kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном  методическом пособии рассматривается мнемотехника, как совокупность методов и приёмов,которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения стихотворений. Пособие предназначено для педагогов ДОУ и родителей. В пособии предлагаются мнемотаблицы, которые помогут в обучении детей заучиванию стихотворений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №16 «Колосок» комбинированного вида.


Пособие составила: Якунина Светлана Александровна









Методическое пособие

«Использование мнемотехники для заучивания стихотворений»























г. Минусинск

2025 г.



Автор пособия :

Якунина Светлана Александровна - воспитатель; место работы - МАДОУ «Детский сад № 16 «Колосок»; квалификационная категория – первая.





Аннотация.

В методическом пособии рассматривается мнемотехника, как совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения стихотворений. Пособие предназначено для педагогов ДОУ и родителей. В пособии предлагаются мнемотаблицы, которые помогут в обучении детей заучиванию стихотворений.





















Содержание.

Введение.

Пояснительная записка.

Основная часть.

Заключение

Литература.

Приложения.



Введение

Цель: 

создание условий для повышения интереса у детей к русской поэзии и заучиванию стихотворений путем использования приемов мнемотехники.

Задачи:

- формировать у детей интерес к заучиванию стихотворений, способствовать упрощённому процессу запоминания, благодаря последовательному отражению стихотворений в иллюстрациях;

-развивать грамматический строй речи, звуковую культуру, зрительное внимание, память.

- воспитывать интерес к художественной литературе.

Пояснительная записка.

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Иногда детям очень сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь детей, раскрепостить и превратить утомительный труд в любимый и самый доступный вид деятельности - ИГРУ.

Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Опираясь на исследования ученых в области общего развития ребенка, можно сказать, что рассказывание рисунками - это двуединый процесс: переработка словесного образа в визуальную форму. Поэтому взяв за основу мнение великих педагогов, изучив методики современных педагогов, я использую в работе с детьми приёмы мнемотехники при заучивании стихов, при пересказе художественной литературы.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Использование мнемотехники в последнее время становиться достаточно актуальным. Основной «секрет» мнемотехники несложен и хорошо известен. Когда ребенок в своём воображении объединяет несколько визуальных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

В данном методическом пособии рассматривается мнемотехника как совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. В пособии также упоминается о значении воспитание у детей любви к поэзии, рассматривается структура мнемотехники - мнемотаблицы, мнемоквадраты, мнемодорожки. В пособие включено перечень стихотворений с наглядным моделированием. Считаю, что если в работе с детьми по заучиванию стихотворений использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

Основная часть.

На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными ее жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха.

При заучивании с детьми стихотворений, мы, педагоги, зачастую сталкиваемся с такими трудностями как:

- Потеря, искажение смысла стихотворения.

- Изменение порядка слов, что нарушает художественную форму.

- Длительность процесса заучивания (запоминания).

Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «Надо!» не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, мы активно используем опорные схемы и таблицы, то есть применяем метод наглядного моделирования или мнемотехники. Использование наглядного материала превращает обычное занятие в игру.

Мнемотехника - это система методов и приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных зрительных ассоциаций, обеспечивает сохранение и воспроизведение информации, позволяет организовать учебный процесс в виде игры.




Методика использования мнемотехники включает в себя четыре этапа:

I этап: Копилка слов. Развитие и активизация словаря при помощи мнемоквадратов.

На данном этапе дети «собирают» новые слова в «копилку», т.е. рисуют или обозначают при помощи символов, новые, придуманные, принесённые из дома, услышанные и пр. слова. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ. Также здесь необходимо вводить заранее слова, которые будут необходимы, при заучивании конкретного стихотворения. Дополнительно проводятся дидактические игры для развития мышления, внимания, и активизации словаря.

II этап: Чтение и далее самостоятельное составление мнемодорожек, мнемотаблиц.

Суть данного этапа заключается в том, что при чтении стихотворения на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается (или даётся готовая) картинка-схема; таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. По мере обучения ребёнок активно включается в процесс создания своей собственной схемы.

III этап: Эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения.

Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания. С этой целью можно проводить разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, речевое дыхание, отчётливое произношение звуков, слов, упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений. После проделанной работы детям предоставляется возможность воспроизвести текст с опорой на рисунки.

IV этап: Детское проектно-творческое моделирование.

На данном этапе дети могут применять мнемотаблицы, мнемодорожки и мнемоквадраты в самостоятельной деятельности.


