Развитие творческих способностей детей с нарушениями речи в процессе музыкальной деятельности
Развитие творческих способностей детей с нарушениями речи в процессе музыкальной деятельности
Понятие творчества у детей дошкольного возраста широко. Это- сочинение песен, игра на музыкальных инструментах и в оркестре, составление музыкально- ритмических вариантов в играх и танцах, комбинирование танцевальных элементов, участие в их сочинениях, инсценирование песен.
Творческие процессы обнаруживаются уже в самом раннем детстве. Чаще всего они выражаются в играх. Дети воображают себя строителем, врачом, продавцом и т.д. Это примеры настоящего детского творчества. Конечно, в этих играх дети передают то, что они видели у взрослых. Игра носит характер подражания. Это простое воспоминание о пережитом, но творчески переработанное ребенком, построенное и скомбинированное из новой действительности, отвечающее запросам самого ребенка.
Возникает вопрос; как же формируется и происходит эта творческая комбинируемая деятельность?
Она возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, развиваясь от простых форм к более сложным на каждой возрастной ступени. Каждому периоду детства свойственна своя форма творчества и она зависит от накопленного опыта.
Поначалу творческая активность проявляется в эмоциональном отклике на музыку, в процессе которого развивается воображение. Материалом для него является собственный опыт ребенка и знания. Которые он может получить в процессе общения с педагогом и в семье.
Воображение необходимо для восприятия любого искусства, но особенно в музыке. Книгу можно увидеть, прочесть и понять конкретный замысел автора и сюжет. Картина зрительно воздействует. Краски создают настроение, линии- конкретный сюжет. Музыка же развивается во времени, ее настроение динамично, характер меняется последовательно. Даже если, она имеет программное содержание (название), музыка оставляет широкую свободу воображению. Чем больше мы работаем над развитием эмоционального восприятия ребенка (пониманием выразительных средств), тем выше форма проявления творческого воображения, которое, в свою очередь, поможет ему выразить себя в творческой деятельности.
Моя задача, как музыкального руководителя – организовать работу по накоплению у детей музыкального опыта, создать для этого элементы развивающей среды. Для этого я составила картотеку народной. классической русской, зарубежной, народной и современной детской музыки, подобрала музыкально-дидактические игры и пособия к ним, атрибуты к танцам. Атрибуты к танцам и играм ( разноцветные флажки, платочки, шарфы, листья осенние, цветы, ленты, султанчики и др.) Использую элементы ряжения (косынки, шали, веночки, ободки птиц и шапочки животных, колпачки клоунов), иллюстрации, картинки, пособия по развитию музыкально- ритмического чувства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей детей с нарушениями речи в процессе музыкальной деятельности»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 96
Развитие творческих способностей детей с нарушениями речи в процессе музыкальной деятельности.
Составила музыкальный руководитель Агуленко Надежда Петровна
г. Комсомольск-на-Амуре 2015 год
Понятие творчества у детей дошкольного возраста широко. Это- сочинение песен, игра на музыкальных инструментах и в оркестре, составление музыкально- ритмических вариантов в играх и танцах, комбинирование танцевальных элементов, участие в их сочинениях, инсценирование песен.
Творческие процессы обнаруживаются уже в самом раннем детстве. Чаще всего они выражаются в играх. Дети воображают себя строителем, врачом, продавцом и т.д. Это примеры настоящего детского творчества. Конечно, в этих играх дети передают то, что они видели у взрослых. Игра носит характер подражания. Это простое воспоминание о пережитом, но творчески переработанное ребенком, построенное и скомбинированное из новой действительности, отвечающее запросам самого ребенка.
Возникает вопрос; как же формируется и происходит эта творческая комбинируемая деятельность?
Она возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, развиваясь от простых форм к более сложным на каждой возрастной ступени. Каждому периоду детства свойственна своя форма творчества и она зависит от накопленного опыта.
Поначалу творческая активность проявляется в эмоциональном отклике на музыку, в процессе которого развивается воображение. Материалом для него является собственный опыт ребенка и знания. Которые он может получить в процессе общения с педагогом и в семье.
Воображение необходимо для восприятия любого искусства, но особенно в музыке. Книгу можно увидеть, прочесть и понять конкретный замысел автора и сюжет. Картина зрительно воздействует. Краски создают настроение, линии- конкретный сюжет. Музыка же развивается во времени, ее настроение динамично, характер меняется последовательно. Даже если, она имеет программное содержание (название), музыка оставляет широкую свободу воображению. Чем больше мы работаем над развитием эмоционального восприятия ребенка (пониманием выразительных средств), тем выше форма проявления творческого воображения, которое, в свою очередь, поможет ему выразить себя в творческой деятельности.
Моя задача, как музыкального руководителя – организовать работу по накоплению у детей музыкального опыта, создать для этого элементы развивающей среды. Для этого я составила картотеку народной. классической русской, зарубежной, народной и современной детской музыки, подобрала музыкально-дидактические игры и пособия к ним, атрибуты к танцам. Атрибуты к танцам и играм ( разноцветные флажки, платочки, шарфы, листья осенние, цветы, ленты, султанчики и др.) Использую элементы ряжения (косынки, шали, веночки, ободки птиц и шапочки животных, колпачки клоунов), иллюстрации, картинки, пособия по развитию музыкально- ритмического чувства.
Чтобы открыть ребенку дверь в мир волнующих, радостных переживаний, надо развить у них способности, позволяющие проявить себя в музыкальной деятельности: воспитать музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость – два важнейших компонента музыкальности. Вне их невозможно приобщить ребенка к музыкальному миру. А базой для этого является развитие музыкально- сенсорных способностей(ладотональный слух и ритмическое чувство.
Задачи эти решаются в различных видах музыкальной деятельности детей. пение, как вид искусства, является самым массовым и доступным детям. Его воспитательное воздействие очень велико благодаря единству музыки и слова и вызывает сильнейшие эмоции. Освоение певческих навыков – путь к выразительному исполнению, развитию слуха и голоса. Поэтому, знакомя детей с новой песней, стараюсь вызвать к ней интерес, исполняю ее выразительно. При разучивании работаю над артикуляцией, дыханием, звукообразованием, ансамблем. Музыкальное развитие активизируется при установлении контроля между слухом и голосом.
Методика обучения игре на детских музыкальных инструментах основана на близости детей к детской жизни и ассоциируется с жизненными явлениями, треугольник – идет дождик, барабан, деревянные палочки, бубен – шагают солдатики на металлофоне можно подобрать простые мелодии, попевки. Дети привыкают к инструментам, овладевают приемами игры на них и вносят их в свою самостоятельную деятельность.
И тогда игра на них приобретает творческий характер.
Музыкально- ритмические движения – благодатная почва для становления музыкального творчества. Музыка и движения – средства благоприятного воздействия на здоровье ребенка. Они помогают снять психическое напряжение, добиться эмоциональной разрядки, создают атмосферу поиска, радости, удовольствия, и развитие творческого потенциала. Это универсальное средство для эстетического и нравственного потенциала ребенка. Музыка организует и регулирует движение, развивает чувство ритма. Не все дошкольники умеют владеть своим телом, навыки приходят постепенно, осознанные движения позволяют глубже воспринимать музыку и более ярко и выразительно передовать эмоциональное состояние, которое она вызывает у детей.
Посильные самостоятельные творческие задания способствуют развитию фантазии, воображения, уверенности в своих силах.
Образно- игровые движения развивают пластичность, ловкость, точность движений, эмоции, умение «оживлять» игровой образ.
А моя задача – помочь ребенку проявить свою фантазию, ведь без нее творчество невозможно.
В своей работе я использую элементы парциальной программы «Праздник каждый день» авт. Новоскольцевой И.А. и
Цель программы- музыкально- творческое развитие детей в процессе различных видов деятельности: пении, слушании, музыкально- ритмических движениях. Характерный подход- партнерство. Дети и педагог – собеседники, соучастники процесса. Принимается любое мнение ребенка, любой вариант исполнения, совместное обсуждение его, нахождение лучшего. К тому же. приобретенные навыки дети применяют во время праздников, досугов и в свободной музыкальной деятельности.
Это активизирует детей, вовлекает в творческий процесс даже робких и неуверенных в себе, формирует коммуникативные навыки общения, а мне дает возможность направлять и корректировать их деятельность в нужном направлении.
Литература:
1.Буренина О.И. «Ритмическая мозаика» С.Петербург 2000 год.
2. Давыдова М.А.»Музыкальное воспитание в детском саду» М., ВОКО 2006 год.
3. Радынова О,П, «Музыкальное развитие детей» М. ГИЦ Владос 1997 год.
4 «Праздник каждый день» авт. Новоскольцевой И. и Каплуновой И.