Просмотр содержимого документа
«Картотека игр на развитие речи для детей раннего дошкольного возраста»
Структурное подразделение Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Сиверская гимназия» - дошкольное отделение
«Центр развития ребенка»
Картотека игр на развитие речи для детей раннего дошкольного возраста
Подготовила: Кузнецова Т.С.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
«Наши ручки»
Где же наши ручки? Вытягивают ручки вперед
Где же наши ручки? Показывают ручки.
Где же, где же наши ручки?
Нету наших ручек. Спрятали ручки за спину
Вот, вот наши ручки, Опять показывают ручки.
Вот наши ручки.
«Дождик»
«Дождик, дождик» Дети повернули ладошку кверху и
Дождик, дождик, указательным пальцем имитируют
Кап да кап, кап… капельки дождя и повторяют за взрослым: «Кап..»
Мокрые дорожки.
Все ровно пойду гулять,
Пусть промокнут ножки.
«Пароход»
Пароход плывет по речке, Дети обе сложенные ладони поворачивают
И пыхтит он словно печка: влево и вправо, повторяют за взрослым: «Пых..»
Пых, пых…
«Белка»
Я – белка в шубке меховой, Дети проводят ворсом кисточки по ладошке
Пушистый хвост – и повторяют слова за взрослым:
Помощник мой, «Прыг-скок, прыг-скок»
Он помогает мне скакать
Везде успею побывать.
Прыг-скок, прыг-скок.
«Лошадки»
По дороге белой, гладкой Пальцы скачут по столу
Скачут пальцы как лошадки Дети повторяют текст за взрослым:
Цок-цок-цок. «Цок-цок-цок»
Цок- цок-цок.
Скачет резвый табунок.
«Капустка»
Мы капустку рубим, рубим, Движения ладонями вверх, вниз.
Мы капустку солим, солим поглаживание подушечек пальцев.
Мы капустку трем, трем потираем кулачок о кулачок.
Мы капустку жмем, жмем. сжимаем и разжимаем кулачки.
«Две веселые лягушки»
Две веселые лягушки Дети сжимают руки в кулачки и кладут их
Ни минуты не сидят, на стол пальцами вниз. Резко разжимают пальцы
Ловко прыгают подружки, и кладут ладони на стол. Затем резко
Только брызги вверх летят. сжимают кулачки и опять кладут их на стол.
«Зайчата»
Вот встречаются зайчата. Два пальца обеих рук сгибаются как уши зайца
Как согреться нам, ребята?
Чтобы побыстрей согреться, Дети трут ладони друг о друга.
Надо спинками тереться.
«Прятки»
В прядки пальчики играли Сжимание и разжимание пальцев.
И головки убирали.
Вот так, вот так,
Так головки убирали.
УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
«Улыбка»
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Хоботок»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Домик»
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
Чередование «Хоботок» - «Улыбка» - «Домик».
Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у – и «и – у - а»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.
«Любопытный язычок»
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» -
Удивляется народ.
Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
«Хомячок»
Языком давить стараюсь,
В щеку сильно упираюсь.
Раздалась моя щека,
Как мешок у хомяка.
Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.
Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
«Заборчик»
Из зубов заборчик строй,
Ровный, белый, не косой.
Губки широко открой,
Чтоб заборчик видеть свой.
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
«Понюхаем цветочек»
Цели: формирование углубленного вдоха; тренировка правильного носового дыхания.
Оборудование: цветок.
Здравствуй, милый мой цветок.
Улыбнулся ветерок.
Солнце лучиком играя,
Целый день тебя ласкает.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох при спокойно сомкнутых губах. Повторить 4-5 раз.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули глубоко, чтобы ветерок сильный был, губы трубочкой сложили, подули. Долго дует ветерок. Повторить 3-4 раза.
«Надуем пузырь»
Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование ритмичного выдоха и его углубление.
Дети приседают.
Надувайся, пузырь,
Расти большой,
Да не лопайся!
Дети встают, разводят руки в стороны, делают вдох, показывая, как растет пузырь, затем глубокий выдох. Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения. Повторить 4-5 раз.