«Мнемотаблица - как эффективное средство заучивания стихотворений»
«Мнемотаблица - как эффективное средство заучивания стихотворений»
Мы считаем, что наиболее действенным методом развития у детей произвольной памяти будет заучивание стихотворений методом мнемотехники, или мнемоники, в переводе с греческого «искусство запоминания». Это своеобразная система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Работа с дидактическим материалом в форме мнемотаблиц и схем – моделей, облегчает запоминание какой-либо информации и увеличивает объем памяти у детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Мнемотаблица - как эффективное средство заучивания стихотворений»»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад № 52 «Самолётик»
Педагогический проект
«Мнемотаблица - как эффективное средство заучивания стихотворений»
Авторы: Казбакова Р.И.
Нижневартовск, 2022
Пояснительная записка
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К. Д. Ушинский
На современном этапе важным звеном общественного развития является система образования в целом и дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и формирование речи. Работая с детьми дошкольного возраста и сталкиваясь с проблемами в их обучении, воспитателю приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Как отмечали Выготский Л.С. и Леонтьев А.А, это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Мнемотаблицы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
У детей старшего дошкольного возраста еще недостаточно развита вербальная память, иногда страдает продуктивность запоминания, поэтому использование наглядных моделей (приемов мнемотехники) при заучивании стихотворений детьми дошкольного возраста может быть эффективным методом работе. В связи с этим, важным является рассмотрение особенностей организации психолого - педагогической работы с дошкольниками старшего дошкольного возраста, а также подбор мнемотехник, способствующих лучшему запоминанию стихотворных текстов.
«Расскажите стихотворение наизусть…», - попросили мы детей своей группы. В ответ услышали строчки из сценария прошлого праздника. Некоторые дети не могли вспомнить ничего, а ведь им уже 6 лет и через год они пойдут в школу, где им необходимо будет запомнить большое количество разной информации. Справиться ли с этим память. Это проблема и её надо решать! Так возникла идея нашего проекта.
Заучивание стихотворений расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, но самое главное – способствует развитию памяти. Современные дети стихов учат мало, а учителя и родители жалуются, что у детей плохая память. В детском возрасте заучивание стихов наизусть является важным воспитательным и обучающим моментом. Программой детского сада, конечно же, предусматривается заучивание стихов, но в малом количестве. В данном проекте объем стихотворений для заучивания равен – 1 в неделю, соответственно 4 в месяц. А для того, чтобы заучивание стихотворений вызывало у детей интерес, мы в своем проекте будем использовать мнемотехнику.
Актуальность проекта
Мы считаем, что наиболее действенным методом развития у детей произвольной памяти будет заучивание стихотворений методом мнемотехники, или мнемоники, в переводе с греческого «искусство запоминания». Это своеобразная система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Работа с дидактическим материалом в форме мнемотаблиц и схем – моделей, облегчает запоминание какой-либо информации и увеличивает объем памяти у детей. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста. Также использование опорных рисунков увлекает детей, превращает занятие в игру. Таким образом, прием символизации — это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».
5 правил работы по проекту:
1. В течение недели, пока дети знакомятся с конкретным стихотворением, в группе оставлять мнемотаблицы для индивидуальной работы.
2. Перед следующим занятием проводить предварительную работу с
детьми, рассматривая мнемотаблицу по стихотворению из предыдущего занятия.
3. После четырех занятий, через месяц, мнемотаблицы помещать в книжный уголок.
4. Два раза в год проводить викторины по заученным стихам.
5. Привлекать детей к кодировке (придумыванию символов), упражнять в разгадывании символов.
Предмет исследования: использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста по заучиванию стихотворений.
Исходя из этого, мы обозначали цель – изучение возможностей использования мнемотехники в работе по заучиванию стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по проблеме исследования.
2. Организовать в рамках педагогического проекта работу по заучиванию стихотворений с использованием мнемотаблиц.
3. Представить методические рекомендации для воспитателей по заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц.
Методы:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
- наблюдение за работой специалистов и деятельностью детей
в дошкольном учреждении;
- собственная практическая деятельность.
Ожидаемые результаты проекта:
1. У детей появятся умения работать по образцу, по правилам, по инструкции.
2. Расширится словарный запас у детей, будет развита связная речь, словесная память.
3. Будут развиты психические процессы (различные виды памяти, внимания, мышления).
5. Дети преодолеют робость, застенчивость, появится умение свободно держаться перед аудиторией.
1. У родителей появится потребность в сотрудничестве с ДОУ.
2. Повысится заинтересованность родителей в использовании приёмов мнемотехники для развития речи детей.
1.Будет создана материальная база для использования мнемотехники в дошкольной образовательной организации.
2. Будут разработаны конспекты непрерывно непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники.
3. Повысится уровень педагогического мастерства педагогов детского сада.
4. В педагогический процесс будет внедрён опыт работы по данной проблеме.
Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (организационный).
Участники
Содержание деятельности
Дети старшего дошкольного возраста
Знакомство с мнемотехникой.
Педагоги
Изучение методической литературы по данной теме;
Изучение опыта работы по использованию мнемотехники в сети Интернет;
Изучение теории вопроса по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста;
Оценка собственных возможностей в решении проблемы;
Разработка ООД с использованием приемов мнемотехники;
Подбор и создание совместно с педагогами ДОУ дидактических пособий (мнемотаблиц).
Родители
Опрос «Как Вы помогаете детям заучивать стихи?»;
Анкетирование «Знаете ли Вы что такое мнемотехника?»
Индивидуальные собеседования;
Предоставление и анализ информации по развитию познавательной активности через наглядно – информационный стенд.
II этап – внедренческий
Участники
Содержание деятельности
Дети старшего дошкольного возраста
Знакомство с мнемотехникой. Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц в процессе занятий, в течение режима дня.
Составление совместно с детьми мнемотаблицы по стихотворениям
Педагоги
Пополнение и систематизация и художественной и научной литературы для детей. Разработка серии конспектов НОД по развитию речи с использованием мнемотехники. Использование педагогами в образовательной деятельностимнемотехники при заучивании стихов; Обогащение методической базы, информационно-методических ресурсов; Открытые показы занятий для педагогов ДОУ;
Демонстрация педагогического опыта по использованию мнемотаблиц;
Выступление на педсовете «Инновационные технологии по развитию речи».
Родители
Консультации: «Что такое мнемотехника» «Мнемотехника-эффективное средство заучивания стихотворений»
Родительский всеобуч «Учим стихи вместе»
Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми».
III этап – итоговый (обобщающий).
Участники
Содержание деятельности
Дети старшего дошкольного возраста
Диагностика уровня владения речью, слуховой и зрительной памяти
Обсуждение результатов реализации педагогического проекта.
Изготовление своих мнемотаблиц, книжки-малышки по теме.
2.1. Мнемотехника: основные термины и понятия
Ребёнок начинает знакомиться с художественной литературой в раннем детстве. Но далеко не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы по содержанию прочитанного произведения. В помощь детям стали использовать мнемотехнику.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все произведение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.
В результате использования мнемотаблиц заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям, способствует появлению желания пересказывать.
Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, позволяет организовывать учебный процесс в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Основное место в работе по мнемотехнике занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц, схем-моделей, мнемодорожек. С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:
Развитие умения преобразовывать образы в символы.
Развитие слуховой, зрительной, ассоциативной памяти.
Развитие внимания.
Развитие образного мышления.
Развитие воображения.
Заучивания стихотворений и пересказа текстов;
Решения математических задач;
Решения головоломок и загадок;
Формирования правильной речи, расширения словарного запаса и развития воображения.
Суть мнемотехники – это перевод текстовой информации в зрительные образы, которые легко откладываются в памяти ребёнка благодаря одновременному включению в работу левого и правого полушария мозга. Благодаря использованию мнемотехники у ребёнка развивается естественный интерес к получению новой информации, в том числе и к чтению.
2.2. Как правильно знакомить ребёнка с мнемотехникой?
Мнемотаблицы состоят из отдельных элементов – мнемоквадратов. Это отдельные карточки с изображениями, на которых нарисован предмет, действие и явление.
Из мнемоквадратов строится мнемодорожка, по которой можно составить словосочетание, фразу или предложение. А уже из мнемодорожек строится мнемотаблица, представляющая собой конструкцию, по которой, можно рассказать целый текст.
Чтобы ребёнок осваивал эту технику постепенно, сначала начинайте знакомить его с отдельными мнемоквадратами, потом переходите к мнемодорожкам, а затем используйте таблицы. Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3-х лет.
Итак, выбираем любое стихотворение и составляем мнемотаблицу.
Если у вас возникает вопрос, как делать мнемотаблицы к стихотворениям, которые вы собираетесь учить, то мы рекомендуем вам рисовать их самостоятельно. Просто возьмите чистый лист и как можете, изобразите на нём соответствующие картинки. Главное, чтобы ребёнку было понятно. Для достижения желаемого результата придерживайтесь правил:
Правило №1 – картинки должны быть яркими и несложными, чтобы ребёнку было легко и интересно заниматься по ним.
Правило №2 – никакого принуждения. Это не учёба, а весёлая игра.
Правило №3 – не перегружайте ребёнка и не показывайте ему больше двух мнемотаблиц в день.
3.1. Использование мнемотехники в работе заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста
Заучивание - это сложный психический процесс. Память как способность запечатлевать и сохранять впечатления, дарована человеку с самого рождения, но владеть ею мы учимся всю жизнь.
Люди издавна старались изобретать приёмы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколения под общим названием «мнемотехника» (от греческого слова «мнемо»- память).
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Хорошо известно, что «язык мозга» — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.
У детей дошкольного возраста особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники.
Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации — это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в стихах.
Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбираются рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица.
Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения.
Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного, и предоставляет возможность воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы. Исследователи отмечают, что большинство детей с речевой патологией заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом «рисуют» его. Постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.
Как пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихотверения
Прочитайте вслух стихотворение или текст. Если ребёнок умеет, пусть сам прочтёт.
Прочтите второй раз. Делайте паузы и показывайте ребёнку картинки.Спросите, всё ли понятно.
Далее прочтите каждую строчку отдельно с привязкой к картинке. Можно повторить несколько раз, чтобы ребёнок запомнил.
Спросите ребёнка, все ли он запомнил и пусть пробует отвечать по таблице.
Видите, как легко!
3.2. Представление начальных и конечных результатов деятельности участников проекта
Диагностикой были охвачены 20 детей, предметом исследования стали уровень владения речью, слуховая и зрительная память
После реализации проекта у детей повысился уровень владения речью как средством общения и культуры, обогатился и стал активнее словарный запас детей, вырос показатель развития монологической и диалогической речи детей, повысился уровень развития речевого творчества детей. Они умеют использовать свой словарный запас (соответственно возрасту), простые и сложные предложения, правильно связывать слова в предложениях, пересказывать хорошо знакомые сказки, составлять рассказ по сюжетным картинкам, сочинять рассказы из личного опыта и рассказы-описания предметов. У большинства детей рассказы получаются объемными (7-11 предложений), логически связанными, последовательными, осмысленными, интересными для слушателя. Детям нравиться общаться, придумывать рассказы, сочинять истории. Положительная динамика в развитии связной речи детей – это результат педагогической работы педагога по развитию речи дошкольников средствами мнемотехники.
Таким образом, из всей проделанной работы можно сделать вывод, что систематическое использование средств мнемотехники в непосредственной образовательной деятельности дошкольников по развитию речи расширяется представление ребенка об окружающем мире, формируется связная речь, развивается познавательная активность и коммуникативные навыки, происходит обогащение активного словаря.
Заключение
Для эффективного развития познавательной активности на сегодняшний день одним из приоритетных направлений является использование инновационных технологий.
Современная система образования непрерывно претерпевает изменения и подвергается систематической модернизации. Особенно заметно это стало для педагогов в последнее десятилетие. В образовании меняются стандарты, требования и соответственно это не может не отразиться на профессиональной деятельности педагога. Преподаватели вынуждены следить и успевать за происходящими изменениями и соответственно заниматься поиском и применением новых педагогических технологий образования, которые помогут достичь максимально положительного результата педагогической деятельности и приведут к более успешной реализации ФГОС.
Все это требует от преподавателей знания тенденций инновационных технологий преподавания как в целом, так и своего предмета в частности, мобильности по использованию и внедрении инновационных технологий в свою непосредственную деятельность.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование мнемотехники, значительно упрощает процесс заучивания стихотворений дошкольниками. Именно в дошкольном возрасте ребёнок овладевает образными средствами, которые необходимы при использовании мнемотехники. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру, значительно сокращает время обучения, а также развивает наглядно – образное мышление. Дети активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление, научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Появился интерес к заучиванию стихов. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми.
Дальнейшая реализация проекта позволит продолжить работу по способствованию активизации познавательного развития детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемотехники.
Список литературы
Большева Т.В.Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс , 2011
Веракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного обоазования/ Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.- М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации/ В.В.Гербова. - Мозаика-Синтез, 2012
Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н.П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет. Москва, 2005
Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф.
Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102-115
Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста - СПб, 2009
Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М., 2002
Широких Т.Д. Учим стих - развиваем память / Ребенок в детском саду. 2004. № 2. - С. 59-62
Приложение
Анкета для родителей
Мнемотехника
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное
обоснование.
1. Знаете ли Вы, что такое мнемотехника. (Да, нет.) Как понимаете значение этого слова. ________________________________________________________________
2. Для чего используется мнемотехника?__________________________________________________
3. Приведите пример использования мнемотехнических приёмов.________________________________________________________
4. Хотели бы Вы узнать больше о мнемотехнике, освоить приёмы работы?_________________________________________________________
5. Каким способом Вы хотели бы получить более подробную информацию (открытое занятие, консультация, информация на стенде, информационная папка, другое)__________________________________
6. Как Вы считаете, необходимо ли проводить такую работу с детьми в дошкольном учреждении (да, нет), дома (да, нет). Объясните свой ответ.______________________________________________________
7. Хотели бы Вы, чтобы с вашим ребёнком проводилась такая работа. (Да, считаю необходимой, нет, не знаю)______________________
Спасибо за сотрудничество
Мастер-класс для родителей
«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми».
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для: - обогащения словарного запаса, - при обучении составлению рассказов, - при пересказах художественной литературы, - при отгадывании и загадывании загадок, - при заучивании стихов. Опираясь на опыт педагогов, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде.
Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М. , Воробьевой В. К. , Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы. Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Хотелось бы рассказать ещѐ о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я широко использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения. Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на 36 следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща. После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни. Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря. Всѐ перечисленное - это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Но я считаю, и думаю, что вы согласитесь, что применять модельные схемы можно и на других занятиях. Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований: модель должна отображать обобщѐнный образ предмета; раскрывать существенное в объекте; замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна. Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить еѐ. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольнопечатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Консультация для родителей
Тема: «Что такое мнемотехника?»
Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чѐткой, красивой речи, что является важным условием развития ребѐнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приѐм мнемотехники.
Мнемотехника-очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введѐн Пифагором ещѐ в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники. Использование приемов мнемотехники для развития речи -это новое направление.У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления. Еще К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».Этому-то и способствует мнемотехника.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребѐнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам. Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.
Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребѐнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определѐнная информация. В качестве символовзаместителей используются:
- предметные картинки,
- силуэтные изображения,
- геометрические фигуры.
Мнемотаблицы – дидактический материал по развитию связной речи детей, используются для:
- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов,
творческих рассказов;
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
Мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д.Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог или родитель в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:
1 Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.
3 После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы, т. е.происходит отработка метода запоминания.
Что дает мнемотехника?
- сокращает время запоминания;
- развивает основные психические процессы;
- развивает умение перекодировать информацию;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- помогает делать выводы и схематизировать материал.
В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:
Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребѐнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.
ООД по речевому развитию
(старший дошкольный возраст)
«Встреча в литературной гостиной» (заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы)
Цель: Закреплять умение детей пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихотворений. Задачи: Развивающие: • развивать память; • зрительное внимание, • образное мышление, • связную речь. Образовательные: • продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение; • отвечать на вопросы взрослого; • самостоятельно задавать вопросы; • закреплять умение запоминать стихотворение с помощью мнемотаблиц Воспитательные: • воспитывать интерес к художественным произведениям; • учить работать в команде; • воспитывать желание помочь тем, кто испытывает трудность. Виды детской деятельности: • коммуникативная; • познавательная; • художественная. Методические приемы: • беседа-диалог; • чтение стихотворения; • рассказывание стихотворения с использование мнемотехники ; • продуктивная деятельность; • физкультминутка; • анализ, подведение итогов. Раздаточный материал: • мнемотаблицы (готовые) • бумага, фломастеры Содержание образовательной деятельности. -Ребята! Посмотрите, сколько у нас гостей. Вы молодцы, что поздоровались с ними, то есть, вы пожелали им здоровья. -Я снова приглашаю вас в литературную гостиную. Давайте расскажем нашим гостям,что мы с вами в ней делаем? (читаем сказки, разучиваем стихи, говорим о писателях, художниках и т.д) - Что это? (конверт) - Интересно, кому это письмо. На конверте нет адреса, но есть какие то символы. ( д/с №23,симоволы детей, радуга) - Вы можете их расшифровать? (Да. Детский сад №23, ребятам из группы «Радуг а») - А почему вы думаете, что этот конверт для нас? (Это же мы. Мы ходим в д/с №23, в группу «Радуга) - Значит мы можем его открыть? - Что это? (мнемотаблицы) - Таблиц много, а времени мало. Что же нужно сделать, чтобы успеть расшифровать все таблицы? (разделиться на команды) -Как мы можем это сделать? (считалочка, 1-2-3, браслеты и т.д) - Молодцы! Давайте тогда разделимся на команды. Присаживайтесь за свои столы. - Возьмите задания. - Работайте, советуйтесь, помогайте друг другу. - Какая команда готова? - Кто от вашей команды выйдет и расшифрует задание. - Молодцы! - Ребята, а в конверте еще остались таблица. Давайте и её расшифруем. - Рассмотрите её. Может кто-то может её расшифровать? Сложно? - Какие ваши предположения: О чем это стихотворение? - Вы бы хотели услышать это стихотворение? Это стихотворение написала поэт Раиса Адамовна Кудашева. Раиса Адамовна уже с детства писала стихи. Она много лет работала учителем в школе, а потом библиотекарем. Раиса Адамовна автор стихотворения «Ёлка», часть этого стихотворения положена на музыку. Так появилась песня – «В лесу родилась елочка». Эту песню знают и любят все- и взрослые и дети. Раиса Адамовна написала еще очень много стихотворений для детей. Вот с одним из них мы сегодня познакомимся. Оно называется: «Вот зима пришла серебристая..» (можете закрыть глазки и представлять, что происходит в этом стихотворении) Вот зима пришла серебристая, Белым снегом замела поле чистое. Днем с детьми на коньках все катается, Ночью в снежных огоньках рассыпается. В окнах пишет узор льдом-иголочкой, И стучится к нам во двор свежей елочкой! - Вам понравилось это стихотворение? Хотели бы вы его выучить? - Мы с вами знаем, как можно быстро выучить любое, даже сложное стихотворение. (с помощью мнемотаблицы) Давайте вспомним: - О чем оно? (о зиме) - Какая зима пришла? (Вот зима пришла серебристая) - Что она сделала? (Белым снегом замела поле чистое) - Что зима делает днем? (Днем с детьми на коньках все катается) - Что же она делает ночью? (Ночью в снежных огоньках рассыпается) - Что зима делает в окнах? (В окнах пишет узор льдом-иголочкой) - Еще что делает? (И стучится к нам во двор свежей елочкой) - Я еще раз прочитаю это стихотворение, а вы смотрите на таблицу и повторяйте про себя. - Может кто то хочет рассказать нам это стихотворение? -Ребята! Мы с вами знаем много стихотворений, умеем легко и быстро их заучивать. Как вы думаете, наши гости хотели бы научится так же быстро учить стихи? Давайте их спросим! - Ну что ж. Давайте научим. - Мы с вами знаем игру, когда слова из стихотворения мы зашифровываем символами – «Шифровальщики» - Что нам для этого требуется? (лист и фломастеры) - Но прежде чем начать шифровать, я хочу вам что то пожелать. Я буду проговаривать пожелание, а вы делаете массаж. Я желаю, чтобы голова ваша –думала, Я желаю, чтобы глаза ваши-все видели, Я желаю, чтобы уши ваши – внимательно слушали, Я желаю, чтобы рот ваш – красиво говорил, Я желаю, чтобы руки - аккуратно рисовали, Я желаю, чтобы вы были здоровы. -Ну что же, приступаем. Внимательно слушайте стихотворение. Оно называется «Почему медведь спит зимой?» Мишка, мишка! Что с тобой? Почему ты спишь зимой? Потому что снег и лед, Не малина и не мед. (Р.Орлов) - О ком это стихотворение? (о медведе) - Что у него спрашивают? (Почему ты спишь зимой?) - А почему он спит? (Потому что снег и лед, не малина и не мед) - Давайте теперь зашифруем это стихотворение. - У всех получилось? Молодцы. - Кто хочет сейчас с помощью своей мнемотаблицы рассказать стихотворение? Может кто-то из гостей хочет прочитать это стихотворение с помощью вашей таблицы? - Вам понравилось? - Что мы сегодня с вами делали? - Что вам понравилось больше всего? - Что было сложным? - Если вам все понравилось и было интересно – возьмите красный цветочек, если надо еще над чем то поработать – зеленый, если ни чего не понравилось – синий. Наша литературная гостиная закрывается. До новой встречи.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}