kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование моделирования в экологическом образовании детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе можелирования

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование моделирования в экологическом образовании детей»


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

  1. Сущность понятия «модель», «моделирующая деятельность».

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Доступность определяется тем, что в основе лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, изображением, предметом.

Модель- это образ какого- либо изделия, это уменьшенное воспроизведение или схема чего-либо. Цель моделирования в детском саду – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Цель моделирования в экологическом образовании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними.

2. Роль моделирования в экологическом образовании.

Моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о природе. Моделирование как новый вид работы дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая их речевое развитие.

Модели в экологическом воспитании способствуют лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности.

Метод моделирования используется тогда, когда нужно показать детям внутреннее, скрытое от непосредственного восприятия содержание и отношения объектов в реальности.  Многообразие природных явлений, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдения, но пугливость, скрытый образ жизни многих животных, растянутость во времени изменчивости развития организмов или сезонных явлений природы, рождают объективные трудности для дошкольной мыслительной деятельности, которая находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых объектов, явлений природы.

Таким образом, моделирование и модели позволяют демонстрировать существующие экологические связи в природе. Процесс моделирования и использование готовых моделей является методом экологического восприятия.

  1. Виды моделей в экологическом образовании.


С детьми можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшую роль в экологическом воспитании играет календарь природы. Сначала происходит его создание, (моделирование предметов и явлений), а затем использование его в учебном и воспитательном процессе.

Демонстрация моделей в обучении занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности выделить существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей о природе.

В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются разные виды моделей.

Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Самая простая предметная модель – заводная игрушечная золотая рыбка, с помощью которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыбы.

Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов – макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зелёного цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений – листьев, стеблей и т.д. Модель – макет рекомендует использовать С. Н. Николаева для усвоения детьми понятия «мимикрия» как проявления одного из способов защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него два цветных изображения различных геометрических фигур, обращают внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и геометрической фигуры последняя становится невидимой. Такая модель помогает детям понять значение окраски покровов животных.

Графические модели (графики, схемы и т.д.) передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т.д. В качестве такой модели при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется схема, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма тела, жаберный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плавники), в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.

Экологические модели можно классифицировать по разным основаниям:

- по внешнему виду – плоскостные и объёмные;

- по месту расположения – настенные, настольные и напольные;

- по способу использования – статические и динамические и т. д. Например, для использования моделей для обогащения представлений детей о животных необходимо:



ТРЕБОВАНИЯ К МОДЕЛИ:

модель должна отображать обобщённый образ и подходить к группе объектов; раскрыть существенное в объекте; замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.

ФОРМЫ РАБОТЫ: Модели многофункциональныОни могут использоваться на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры

  1. Методика использования моделирования в экологическом образовании.



Демонстрировать модели можно во всех возрастных группах, если требуется акцентировать внимание детей на важные свойства и ассоциации в объектах и явлениях природы. Перед показом детям моделей необходимо познакомить дошкольников с изучаемым обитателем природы через другие методы: наблюдение, беседа, труд и прочие. Эти методы позволяют познакомиться с объектом, гарантируя живые представления о признаках, свойствах и его связях с другими особями. Исследование модели в таком случае будет являться только этапом организованной учебной деятельности.

Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.



Работа состоит из нескольких этапов:

Этап 1: Рассматривание таблицы и разбор, что в ней изображено.

Этап 2: Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3: После перекодировки осуществляется пересказ, т. е. происходит отработка метода заполнения.

Этап 4: Графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап 5: Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

Эти и другие виды моделей значительно улучшают процесс усвоения экологических знаний.

Пример мнемотаблицы для описания времени года

Использование моделирования является тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь к природе. Следует размещать в предметно-развивающей среде разнообразные виды моделей экологического содержания.

 








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Использование моделирования в экологическом образовании детей

Автор: Мельникова Анастасия Валерьевна

Дата: 18.12.2024

Номер свидетельства: 662170

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Опыт работы «Экологическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(84) "opyt-raboty-ekologhichieskoie-vospitaniie-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "214158"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432222229"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Экологическое воспитание на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(50) "ekologhichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "125124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414916238"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Детские экологические проекты - уникальная форма экологического воспитания в ДОУ»"
    ["seo_title"] => string(80) "dietskiie_ekologhichieskiie_proiekty_unikal_naia_forma_ekologhichieskogho_vospit"
    ["file_id"] => string(6) "464558"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1522590632"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Рабочая  программа по внеурочной деятельности «По тропинкам Прибайкалья» "
    ["seo_title"] => string(78) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-tropinkam-pribaikal-ia"
    ["file_id"] => string(6) "129977"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415803392"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Видеоэкология" "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-vidieoekologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "115131"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411844685"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства