"Применение современных, инновационных и развивающих технологий в развитие мелкой моторики рук у детей с ТМНР"
"Применение современных, инновационных и развивающих технологий в развитие мелкой моторики рук у детей с ТМНР"
Введение
Тема сообщения «Применение современных, инновационных и развивающих технологий в развитие мелкой моторики рук у детей с ТМНР».
Нашу группу посещают детки с тяжелыми множественными нарушения развития и мне, как педагогу, необходимо помочь таким деткам увидеть, услышать, почувствовать окружающую среду, помочь им познать своё Я.
Актуальность
Дошкольный возраст – это, прежде всего, возраст игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Поэтому так необходимо маленьким деткам все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус!
Человечек, которого вы сейчас видите на слайде, ни какая-нибудь карикатура на известного политика. Нет. Этого человечка придумал канадский ученый нейрохирург Пенфилд, который таким образом изобразил мозг человека.
Пенфилд использовал информацию, полученную в ходе сотен операций на мозге. Он установил точное представительство отделов головного мозга с различными мышцами и органами тела человека. Которые схематично изобразил в виде «Гомункулуса» (сенсорного т.е. «Чувствительного» человека).
Пропорции этого человечка соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга.
Из Гомункулуса следует, что две трети головного мозга заняты работой рук и речевого аппарата. И лишь маленькая треть отводится всему остальному телу. И этот чудак с большим ртом и огромными загребущими руками – это мы в истинном свете головного мозга.
Поэтому так важно развитие моторики кистей для интеллектуального развития и речи у детей.
Тяжёлое и множественное нарушение возникает вследствие органического поражения ЦНС в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем развитии ребенка. Поражение ЦНС при тяжёлом множественном нарушении носит сложный характер, при котором страдают: интеллект, речь, коммуникация, общая и мелкая моторика, поведение, сенсорная сфера, навыки самообслуживания.
Детки с ТМНР с трудом овладевают всеми приемами по развитию мелкой моторики, все полученные умения и навыки у них быстро распадаются, если не происходит систематичная работа по их закреплению. Например, если дети побыли на долгих выходных или больничном, то быстро забываются ранее проделанные действия в детском саду, из-за этого часто приходится возвращаться на шаг назад.
А при выполнении нового задания они долгое время не могут сосредоточиться на последовательности в выполнении упражнения.
Поэтому успех в преодолении нарушений общей и пальчиковой моторики у детей с ТМНР, во многом зависит от правильного коррекционно-развивающего обучения.
Система коррекционно-развивающая работы по развитию мелкой моторики
Цель моей работы - формирование и развитие мелкой моторики у детей с ТМНР.
Поставлены задачи:
Разработать и использовать наиболее эффективные средства развития мелкой моторики с учетом возможностей детей с ТМНР;
Развивать навыки мелкой моторики рук у детей с ТМНР через использование разнообразных методов и приёмов;
Способствовать формированию мелкой моторики для самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.
Проектирование образовательного процесса
Для решения поставленных задач приобрела игры и пособия для развития мелкой моторики, часть из которых были сделаны мной самостоятельно, разработала перспективный план, в котором учла интеллектуальные и индивидуальные особенности развития детей.
Методы и приемы коррекционно-развивающей работы
Работа над мелкой моторикой осуществляется в организовано- образовательной деятельности и режимных моментах.
Для комфортной и качественной работы с детьми ТМНР необходимо соблюдать определенные правила:
- Первое правило убедиться, что ребёнок чувствует себя комфортно и отсутствуют какие-либо окружающие отвлекающие факторы,
- Второе установить контакт с ребёнком, дать понять, что педагог находится рядом с ним (например: ласково поздороваться и осторожно прикоснуться к ребенку)
- Третье обязательное правило, дождаться ответной реакции ребёнка
(ребёнок может улыбнуться, замереть, оживиться или же издать какой-то звук)
- Четвертое обращать внимание на реакции и сигналы, которые подаёт ребёнок в процессе игры
- И пятое правило постоянно поддерживать с ребёнком контакт при помощи речи и действий.
Обучение детей с ТМНР носит наглядно-действенный характер. На первых этапах ребенок может просто наблюдать за действиями взрослого. Постепенно педагог привлекает ребенка к выполнению упражнений, используя один из ведущих способов обучения детей с ТМНР «рука-в-руке». - Для закрепления все действия повторяются несколько раз.
- Упражнения даются от простого к более сложному.
Затем от выполнения совместных действий идет переход к выполнению действий по подражанию, как известно, подражание считается одним из условий развития ребенка. Далее ребенок переходит к действию по образцу и по словесной инструкции.
Сегодня, я дам обзор тех методов и приемов развития мелкой моторики, которые я использую в коррекционно-развивающей работе с детьми.
Условно я разделила их на четыре блока.
1-ый блок Пальчиковая гимнастика
Который включает в себя:
- Массаж и самомассаж,
- Шарики и пружины Су-Джок,
- Пальчиковые игры,
- Использование нестандартного оборудования
Систематично выполняя пальчиковые упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, пальчики и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.
2ой блок Кинезиологические упражнения
Самый сложный вид пальчиковой гимнастики. Данные упражнения развивают не только двигательную сферу, но и пространственную ориентацию ребенка.
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания. Помогают развить пластичность мозга и «настроить» его таким образом, чтобы оба полушария работали активно.
3ий блок Развивающие игры
Развивающие игры - это эффективное средство для развития мелкой моторики рук, такие игры дают возможность развивать у детей:
мелкую моторику и зрительно – моторную координацию (ребенок захватывает, удерживает, перемещает мелкие предметы);
Но кроме игрушек, выпускаемых промышленно, в педагогике большой популярностью пользуются авторские пособия. Хочу остановить ваше внимание на перчатках с нашитыми пуговицами и играми с помпонами, которые полюбились детям и мне.
Игры с пуговицами и помпонами развивают: работу мелкой моторики, тактильное восприятие, координацию движений, глазомер, творческие способности, чувство ритма, улучшают эмоциональное состояние ребенка, позволяют почувствовать себя уверенным.
4-ый блок Сенсорная интеграция
Крупа, вода, кинестетический песок, соленое тесто, пальчиковые краски, – это универсальный материал для развития мелкой моторики у детей с ТМНР, который дарит детям новые визуальные впечатления и тактильные ощущения, помогает в развитии творческих и интеллектуальных способностей ребенка, а также помогает снятию психологического напряжения.
Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается координация и синхронизация движений мелких мышц обеих рук, формируется внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют доверительные взаимоотношения между взрослым и ребёнком.
Взаимодействие с родителями
Развивать ребенка с ТМНР возможно лишь при условии тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Участие родителей в коррекционном процессе усиливает его эффективность и позволяет добиться более высокого уровня развития деток с ТМНР.
Методическая подборка для родителей систематично обновляется, и включает в себя:
- подбор книг,
- консультаций,
- памяток и буклетов,
- картотек с подборкой игр и упражнений для развития мелкой моторики.
Родители могут взять любой материал домой во временное пользование.
Так же я записываю видео с практическими мастер классами по развитию мелкой моторики, и вместе с консультацией размещаю в групповом чате соцсети WhatsApp.
А для того, чтобы работа была максимально продуктивной заведено правило поддерживать с родителями обратную связь, для этого придумана рубрика «Дома мы играем – ручки развиваем!», где предлагаю родителям поиграть со своими деками дома в игры на развитие мелкой моторики, сделать видео или фото и поделиться с нами в беседе.
Заключение
Таким образом благодаря планомерной и системной коррекционно-развивающей работе, направленной на развитие мелкой моторики, у детей с ТМНР отслеживается положительная динамика в развитии тонкой моторики кистей рук, движения пальцев стали более координированны, сформировались навыки самообслуживаниия (дети стали держать столовые приборы и самостоятельно есть, раздеваться, умываться, вытирать руки и лицо), так же показательны успехи детей в развитии речевой функции: повысился уровень понимания речи.
На занятиях преобладает положительный эмоциональный настрой и желание заниматься, дети стали более активными, внимание стало более устойчивым, заметно снизилось психоэмоциональное напряжение, дети стали проявлять инициативу к общению со сверстниками и взрослыми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Применение современных, инновационных и развивающих технологий в развитие мелкой моторики рук у детей с ТМНР"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 г. Кировска № 10»
Тема:
«Применение современных,
инновационных и развивающих технологий в развитие мелкой моторики рук у детей с ТМНР»
Педагог: Попова Юлия Викторовна
Должность: воспитатель I кв. категории
Введение
Тема сообщения «Применение современных, инновационных и развивающих технологий в развитие мелкой моторики рук у детей с ТМНР».
Нашу группу посещают детки с тяжелыми множественными нарушения развития и мне, как педагогу, необходимо помочь таким деткам увидеть, услышать, почувствовать окружающую среду, помочь им познать своё Я.
Актуальность
Дошкольный возраст – это, прежде всего, возраст игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Поэтому так необходимо маленьким деткам все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус!
Человечек, которого вы сейчас видите на слайде, ни какая-нибудь карикатура на известного политика. Нет. Этого человечка придумал канадский ученый нейрохирург Пенфилд, который таким образом изобразил мозг человека.
Пенфилд использовал информацию, полученную в ходе сотен операций на мозге. Он установил точное представительство отделов головного мозга с различными мышцами и органами тела человека. Которые схематично изобразил в виде «Гомункулуса» (сенсорного т.е. «Чувствительного» человека).
Пропорции этого человечка соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга.
Из Гомункулуса следует, что две трети головного мозга заняты работой рук и речевого аппарата. И лишь маленькая треть отводится всему остальному телу. И этот чудак с большим ртом и огромными загребущими руками – это мы в истинном свете головного мозга.
Поэтому так важно развитие моторики кистей для интеллектуального развития и речи у детей.
Тяжёлое и множественное нарушение возникает вследствие органического поражения ЦНС в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем развитии ребенка. Поражение ЦНС при тяжёлом множественном нарушении носит сложный характер, при котором страдают: интеллект, речь, коммуникация, общая и мелкая моторика, поведение, сенсорная сфера, навыки самообслуживания.
Детки с ТМНР с трудом овладевают всеми приемами по развитию мелкой моторики, все полученные умения и навыки у них быстро распадаются, если не происходит систематичная работа по их закреплению. Например, если дети побыли на долгих выходных или больничном, то быстро забываются ранее проделанные действия в детском саду, из-за этого часто приходится возвращаться на шаг назад.
А при выполнении нового задания они долгое время не могут сосредоточиться на последовательности в выполнении упражнения.
Поэтому успех в преодолении нарушений общей и пальчиковой моторики у детей с ТМНР, во многом зависит от правильного коррекционно-развивающего обучения.
2. Система коррекционно-развивающая работы по развитию мелкой моторики
Цель моей работы - формирование и развитие мелкой моторики у детей с ТМНР.
Поставлены задачи:
Разработать и использовать наиболее эффективные средства развития мелкой моторики с учетом возможностей детей с ТМНР;
Развивать навыки мелкой моторики рук у детей с ТМНР через использование разнообразных методов и приёмов;
Способствовать формированию мелкой моторики для самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.
2.1. Проектирование образовательного процесса
Для решения поставленных задач приобрела игры и пособия для развития мелкой моторики, часть из которых были сделаны мной самостоятельно, разработала перспективный план, в котором учла интеллектуальные и индивидуальные особенности развития детей.
2.2 Методы и приемы коррекционно-развивающей работы
Работа над мелкой моторикой осуществляется в организовано- образовательной деятельности и режимных моментах.
Для комфортной и качественной работы с детьми ТМНР необходимо соблюдать определенные правила:
- Первое правило убедиться, что ребёнок чувствует себя комфортно и отсутствуют какие-либо окружающие отвлекающие факторы,
- Второе установить контакт с ребёнком, дать понять, что педагог находится рядом с ним (например: ласково поздороваться и осторожно прикоснуться к ребенку)
- Третье обязательное правило, дождаться ответной реакции ребёнка
(ребёнок может улыбнуться, замереть, оживиться или же издать какой-то звук)
- Четвертое обращать внимание на реакции и сигналы, которые подаёт ребёнок в процессе игры
- И пятое правило постоянно поддерживать с ребёнком контакт при помощи речи и действий.
Обучение детей с ТМНР носит наглядно-действенный характер. На первых этапах ребенок может просто наблюдать за действиями взрослого. Постепенно педагог привлекает ребенка к выполнению упражнений, используя один из ведущих способов обучения детей с ТМНР «рука-в-руке». - Для закрепления все действия повторяются несколько раз.
- Упражнения даются от простого к более сложному.
Затем от выполнения совместных действий идет переход к выполнению действий по подражанию, как известно, подражание считается одним из условий развития ребенка. Далее ребенок переходит к действию по образцу и по словесной инструкции.
Сегодня, я дам обзор тех методов и приемов развития мелкой моторики, которые я использую в коррекционно-развивающей работе с детьми.
Условно я разделила их на четыре блока.
1-ый блок Пальчиковая гимнастика
Который включает в себя:
- Массаж и самомассаж,
- Шарики и пружины Су-Джок,
- Пальчиковые игры,
- Использование нестандартного оборудования
Систематично выполняя пальчиковые упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, пальчики и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.
2ой блок Кинезиологические упражнения
Самый сложный вид пальчиковой гимнастики. Данные упражнения развивают не только двигательную сферу, но и пространственную ориентацию ребенка.
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания. Помогают развить пластичность мозга и «настроить» его таким образом, чтобы оба полушария работали активно.
3ий блок Развивающие игры
Развивающие игры - это эффективное средство для развития мелкой моторики рук, такие игры дают возможность развивать у детей:
мелкую моторику и зрительно – моторную координацию (ребенок захватывает, удерживает, перемещает мелкие предметы);
Но кроме игрушек, выпускаемых промышленно, в педагогике большой популярностью пользуются авторские пособия. Хочу остановить ваше внимание на перчатках с нашитыми пуговицами и играми с помпонами, которые полюбились детям и мне.
Игры с пуговицами и помпонами развивают: работу мелкой моторики, тактильное восприятие, координацию движений, глазомер, творческие способности, чувство ритма, улучшают эмоциональное состояние ребенка, позволяют почувствовать себя уверенным.
4-ый блок Сенсорная интеграция
Крупа, вода, кинестетический песок, соленое тесто, пальчиковые краски, – это универсальный материал для развития мелкой моторики у детей с ТМНР, который дарит детям новые визуальные впечатления и тактильные ощущения, помогает в развитии творческих и интеллектуальных способностей ребенка, а также помогает снятию психологического напряжения.
Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается координация и синхронизация движений мелких мышц обеих рук, формируется внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют доверительные взаимоотношения между взрослым и ребёнком.
Взаимодействие с родителями
Развивать ребенка с ТМНР возможно лишь при условии тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Участие родителей в коррекционном процессе усиливает его эффективность и позволяет добиться более высокого уровня развития деток с ТМНР.
Методическая подборка для родителей систематично обновляется, и включает в себя:
- подбор книг,
- консультаций,
- памяток и буклетов,
- картотек с подборкой игр и упражнений для развития мелкой моторики.
Родители могут взять любой материал домой во временное пользование.
Так же я записываю видео с практическими мастер классами по развитию мелкой моторики, и вместе с консультацией размещаю в групповом чате соцсети WhatsApp.
А для того, чтобы работа была максимально продуктивной заведено правило поддерживать с родителями обратную связь, для этого придумана рубрика «Дома мы играем – ручки развиваем!», где предлагаю родителям поиграть со своими деками дома в игры на развитие мелкой моторики, сделать видео или фото и поделиться с нами в беседе.
Заключение
Таким образом благодаря планомерной и системной коррекционно-развивающей работе, направленной на развитие мелкой моторики, у детей с ТМНР отслеживается положительная динамика в развитии тонкой моторики кистей рук, движения пальцев стали более координированны, сформировались навыки самообслуживаниия (дети стали держать столовые приборы и самостоятельно есть, раздеваться, умываться, вытирать руки и лицо), так же показательны успехи детей в развитии речевой функции: повысился уровень понимания речи.
На занятиях преобладает положительный эмоциональный настрой и желание заниматься, дети стали более активными, внимание стало более устойчивым, заметно снизилось психоэмоциональное напряжение, дети стали проявлять инициативу к общению со сверстниками и взрослыми.