Родительское собрание: "Психологическая роль семьи в развитии личности ребенка с ОВЗ".
Родительское собрание: "Психологическая роль семьи в развитии личности ребенка с ОВЗ".
Цель:
пропаганда гуманного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задача:
познакомить родителей с основными рекомендациями по созданию благополучного психологического климата в семьях детей с ОВЗ, как составляющего аспекта по здоровьесбережению.
Форма проведения: видео-консультация, практические советы психолога.
Ответственный специалист: педагог-психолог.
Во Всемирной организации здравоохранения считают, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Каждый из перечисленных аспектов имеет равнозначное значение. Сегодня я бы хотела поговорить именно о психическом благополучии в семье.
Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой ребенок нуждается в усиленной поддержке и помощи близких ему людей. Создание и подержание в семье здорового психологического климата служит гарантией правильного развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности.
Результат воспитания зависит от:
отношения родителей к самому факту рождения «особого» ребенка;
выбора стиля и тактики его воспитания;
понимания особенностей заболевания на всех этапах развития ребенка;
сохранения уважительных отношений между всеми членами семьи.
Когда в семье появляется «особый» ребенок, имеют право на существование все негативные переживания родителей. Эмоции, которые испытывают родители, очень неприятные и тяжелые потому, что они попали в ситуацию психологической травмы (начинают думать, «за что им это?», «почему именно с их ребенком так получилось?» и т.д.). Не стоит искать виноватых и себя в этом винить, нужно принять ситуацию такой, какая она есть.
Родители должны осознать истинное состояние ребёнка, принять и осуществить, рекомендованные врачом, психологом, педагогом-дефектологом, логопедом меры по дальнейшему воспитанию и обучению их ребёнка. Семьям, воспитывающим ребёнка с ОВЗ, необходимо понять себя, свои переживания, не загонять эти переживания в «угол».
Как помочь родителям в сложившейся ситуации?
Для того что бы помочь себе справиться с этим тяжелым эмоциональным состоянием, следуйте некоторым советам.
• Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.
• Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
• Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
• Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. Помните, ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.
• Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
• Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.
• Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию.
• Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, их не должно быть больше, чем разрешений.
• Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас. Неговорящий ребенок особенно нуждается в общении, общаясь с ним, вы побуждаете ребенка к действиям, развиваете мыслительные процессы, стимулируете развитие речи.
• Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками (социализируйте детей в специальных образовательных учреждениях и т.д.);
• Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.
• Чаще прибегайте к советам врачей, педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений.
• Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
• Общайтесь с семьями, где есть дети с ОВЗ. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!
• Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя упрёками.
• Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления.
• Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой – способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.
• Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
• Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
В результате следования этим простым советам ваши негативные ожидания и представления о ребенке превратятся в позитивные. Постепенно устранятся чувства вины, депрессивного фона настроения, страхи и комплексы.
Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества. Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, значимые для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен. Уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя и свое одиночество. Пока дети маленькие, родителям это кажется неважным, они все делают за них, но, в конце концов, это перерастает в большую проблему, решить которую с годами все труднее. Если мать постоянно подменяет действия ребенка, происходит остановка его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней помощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность. Все это приводит в конечном итоге к социальной пассивности. Физические недостатки ведут к изолированности ребенка от внешнего мира и общения со сверстниками и взрослыми. Создается замкнутый круг-звено «физических недостатков» сменяет звено «психических недостатков». Вырастая, подобный ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не столько из-за своего дефекта, сколько из-за несвоевременного формирования личностного развития. Задача родителей состоит в разрыве этого порочного круга и создания условий для адекватного развития, и формирования личности своих детей. Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
Поддерживать ребенка можно посредством:
отдельных слов (красиво, аккуратно, прекрасно, здорово, вперед, продолжай);
высказываний ("Я горжусь тобой!", "Мне нравится, как ты работаешь", "Это действительно прогресс!", "Я рад твоей помощи", "Все идет прекрасно", "Я рад, что ты в этом участвовал", "Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал");
прикосновений (прикоснуться к плечу, дотронуться до руки, приблизить свое лицо к его лицу, слегка обнять его).
совместных действий физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком, мягко вести его, играть с ним, слушать его, есть вместе с ним);
выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
Таким образом, воспитание и становление личности ребенка с ОВЗ - фактор, заслуживающий повышенного внимания. Такие дети могут обучаться, как в образовательных учреждениях, так и дома, но где бы ни обучался особый ребенок, его семья в первую очередь должна стать для него главной опорой и поддержкой, главным учителем и воспитателем. Так как ни одно учебное или воспитательное учреждение не сможет дать ребенку с ОВЗ того внимания и любви, которые дает ему его семья.
Просмотр видеороликов обучающихся школы-интерната «Счастливая семья».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание: "Психологическая роль семьи в развитии личности ребенка с ОВЗ".»
ТЕМА:Психологическаяроль семьи в развитии личности ребенка с ОВЗ.
Цель:
пропаганда гуманного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задача:
познакомить родителей с основными рекомендациями по созданию благополучного психологического климата в семьях детей с ОВЗ, как составляющего аспекта по здоровьесбережению.
Форма проведения: видео-консультация, практические советы психолога.
Ответственный специалист: педагог-психолог
Во Всемирной организации здравоохранения считают, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Каждый из перечисленных аспектов имеет равнозначное значение. Сегодня я бы хотела поговорить именно о психическом благополучии в семье.
Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой ребенок нуждается в усиленной поддержке и помощи близких ему людей. Создание и подержание в семье здорового психологического климата служит гарантией правильного развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности.
Результат воспитания зависит от:
отношения родителей к самому факту рождения «особого» ребенка;
выбора стиля и тактики его воспитания;
понимания особенностей заболевания на всех этапах развития ребенка;
сохранения уважительных отношений между всеми членами семьи.
Когда в семье появляется «особый» ребенок, имеют право на существование все негативные переживания родителей. Эмоции, которые испытывают родители, очень неприятные и тяжелые потому, что они попали в ситуацию психологической травмы (начинают думать, «за что им это?», «почему именно с их ребенком так получилось?» и т.д.). Не стоит искать виноватых и себя в этом винить, нужно принять ситуацию такой, какая она есть.
Родители должны осознать истинное состояние ребёнка, принять и осуществить, рекомендованные врачом, психологом, педагогом-дефектологом, логопедом меры по дальнейшему воспитанию и обучению их ребёнка. Семьям, воспитывающим ребёнка с ОВЗ, необходимо понять себя, свои переживания, не загонять эти переживания в «угол».
Как помочь родителям в сложившейся ситуации?
Для того что бы помочь себе справиться с этим тяжелым эмоциональным состоянием, следуйте некоторым советам.
• Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.
• Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
• Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
• Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. Помните, ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.
• Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
• Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.
• Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию.
• Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, их не должно быть больше, чем разрешений.
• Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас. Неговорящий ребенок особенно нуждается в общении, общаясь с ним, вы побуждаете ребенка к действиям, развиваете мыслительные процессы, стимулируете развитие речи.
• Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками (социализируйте детей в специальных образовательных учреждениях и т.д.);
• Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.
• Чаще прибегайте к советам врачей, педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений.
• Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
• Общайтесь с семьями, где есть дети с ОВЗ. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!
• Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя упрёками.
• Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления.
• Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой – способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.
• Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
• Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
В результате следования этим простым советам ваши негативные ожидания и представления о ребенке превратятся в позитивные. Постепенно устранятся чувства вины, депрессивного фона настроения, страхи и комплексы.
Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества. Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, значимые для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен. Уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя и свое одиночество. Пока дети маленькие, родителям это кажется неважным, они все делают за них, но, в конце концов, это перерастает в большую проблему, решить которую с годами все труднее. Если мать постоянно подменяет действия ребенка, происходит остановка его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней помощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность. Все это приводит в конечном итоге к социальной пассивности. Физические недостатки ведут к изолированности ребенка от внешнего мира и общения со сверстниками и взрослыми. Создается замкнутый круг-звено «физических недостатков» сменяет звено «психических недостатков». Вырастая, подобный ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не столько из-за своего дефекта, сколько из-за несвоевременного формирования личностного развития. Задача родителей состоит в разрыве этого порочного круга и создания условий для адекватного развития, и формирования личности своих детей. Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
Поддерживать ребенка можно посредством:
отдельных слов (красиво, аккуратно, прекрасно, здорово, вперед, продолжай);
высказываний ("Я горжусь тобой!", "Мне нравится, как ты работаешь", "Это действительно прогресс!", "Я рад твоей помощи", "Все идет прекрасно", "Я рад, что ты в этом участвовал", "Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал");
прикосновений (прикоснуться к плечу, дотронуться до руки, приблизить свое лицо к его лицу, слегка обнять его).
совместных действий физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком, мягко вести его, играть с ним, слушать его, есть вместе с ним);
выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
Таким образом, воспитание и становление личности ребенка с ОВЗ - фактор, заслуживающий повышенного внимания. Такие дети могут обучаться, как в образовательных учреждениях, так и дома, но где бы ни обучался особый ребенок, его семья в первую очередь должна стать для него главной опорой и поддержкой, главным учителем и воспитателем. Так как ни одно учебное или воспитательное учреждение не сможет дать ребенку с ОВЗ того внимания и любви, которые дает ему его семья.
Просмотр видеороликов обучающихся школы-интерната «Счастливая семья».