Просмотр содержимого документа
«Как правильно организовать домашние занятия по развитию речи»
Советы логопеда
о том, как правильно организовать
домашние занятия по развитию речи.
Научить ребѐнка правильно разговаривать, хорошо строить фразы, уметь применять в речи разные и подходящие по смыслу слова задача, вполне подходящая родителям по силам. выберите для занятий с детьми хотя бы два-три часа в неделю, и результаты вы скоро заметите. Закрепляйте навыки на прогулках, по дороге домой, в магазин, в детский сад, в школу. Увлекательные игры в слова помогут интересно и с пользой провести время!
Если у ребѐнка есть ошибки в произношении каких-либо звуков, помогите ему с ними справиться. Рассматривайте картинки и предлагайте ребѐнку самому называть их. Старайтесь подобрать рисунки так, чтобы произносить приходилось слова как раз с теми звуками, которые не получаются, и близкими по звучанию (роза-роса).
Учите стихи, потешки, скороговорки. Этим вы пополните и словарный запас, и будете помогать развитию памяти.
Добивайтесь от ребѐнка чѐткого произнесения всех фраз и слов выученного стихотворения. Эмоционально окрашивайте свою речь и его. Очень хорошо познакомить ребѐнка с произведениями детских писателей и поэтов.
Побуждайте ребѐнка описывать предметы, употреблять в своей речи прилагательные, глаголы: "Кот какой? Что он делает? Как он спит? Из чего сделан стол? Какой он?.."
Ребѐнку необходимо научиться правильно употреблять формы слов. Часто, придя в первый класс, можно услышать: "Не крякавай(не крякай), слухавай(слушай)". Чтобы помочь избавиться от таких слов. Провоцируйте ребѐнка давать задания, просить что-либо сделать куклу, кошку, птичку и т.д. Если ребѐнок
ошибся – поправьте его.
Знакомьте ребѐнка со словами, схожими и противоположными по смыслу:"Дорога длинная, а переулок короткий; яблоко сладкое, а лимон кислый; ѐжик колючий, а заяц мягкий; стекло гладкое, а стена шершавая".
Поиграйте в игру "Добавь слово": " Я могу на улице…(гулять), кошка сидит и лапкой …(умывается)".
Учите ребѐнка отвечать не одними-двумя словами, а более полными предложениями. Учите ребѐнка строить небольшие тексты. Тут вам помогут игрушки, известные сказки, любые предметы вокруг вас. Вначале предлагайте ребѐнку закончить предложение: "Это …ваза. В ней красивые…цветы". Затем предложите ему высказать своѐ к ним отношение: " Они мне нравятся". Постепенно меняйтесь ролями. Пусть ребѐнок выберет, о чѐм будет говорить, начнѐт строить начало фразы. Следите, чтобы рассказы ребѐнка становились трѐхсоставными: начало, основная часть, конец. Это поможет его речи быть более понятной.
Учите детей сравнивать. Пусть ваш ребѐнок ответит на вопросы: что бывает широким, что бывает жидким, маленьким, мягким, тѐплым и т.д.
Описывая форму, состав предметов, учите ребѐнка называть их цвет. Ему следует различать и называть оттенки. Так, кроме красного цвета, есть алый, лиловый, пурпурный; кроме зелѐного – салатный, травяной, болотный, изумрудный; кроме коричневого – шоколадный, кофейный, бурый и т.д.
Поставьте перед ребѐнком две игрушки (чашки, вазы…) Пусть он не просто опишет и, а сравнит. Найдѐт общее и разное. Помогите ему. Подскажите, что вначале нужно хорошо рассмотреть, а потом сравнивать.
Учите ребѐнка образовывать новые формы слов: "Волк по лесу бежал – от него зайчик убежал, к нашей Маше прибежал. У медведя дом большой, а у зайки маленький. В комнате было светло, а стало ещѐ светлее."
В составлении рассказов вам помогут сюжетные картинки, в которых содержание раскрывается от одного эпизода к другому, например, комиксы.
Вначале не показывайте ребѐнку все картинки. Открывайте их по одной, тогда, когда предыдущая уже будет описана. Если с таким заданием ребѐнок будет легко справляться, можете его усложнить. Пусть он составит рассказ по начальной и последней картинкам, первой, третьей, пятой и т.д. картинкам. Это поможет развитию не только речи, но и фантазии ребѐнка.
Пишите вместе с ребѐнком письмо (бабушке, дедушке, знакомым). Предложите ему диктовать, а вы будете записывать. Той же цели достигнете, если будете записывать рассказ вашего ребѐнка на диктофон. В этом случае сможете дать ребѐнку возможность прослушать себя, указать на хорошие места или ошибки в его рассказе.