Основные методы мнемотехники:

Метод крокирования: кроки – схемы предметов, животных, людей, явлений. Когда дети рисуют кроки, то легко восстанавливают мысленно всё, что зарисовали. При решении разнообразных умственных задач используются заместители реальных предметов и явлений, т.е. знаки и символы.

Эйдетизм (образное запоминание): его развитие происходит в играх. Например: «Дети, крепко зажмурьте глаза и представьте, что вы превратились в кошек. Какая у кого в воображении кошка появилась? Где у вас ушки? Сколько у вас лапок? Поймайте себя за хвостик!, т.е. происходит оживление образа. Таким образом, при восстановлении в памяти какого-либо образа мысль успевает пройти несколько ступеней развития:

-обозначение (кошка);

-расцвечивание (вспомнили какую-то конкретную кошку, её цвет);

-оживление (уже увидели, чем она занимается);

-обогащение деталями (где кошка находится);

-вхождение в образ (теперь кошка – это ты, что ты чувствуешь?);

-управление образом (уселась кошка на окошко и стала лапой уши мыть).

Метод Цицерона (мест или комнаты): он основан на зрительных ассоциациях. Нужно ясно представить себе предмет, который следует запомнить, и объединить его образ с образом места, которое легко вспоминается. Этот метод базируется на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест.

Метод трансформации: его можно объяснить на примерах. Вспомним любой «пластилиновый» мультфильм: как ворона превращается на глазах в корову, страуса, а избушка – в старичка. Детям предлагается представить и почувствовать, как происходит превращение одного образа в другой: взять в руки пластилин и лепить из него слова в своём воображении, например, из колбаски вылепить мостик, из мостика – баранку и т.д. 5. Метод ассоциативных цепочек (мультиков, чепухи): ассоциация связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает в сознании другое, - то, что поражает воображение. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти.

В качестве пособий по мнемотехнике используются коллажи и мнемотаблицы. Использование мнемотаблиц открывает для детей большие возможности: развивает все компоненты устной речи, способствует развитию основных психических процессов, а также стимулирует развитие мелкой моторики рук при частичном или полном воспроизведении текста.

Мнемотаблицы достаточно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Как любая технология, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов (1 карточка с 1 рисунком-символом), последовательно переходить к мнемодорожкам (вид мнемосхем, которые выстраиваются в линию), и позже – к мнемотаблицам (таблица, в которую заложена определенная информация). В качестве условных обозначений могут выступать символы разнообразного характера: предметные рисунки, символические изображения предметов (силуэты, контуры, пиктограммы), геометрические фигуры, условные обозначения, цифры, слова или первые буквы слов и т.д.


Требования к мнемотаблице:

- знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;

- знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;

- знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются.


При выборе текста нужно учитывать возрастные особенности:

В младшем возрасте используются готовые цветные мнемодорожки, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Малышам трудно сразу уловить информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать по мнемодорожке. В данном возрасте мнемосхемы даются детям готовые, т.е. дети не принимают участия в их изготовлении для них это пока сложно. Традиционно при заучивании стихотворений с детьми младшего возраста, воспитатель может использовать игрушку в качестве демонстрации. При использовании мнемотехники данная демонстрация так же допускается. После заучивания мнемодорожки в младшем возрасте используются в основном в индивидуальной работе с детьми. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

С детьми среднего возраста так же используют цветные мнемотаблицы. Но изображения становятся более символичными, например, елочку мы можем обозначить двумя треугольниками, но зеленого цвета. Также происходит постепенный переход от мнемодорожек к мнемотаблицам. Количество мнемосхем в них увеличивается до 7-8 к концу года. В среднем возрасте, так же как и в младшем, дети заучивают стихотворения по мнемотаблицам. Пройденный материал необходимо постоянно повторять. Это обычно происходит во время игр, заданий побуждающих детей вспоминать выученные ранее стихотворения, например, во время лепки, рисования, на прогулке, во время наблюдения.

В старшем возрасте при составлении мнемотаблиц используется более символичное изображение одного основного цвета (черное, синее) изображение, например, рисунок домика изображается как черные квадрат и треугольник.

Так же при составлении мнемотаблиц можно использовать буквы, например, явления, времена года (весна-В), цифры.

Начиная со старшей группы, дети привлекаются к составлению мнемотаблиц, т.е. предлагают использовать тот или иной цвет, символ, форму, величину и т.д. В подготовительной группе мы им предлагаем составлять схемы самостоятельно (дети сами заполняют мнемотаблицу).

Объем произведения для заучивания с помощью метода мнемотехники:

1-2 четверостишия для младших групп;

2-3 четверостишия для средних групп;

3-4 четверостишия для старших групп;

4-5 четверостиший для подготовительных групп.

Предлагаю рассмотреть, в чем различие классического метода заучивания стихотворений и метода заучивания стихотворения с использованием мнемотехники.

Классическая методика:

1. Подбор стихотворения (согласно возрастным особенностям детей).

2. Выразительное чтение педагогом стихотворения.

3. Беседа по содержанию.

4. Чтение с установкой на запоминание 5-6 раз (в старших группах можно предложить детям назвать отрывки, которые им очень понравились).


Методика заучивания стихотворения по мнемотаблице:

1. Подбор стихотворения (согласно возрастным особенностям детей)

2. Выразительное чтение педагогом стихотворения.

3. Беседа по содержанию и кодирование информации, т.е. преобразование в символы.

4. Перекодирование символов в образы (чтение схем и рассказывание стихотворения 2-3 раза)

5. Самостоятельное чтение.

Для того чтобы занятия мнемотехникой были эффективными, необходимо, чтобы у детей уже был определенный словарный запас, и конечно все занятия проводятся в форме игры. Методика мнемотехники предполагает возможность выбора педагогом формы проведения занятия. Мнемотехнику можно вести в виде самостоятельного занятия или включать ее элементы в различные виды занятий и даже в различные виды деятельности детей. Результаты работы с мнемотаблицами:

У детей:

- расширяется круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов, потешек, скороговорок, загадок;

-  словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Подводя итог вышесказанного, следует отметить, использование приёмов мнемотехники в работе по развитию речи является наиболее актуальным поскольку:

– наглядное моделирование облегчает детям дошкольного возраста овладеть связной речью, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;

– приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;

– дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения, самостоятельно в школе зарисовывать стихи и быстро учить.

Считаем, чем раньше будем учить детей, использовать методы мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Заключение.

Художественная литература и, в частности, поэзия является важным источником средства обогащения образной речи ребенка, развития его поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать часть задач, которые стоят перед воспитателем при развитии речи ребенка. Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала. Важное правило при использовании мнемотехники заключается в совместных занятиях с ребёнком не только воспитателей в детском саду, но и родителей дома. Подвести итог данного методического пособия можно словами В. Г. Белинского «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

Литература.

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников.- М., 2006.

  2. Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду. – М., 1991.

  3. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. – М., 2007.

  4. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие./ Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева.- М., 2001.

  5. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999.

  6. Мнемотаблицы:техника//http://www.boltunspb.ru/mnemo_technik.html.

7.Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей дет.сада./ Под ред. Ф.А. Сохина- 2-е изд., испр.- М., 1983.

8.Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника.- М., 2008. 30





Приложения.

Перспективный план по речевому развитию в средней группе.

Дата проведения

Образовательная деятельность

Задачи, содержание

Сентябрь

Заучивание стихотворения В.Миронович «Листопад»

Заучивание стихотворения И. Винокурова «Осень» .

Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть; выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы.

Составление мнемотаблицы, заучивание стихотворения.

Октябрь

Заучивание стихотворения «Компот».

Дидактическая игра «Зашифруем слова».

Составление мнемодорожек из набора картинок, заучивание стихотворения.



Обогащение словарного запаса.

Ноябрь

Пересказ сказки «Два жадных медвежонка»

Составление мнемотаблицы  для пересказа; учить  передавать текст точно, последовательно.

Дидактическая игра «Зашифруем слова»

Обогащение словарного запаса, развитие логического мышления и долговременной памяти.

Декабрь

Пересказ русской народной сказки «Зимовье зверей»

Продолжать учить передавать текст точно, последовательно, выразительно с опорой на мнемотаблицу; пересказывать текст, написанный от лица автора, и переводить его при этом в косвенную речь.

Чтение стихотворения Т. Мельниковой «Дед Мороз проспал в постели».

Способствовать запоминанию стихотворения наизусть. Рассказывание по мнемотаблице.

Январь

Заучивание стихотворения И. Гурина «Веселый снеговик».

Пересказ русской народной сказки «Жихарка».

Способствовать запоминанию стихотворения наизусть, используя прием мнемотехники



Способствовать умению пересказывать содержание сказки точно, последовательно, выразительно; (использование для пересказа готовые мнемотаблицы).

Февраль

Чтение стихотворения «Дятел». Г. Сапгир.



Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Снегири».




Передавать текст точно, последовательно, выразительно; составление мнемотаблиц для рассказывания.



Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.




Март

Заучивание стихотворения Т. Волгиной «Подарок маме».

 Заучивание стихотворения Т.Дмитриев «Весна пришла»

Заучивание стихотворения по готовой мнемотаблице.



Использование для выразительного чтения наизусть готовые мнемотаблицы; интонационно выразительно передавать любование картиной весенней природы при чтении наизусть стихотворения.

Апрель

Пересказ сказки Л.Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку…»

Передавать текст точно, последовательно, выразительно; использование для пересказа готовые мнемотаблицы.

Май

Пересказ знакомых стихотворений по желанию детей (викторина)

Побуждать желание читать знакомые стихотворения. Развивать речь.



Мнемотаблицы.



«Осень» И. Винокуров.

Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки:

Бусы красные – рябине,

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам.







Компот Н. Нищева

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ.















ВЕСЁЛЫЙ СНЕГОВИК. И. Гурин.

По сугробам, напрямик шел веселый снеговик.

А в руках его была не корзина, не метла,

Не плитка шоколадная, а елочка нарядная!









ВЫРАСТАЛА ЁЛКА

Вырастала елка в лесу на горе,

У нее иголки зимой в серебре.

Жил под елкой зайка с зайчихой своей,

Прилетала стайка чечеток с полей







Дед Мороз проспал в постели. Т. Мельникова.


Дед Мороз проспал в постели,

Встал, сосульками звеня,

Где вы вьюги. где метели,

Что не будите меня?

Непорядок во дворе,

Грязь и лужи в декабре!


 







«Снегири» А. Прокофьев


 





















«Весна пришла Т.Дмитриев

Посмотри, набухли почки

И проклюнулись листочки.

Посмотри на ветки клёна,

Сколько носиков зелёных!
















«Весна идёт». А. Барто

Утром было солнечно и совсем тепло.
Озеро широкое по двору текло.

В полдень подморозило, вновь зима пришла,
Затянулось озеро корочкой стекла.

Расколол я тонкое, звонкое стекло,
Озеро широкое снова потекло.
Говорят прохожие:
- Вот весна идёт!- А это я работаю,
Разбиваю лёд.



.



















Подарок маме». Т. Волгина.

Сорвала я в поле цветик голубой,

Принесу в подарок маме дорогой.

Я его на платье маме приколю.

Больше всех на свете, маму я люблю.

























«Дятел» Г. Сапгир

Дятел, дятел дуб долбит,

В щепки дерево дробит.

Дятел, в дереве дыра,

Перестать давно пора!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"

Автор: Якунина Светлана Александровна

Дата: 19.05.2025

Номер свидетельства: 670082

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники для заучивания стихотворений""
    ["seo_title"] => string(91) "sieminarpraktikumdliaroditielieiispolzovaniiemniemotiekhnikidliazauchivaniiastikhotvorienii"
    ["file_id"] => string(6) "290388"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454948452"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "mastier_klass_dlia_roditieliei_ispol_zovaniie_mniemotiekhniki_pri_zauchivanii_st"
    ["file_id"] => string(6) "444620"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1513400474"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "«Мнемотаблица - как эффективное средство заучивания стихотворений»"
    ["seo_title"] => string(66) "mnemotablitsa_kak_effektivnoe_sredstvo_zauchivaniia_stikhotvorenii"
    ["file_id"] => string(6) "625451"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1676222876"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Семинар - практикум для родителей подготовительных групп «Использование мнемотехники для заучивания стихотворений»"
    ["seo_title"] => string(127) "sieminar-praktikum-dlia-roditieliei-podghotovitiel-nykh-ghrupp-ispol-zovaniie-mniemotiekhniki-dlia-zauchivaniia-stikhotvorienii"
    ["file_id"] => string(6) "328780"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1463719004"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Тема: «Мнемотехника –как прием формирования познавательных универсальных?учебных действий»?? "
    ["seo_title"] => string(115) "tiema-mniemotiekhnika-kak-priiem-formirovaniia-poznavatiel-nykh-univiersal-nykhdwaeguchiebnykh-dieistvii-dwaegdwaeg"
    ["file_id"] => string(6) "229588"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441809269"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства