kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание социальных условий развития по подготовке руки к освоению письма и снижение риска дезадаптации в новых социальных условиях.

Ход консультации.

  1. Значение мелкой моторики в жизни дошкольника.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

При нормальном развитии работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, заклепок, завязывание шнурков и так далее. И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

1.Особенности развития графомоторных навыков.

Графомоторные навыки

Таблица 1.

мелкая мускулатура пальцев

зрительный анализ и синтез

рисование

графическая символика

упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений

упражнения на определение правых и левых частей тела

занятия по штриховке по контуру, обводка

задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов)

задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам

срисовывание геометрических фигур

задания с условиями по выбору нужных направлений

дорисовывание незаконченных рисунков

упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей

задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти

 

Этапы формирования графомоторных навыков

Таблица 2.

1-2 года

2-3 года

От 3 до 5 лет

5-6 лет

ребенок держит два предмета в одной руке

малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое

 

ребенок рисует цветными мелками

продолжается становление двигательных функций

чертит карандашом

играет с песком и глиной

складывает бумагу

переворачивает страницы книг

открывает крышки

лепит из пластилина

ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку

нанизывает бусы

определяет предметы в мешке на ощупь

 

держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами

шнурует ботинки

строит из кубиков

 

Целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является формирование изобразительно-графического навыка, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов. Согласно представлениям о психологической структуре графической деятельности, данный навык формируется в тесной зависимости от следующих факторов:

  • зрительного восприятия;
  • произвольной графической активности;
  • зрительно-моторной координации.

Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении двух периодов: грубая и тонкая координация движений и выработку автоматических навыков письма, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания.

Коррекция тонкой координации движений ведется в двух направлениях:

  • развитие графомоторных навыков;
  • овладение графической символизацией.

Коррекционная работа по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и подобные упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы).

В помощь воспитателям и педагогом, работающим над этой сферой, придут следующие игры и упражнения:

  • игра с флажками, теневым театром;
  • обведение трафаретов, нарисованных контуров;
  • различные штриховки;
  • дорисовывание рисунков и узоров;
  • «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них («в коридорчике» и без «коридорчика»).

 

  1. Заключение.

«Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, так как наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.

Литература

  1. Воробьева Т.А. 85 уроков для обучения письму. – М.: Литера, 2017. – 128с.
  2. Граб Л.М. Развиваем графические навыки. Рабочая тетрадь для детей с ОНР. – М.: Гном, 2012. – 32с.
  3. Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: Рисуем по клеточкам. ФГОС ДО – М.: Литера, 2017. – 64 с.
  4. Османова Г. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. – СПб.: КАРО, 2014. – 160 с.
  5. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 32 с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста».»

Консультация для педагогов на тему:

«Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста».


Цель: создание социальных условий развития по подготовке руки к освоению письма и снижение риска дезадаптации в новых социальных условиях



Ход консультации


  1. Значение мелкой моторики в жизни дошкольника.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

При нормальном развитии работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, заклепок, завязывание шнурков и так далее. И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.




  1. Особенности развития графомоторных навыков.

Графомоторные навыки

Таблица 1.

мелкая мускулатура пальцев

зрительный анализ и синтез

рисование

графическая символика

упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений

упражнения на определение правых и левых частей тела

занятия по штриховке по контуру, обводка

задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов)

задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам

срисовывание геометрических фигур

задания с условиями по выбору нужных направлений

дорисовывание незаконченных рисунков

упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей

задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти


Этапы формирования графомоторных навыков

Таблица 2.

1-2 года

2-3 года

От 3 до 5 лет

5-6 лет

ребенок держит два предмета в одной руке

малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое


ребенок рисует цветными мелками

продолжается становление двигательных функций

чертит карандашом

играет с песком и глиной

складывает бумагу

переворачивает страницы книг

открывает крышки

лепит из пластилина

ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку

нанизывает бусы

определяет предметы в мешке на ощупь


держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами

шнурует ботинки

строит из кубиков


Целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является формирование изобразительно-графического навыка, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов. Согласно представлениям о психологической структуре графической деятельности, данный навык формируется в тесной зависимости от следующих факторов:

  • зрительного восприятия;

  • произвольной графической активности;

  • зрительно-моторной координации.

Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении двух периодов: грубая и тонкая координация движений и выработку автоматических навыков письма, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания.

Коррекция тонкой координации движений ведется в двух направлениях:

  • развитие графомоторных навыков;

  • овладение графической символизацией.

Коррекционная работа по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и подобные упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы).

В помощь воспитателям и педагогом, работающим над этой сферой, придут следующие игры и упражнения:

  • игра с флажками, теневым театром;

  • обведение трафаретов, нарисованных контуров;

  • различные штриховки;

  • дорисовывание рисунков и узоров;

  • «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них («в коридорчике» и без «коридорчика»).


  1. Заключение.

«Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, так как наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.



Литература

  1. Воробьева Т.А. 85 уроков для обучения письму. – М.: Литера, 2017. – 128с.

  2. Граб Л.М. Развиваем графические навыки. Рабочая тетрадь для детей с ОНР. – М.: Гном, 2012. – 32с.

  3. Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: Рисуем по клеточкам. ФГОС ДО – М.: Литера, 2017. – 64 с.

  4. Османова Г. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. – СПб.: КАРО, 2014. – 160 с.

  5. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 32 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста».

Автор: Карабина В.Е.

Дата: 26.02.2023

Номер свидетельства: 626619

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Консультация для родителей   на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(119) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-na-tiemu-razvitiie-ghrafomotornykh-navykov-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "227948"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1441027961"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(70) "razvitie_grafomotornykh_navykov_u_detei_starshego_doshkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "588662"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1634394003"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Консультация «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_razvitie_grafomotornykh_navykov_u_detei_starshego_doshkolnogo_vozr"
    ["file_id"] => string(6) "623697"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1674342555"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Консультация для родителей «Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_roditelei_formirovanie_grafomotornykh_navykov_u_detei_doshkol"
    ["file_id"] => string(6) "630807"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1683182141"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(74) "formirovaniieghrafichieskikhnavykovudietieistarshieghodoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "295694"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455863474"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства