Обобщение педагогического опыта работы по созданию речевого центра в старшей группе ДОО
Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие. С целью развития всех компонентов устной речи дошкольников обогатила развивающую предметно-пространственную среду, пополнив центр речевого развития дидактическим и наглядным материалом, настольно-печатными играми, что содействовало повышению речевой деятельности и речевого общения детей.
В уголок речевого развития включила зону сенсорики — место для развития мелкой моторики с развивающими играми: пирамидки, книжки и игрушки с кнопками, мешочки с семенами и камешками, игры с прищепками, щнуровками и т.д.
Составила банк чистоговорок, скороговорок, загадок, пословиц и потешек, которые направлены на развитие связной речи дошкольников, увеличения объема памяти и внимания детей.
Создала комплекс пальчиковых игр, направленных на формирование речевой моторики, согласованности движений и речи, правильного произношения.
Подобрала картотеки дидактических игр и упражнений, направленных на активизацию словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи детей дошкольного возраста.
С целью улучшения подвижности органов артикуляционного аппарата и правильного развития речевого дыхания подобрала артикуляционные и дыхательные упражнения.
Подобрала картотеки дидактических игр и упражнений, направленных на активизацию словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи детей дошкольного возраста.
Составила серию мнемотаблиц, пиктограмм, игровые задания-друдлы, что способствовало развитию воображения и образного мышления, связной речи и обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста.
Разработала цикл занятий «Поиграй-ка», что позволило повысить интерес к дидактическим играм, способствовало развитию речевой деятельности детей.
Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется большой интерес к книге, к чтению, где возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности детей. Книжный уголок, расположенный рядом с речевым, был пополнен артбуками, изготовленными родителями воспитанников, что способствовало развитию познавательно-речевых способностей дошкольников.
В группе создан театральный уголок «Волшебный сундучок» с разными видами театра. Работа в этом уголке через игры-импровизации, игры-драматизации и мини-инсценировки способствует обогащению словаря, развитию интонационной выразительности и речевой активности.
Созданы необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых игр, что положительно влияет на совершенствование связной речи, стимулируют познавательную активность дошкольников.
Разработала и изготовила дидактическое пособие «Сочиняй-ка», направленное на развитие речи дошкольников посредством составления синквейна. Данное пособие позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует стимулированию речевого творчества детей. С помощью данного дидактического пособия происходит обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», далее дошкольники знакомятся с алгоритмом составления синквейна, и, как результат, самостоятельно составляют дидактические синквейны по лексическим темам.
Для ознакомления детей с разными профессиями, с одной стороны, и подготовки детей к школьному обучению, с другой стороны, было создано многофункциональное пособие-ширма «Развивай-ка». В пособии представлены следующие дидактические игры: «Сделаем куклам красивые прически», «Найди и назови», «Назови профессию», «Кому что нужно для профессии», «Как вырасти здоровым». Играя, дети знакомятся с названиями профессий, назначением, с характерными особенностями внешнего вида, предметами и техникой, необходимыми для работы.
Таким образом, пособие «Развивай-ка» помогает детям сориентироваться в многообразии профессий.
В связи с тем, что у детей подготовительной группы начинает активизироваться интерес к будущему школьному обучению, детям предлагаются различные дидактические игры и упражнения, такие как:
развивающая игра Дин-Дон, «Прочитай по первым буквам», «Читаем по слогам», настольная развивающая игра «Слоги, слова, фигуры», логарифмы, метограммы, анаграммы, ребусы.
Таким образом, данное пособие может способствовать формированию у детей универсальных предпосылок учебной деятельности.
Также для подготовки к обучению грамоте мною были разработаны и изготовлены дидактические игры:
«Звуковые часы», «Угости зверят», «Угадай слово» (ребусы для дошкольников), «Слоговые часики». Данные игры способствуют развитию фонематического слуха, формируют представление о слоговом составе слова, развивают звукобуквенный анализ слова.
С целью обогащения активного словаря и развитию грамматически правильной речи изготовила следующие игры: «Времена года», «Карлсон в гостях», «Волшебный круг», «Уборка в комнате, расставь все по полочкам», «Мой, моя, мое, мои», «Он, она, оно, они».
Таким образом, созданные для игровой деятельности условия эффективно влияют на развитие речи дошкольников и способствуют совершенствованию речевых способностей воспитанников.
Основные направления работы по развитию речи дошкольников с использованием дидактических игр:
1.Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3.Формирование грамматического строя: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам), синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений), словообразование.
4.Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание)
5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
6.Сенсорное развитие: развития мелкой моторики рук.
Таким образом, в нашей группе созданы необходимые психолого-педагогические условия для полноценного речевого развития дошкольников. Но, несмотря на это, мы продолжаем работу по формированию и развитию речи детей.