Просмотр содержимого документа
«Семинар - практикум для родителей подготовительных групп «Использование мнемотехники для заучивания стихотворений»»
Семинар – практикум для родителей подготовительных групп
«Использование мнемотехники для заучивания стихотворений »
Обиходова Лилия Игоревна
учитель – логопед
МАДОУ «Детский сад №75»
Пермский край, город Березники
2 К . Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
3 Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
- связную речь
- мелкую моторику рук
Мнемотехника -это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
4 Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определённая информация. Её суть заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается:
-картинка;
- схема или символ.
Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
5 С помощью мнемотаблиц прекрасно можно заниматься развитием речи ребенка.
Обычно мы мыслим образами. Многие из нас, ко всему прочему, являются визуалами, которым очень сложно воспроизвести, а тем более заучить стихотворение или любой другой материал на слух.
Детям тяжело воспринимать произведения без иллюстраций.
Вспомните, ребенок берет книгу - и слышишь от него: «У! Без картинок!!!»
Мы в воображении соединяем несколько зрительных образов, и мозг фиксирует эту взаимосвязь. А в дальнейшем, при упоминании одного из этих образов, мозг воспроизводит все ранее связанные между собой образы.
Для таких целей и служат мнемотаблицы.
Это прекрасный дидактический материал по развитию связной речи ребенка.
Их используют для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказе произведений художественной литературы, для пересказа сказок и усвоения их главного урока, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
6 Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
В мнемотаблице схематически возможно отобразить явления природы, некоторые действия и признаки предмета, персонажей и т. д. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений повышает интерес ребенка к произведению, превращает занятие в игру, а также облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
7. Этапы работы над стихотворением:
- Сначала я выразительно читаю стихотворение.
-Сообщаю, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз читаю стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
-Задаю вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль стихотворения.
-Выясняю, какие слова непонятны детям, объясняю их значение в доступной для детей форме.
-Читаю отдельно каждую строчку стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
-Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
-Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
8 Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание мы придумываем картинку (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком.
На начальном этапе я предлагала готовые план – схемы.
9 Для детейстаршего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете,
чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений
предварительно оговорены с детьми и приниматься как ведущие.
замысел графической схемы знаком и понятен ребенку
14 Мнемотаблицы мы рисовали с помощью карандашей, фломастеров , восковых мелков, обычного мела, красок и т. д.
Изображения на мнемотаблице располагали : на одной полосе бумаги, на отдельных листах, как карточки, на одном листе, поделив его на несколько частей (как таблица)
Мнемотаблицы рисовали: сам педагог (готовая форма) ; дети совместно со мной; самостоятельно дети.
А сейчас я предлагаю вам самим составить мнемотаблицу к стихотворениям:
2
17 Таким образом, при разучивании стихотворений с помощью мнемотаблиц достигаются следующие результаты:
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
развивается зрительная и слуховая память, внимание;
появляется интерес к заучиванию стихов;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Считаю, что чем раньше мы будем учить детей пользоваться методом мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников.