях, правая ладонь

на левой ладони, пальцы шевелятся

Шорох вдоль и поперёк, Убежал ежонок в лес,

В куче листьев шум исчез.  Руки опустили вниз.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Картотека пальчиковых игр, направленных на развитие пространственных представлений

Автор: Спирина Светлана Викторовна

Дата: 21.06.2017

Номер свидетельства: 422733

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "«Развитие творческих способностей в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(106) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-v-tieatralizovannoi-dieiatiel-nosti-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "316903"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460200661"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Предметно-развивающая среда как средство познавательно- речевого развития дошкольников "
    ["seo_title"] => string(101) "priedmietno-razvivaiushchaia-srieda-kak-sriedstvo-poznavatiel-no-riechievogho-razvitiia-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "199041"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428505995"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Обобщение педагогического опыта работы по созданию речевого центра в старшей группе ДОО"
    ["seo_title"] => string(80) "obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta_raboty_po_sozdaniiu_rechevogo_tsentra_v_star"
    ["file_id"] => string(6) "572063"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1612196017"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) ""Применение современных, инновационных и развивающих технологий в развитие мелкой моторики рук у детей с ТМНР""
    ["seo_title"] => string(80) "primenenie_sovremennykh_innovatsionnykh_i_razvivaiushchikh_tekhnologii_v_razviti"
    ["file_id"] => string(6) "611627"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1660139988"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды для детей с нарушениями речи."
    ["seo_title"] => string(117) "osobiennosti-orghanizatsii-razvivaiushchiei-priedmietno-prostranstviennoi-sriedy-dlia-dietiei-s-narushieniiami-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "250392"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447076831"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства