Участники: дошкольники 1 младшей группы.
Количество детей: 7 человек.
Длительность: было проведено два занятия по 10 минут (развитие речи + художественное творчество).
Участники проекта: воспитатель группы, подгруппа из 4 детей 2.5-3 лет.
Педагогический замысел: организовать виды детской деятельности, учитывая образовательные области.
Образовательная область: Игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, музыкально - художественная, продуктивная, восприятие художественной литературы.
- Цель:
- формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
- Задачи:
- Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой кистью; учить правильно (чуть выше железного наконечника, тремя пальцами) держать кисть при рисовании; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.
- Развивающие задачи: Расширять представления о домашних птицах; развивать изобразительные навыки и умения, моторику рук; обогащать словарь: существительными обозначающими название птицы и её детёнышей, частей тела; глаголами, обозначающими действия (идти, находить, пьёт, клюёт, кормить); прилагательными обозначающими цвет, величину (большой, маленький, жёлтый, пушистый).
- Воспитательные задачи: Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.
Оборудование: Мягкие игрушки - курочка и цыпленок, фланелеграф, силуэт цыплёнка, гуашевые краски в коробке, листы тонированной бумаги, салфетки, баночки с водой, кисточки.
Подготовительный этап: Ознакомление с игрушкой Курочка и цыплята. Рассматривание иллюстраций с изображением курицы и цыплёнка. Знакомство с произведениями устного народного творчества (потешки, песенки, русские народные сказки). Прослушивание аудиозаписи песенки «Вышла курочка гулять».
Дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия, развитие речи и формирование словаря («Кто как кричит?», «На птичьем дворе», «Животные и их детёныши» и так далее). Знакомство с техникой рисования печатками.
Методы и приёмы:
1. Наглядные методы.
Приёмы:
- показ игрушек – курицы и цыплёнка;
- рисование пальчиками в воздухе;
- показ способа рисования.
2. Игровые методы.
Приёмы:
- игра с Курочкой и цыпленком
- артикуляционная гимнастика
- игра с музыкальным сопровождением «Вышла курочка гулять».
3. Словесные методы.
Приёмы:
- художественное слово;
- объяснения;
- словесные указания;
- повторение;
- поощрение;
- вопросы.
Возможные проблемы в ходе организованной образовательной деятельности:
- ребёнок теряет интерес, отвлекается (воспитатель привлекает внимание ребёнка, используя игровую мотивацию);
- ребёнок затрудняется в ответе (воспитатель сам проговаривает ответ и просит повторить за ним, благодарит, хвалит или просит другого ребёнка повторить данный ответ);
- ребёнок не выполняет действия по показу воспитателя (воспитатель привлекает внимание ребёнка, используя игровые приёмы, подражание, поощрение).
Ожидаемые результаты проекта:
- у детей формируется интерес к рисованию;
- формируется умение правильно пользоваться кистью, краской;
- обогащается и активизируется словарь;
- воспитывается аккуратность в работе с гуашью.
Ход занятия
Организационный момент.
Дети сидят полукругом на коврике.
Воспитатель:
- Посмотрите кто пришел к нам на занятие? Воспитатель обращает внимание на Курочку - мягкую игрушку).
- Посмотрите, ребята, кто это? (Курочка).
- Полюбуйтесь, какая красивая курочка – красный хохолок, чёрные глазки, желтый клюв, белые перышки…(Рассматривание).
-А это кто? - (Цыпленок).
-Какой цыпленок? - маленький, пушистый.
- Какого он цвета? – (Желтый).
- Как курочка зовёт своих цыплят? – (Ко-ко-ко).
-А как цыплята ей отвечают? - (Пи-пи-пи).
-А как курочка лапкой гребет землю и ищет зернышки? (Имитация).
-А как курочка клюет зернышки? (Имитация).
Вы тоже маленькие пушистые цыплятки. Курочка- мама зовет своих цыплят гулять. «Пришла курочка – хохлатка. Поиграйте с ней ребятки» (Дети идут стайкой за воспитателем, подпевают, имитируя действия курочки).
Физкультминутка. Звучит музыка: Филиппенко А., слова Волгина Т.. «Вышла курочка гулять».
Игра «Цыплята и кошка».
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.
А за ней ребятки, желтые цыплятки.
Ко- ко- ко, ко-ко-ко, не ходите далеко,
Лапками гребите, зернышки ищите.
Шли мы по дорожке, встретили мы кошку.
Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет. Мяу!
(Дети убегают от кошки, и садятся на свои места).
- Какие ловкие у нас цыплятки, никого кошка не поймала. Какие молодцы!
Воспитатель: - А хотелось бы вам нарисовать этих цыплят из песенки? Хорошо, сейчас мы с вами попробуем это сделать. Мы нарисуем цыплят, которые гуляют на лугу, а Курочка с цыпленком (мягкие игрушки) посмотрят.
Воспитатель прикрепляет на фланелеграф фигурку цыпленка.
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, кто к нам еще в гости пришел?
Дети: - Цыпленок.
Воспитатель:- Посмотрите на него внимательно. Что есть у цыпленка?
Дети: - Голова, туловище, лапки, хвост.
Воспитатель: - Какой формы туловище и голова цыпленка? (круглой) Давайте с вами в воздухе рукой нарисуем круг. Покажите, как вы это сделаете.
Дети выполняют действие.
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, на цыпленка внимательно и скажите, что у цыпленка больше голова или туловище? А что меньше? (ответы детей)
Воспитатель: - Что есть на голове у цыпленка?
Дети: - Глазки, клюв.
Воспитатель: - Какие они по размеру, цвету? (ответы детей)
Воспитатель: - Каким цветом мы будем рисовать цыпленка?
Дети: - Желтым.
Воспитатель: - Сначала посмотрите, как я буду это делать. Цыплёнок жёлтый, поэтому я набираю на кисть жёлтую краску и рисую, сначала его тело – большой круг, потом голову – круг поменьше, потом – клюв и лапки. Посмотрите, ребята, я закрашиваю круг слитным движением в одном направлении сверху вниз (или слева направо). Воспитатель стоит в пол- оборота к доске, на которой весим большой лист А3.
Воспитатель: - Какого еще цвета краска есть у вас на столах?
Дети: - Красная, синяя, фиолетовая.
Воспитатель: - А как вы думаете, ребята, для чего нам нужна разноцветная краска? (ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, чтобы нарисовать цветочный луг, на котором гуляют наши цыплята.
Воспитатель:- Посмотрите, как я буду рисовать цветочки. Я обмакиваю кисточку в воду, лишние капельки сниму о краешек банки. Вот так. Затем я наберу на кисточку краску определенного цвета (красную, синюю или фиолетовую). Для этого я опущу кисточку в банку с краской так, чтобы весь ворс кисти был в краске. Если ее слишком много на кисточке, то краску нужно аккуратно снять о краешек банки с краской.
Воспитатель: - Посмотрите, я приставляю кисть к листу всем ворсом и сразу убираю ее. Затем тут же рядом я опять приставлю кисть и быстро ее уберу, и снова приставила и убрала – получились цветочки. Такие цветочки мы с вами разместим по всему листу, где гуляют наши цыплята.
У детей листы альбома уже затонированы зеленым цветом – это зеленый луг. Дети приступают к выполнению задания. Воспитатель в это время проходит между столами и следит за ходом работ (как дети держат кисть, пользуются красками; по необходимости подсказывает, объясняет детям приемы рисования, но на своем отдельном листе).
Воспитатель: - Ребята, пока сохнет желтая краска, вы можете нарисовать цветочки. А уже потом, когда краска подсохнет, вы нарисуете цыпленку клюв и глаза.
Дети рисуют.
Далее воспитатель напоминает детям, что пора заканчивать свои работы и дает ребятам для этого еще немного времени.
Готовые работы раскладываются на столе.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы все сегодня постарались. Посмотрите, какие забавные получились у вас цыплята. Про ваших цыплят даже стихотворение написали, послушайте:
Желтый маленький комочек,
По тропинке мимо кочек,
Как клубок, бежит за мамой,
Слева холм, а справа яма.
Солнце светит ярко очень
Желтый маленький комочек,
Звонко, радостно смеется:
Пи-пи-пи, мой цвет от солнца!
Цыпленок: - Мне тоже очень понравились мои новые друзья. Спасибо вам ребята.
В игровой форме Курочка с цыпленком (мягкие игрушки) обсуждает работы с детьми.