kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: «Мнемотехника –как прием формирования познавательных универсальных?учебных действий»??

Нажмите, чтобы узнать подробности

В связи c  введением ФГОС в общеобразовательные учреждения, педагогам, необходимо соответствовать современным тенденциям развития образовательных процессов. Где главенствующее значение имеет в живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности,.

 Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал усваивается лучше, использование мнемотехники, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Овладение, мнемотехникой строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рационально вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный запас.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

В 1-2 классе  с помощью учителя, в 3-4 классах – дети должны уметь самостоятельно.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;
  • перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотаблицы могут использоваться:

  • для обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при отгадывании и загадывании загадок;
  • при заучивании стихов.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Этапы работы над стихотворением:

1. Взрослый выразительно читает стихотворение.

2. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Далее идёт заучивание стихотворения по мнемотаблице, что помогает детям запомнить логическую последовательность символов, помогает освоить элементы рассказывания.

Практика показывает, что большинство детей заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его в памяти. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. Уже к концу подготовительной группы каждому ребёнку достаточно 10 – 15 минут для заучивания стихотворений из трёх-четырёх четверостиший. Использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью, потому что при таком виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Применять модельные схемы можно и на других занятиях.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаётся достичь следующих результатов:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Мнемотехника –как прием формирования познавательных универсальных?учебных действий»?? »

Тема:  «Мнемотехника –как прием формирования познавательных универсальных  учебных действий»        учитель начальных классов  Адаманова С.Ф.

Тема: «Мнемотехника –как прием формирования познавательных универсальных учебных действий» учитель начальных классов Адаманова С.Ф.

Цель:  Учить детей связно, последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли.

Цель:

Учить детей связно, последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли.

Задачи.

Задачи.

  • Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие связной речи
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками, и он усвоит их на лету»  Ушинский К.Д.

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками, и он усвоит их на лету» Ушинский К.Д.

Мнемотехника  Мнемотехника , или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания».  Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотехника

Мнемотехника , или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания».

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотехника помогает развивать:

Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление
  • зрительную и слуховую память
  • зрительное и слуховое внимание
  • воображение
  • связную речь
Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей Мнемотаблицы – схемы Обогащение словарного запаса Обучение составлению рассказов  Заучивание стихов Устный и письменный пересказ

Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей

Мнемотаблицы – схемы

Обогащение словарного запаса

Обучение составлению рассказов

Заучивание стихов

Устный и письменный пересказ

Методы работы над изложением 1 этап . Вступительная беседа. Ознакомление учащихся с методом работы, темой текста. 2 этап.   Словарная работа. 3 этап.   Чтение текста. (при чтении учащиеся с учителем рисуют по содержанию текста) 4 этап.   Беседа по тексту с помощью рисунка. 5 этап.   Повторное чтение. 6 этап.   Редактирование. (проверка и исправление ошибок. Корректирование текста.)

Методы работы над изложением

1 этап . Вступительная беседа. Ознакомление учащихся с методом работы, темой текста.

2 этап.   Словарная работа.

3 этап.   Чтение текста. (при чтении учащиеся с учителем рисуют по содержанию текста)

4 этап.   Беседа по тексту с помощью рисунка.

5 этап.   Повторное чтение.

6 этап.   Редактирование. (проверка и исправление ошибок. Корректирование текста.)

Мнемотаблицы при работе над изложением

Мнемотаблицы при работе над изложением

Составление мнемотаблиц учащимися

Составление мнемотаблиц учащимися

Этапы работы над стихотворением

Этапы работы над стихотворением

  • Выразительное чтение стихотворения.
  • Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
  • Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
  • Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
  • Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
  • Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  • Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
А.Блок «Ветхая избушка» Ветхая избушка  Вся в снегу стоит.  Бабушка-старушка  Из окна глядит.  Внукам-шалунишкам  По колено снег.  Весел ребятишкам  Быстрых санок бег

А.Блок «Ветхая избушка»

Ветхая избушка Вся в снегу стоит. Бабушка-старушка Из окна глядит. Внукам-шалунишкам По колено снег. Весел ребятишкам Быстрых санок бег

Бегают, смеются,  Лепят снежный дом,  Звонко раздаются  Голоса кругом …  В снежном доме будет  Резвая игра …  Пальчики застудят, -  По домам пора!  Завтра выпьют чаю,  Глянут из окна -  Ан уж дом растаял,  На дворе - весна!

Бегают, смеются, Лепят снежный дом, Звонко раздаются Голоса кругом … В снежном доме будет Резвая игра … Пальчики застудят, - По домам пора! Завтра выпьют чаю, Глянут из окна - Ан уж дом растаял, На дворе - весна!

Таким образом, с помощью мнемотаблиц удаётся достичь следующих результатов:   1. У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; 2. Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; 3. Появляется интерес к заучиванию стихов. 4. Обогащается словарный запас слов. 5. Д ети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц удаётся достичь следующих результатов:

1. У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

2. Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

3. Появляется интерес к заучиванию стихов.

4. Обогащается словарный запас слов.

5. Д ети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Адаманова Сание Фахриевна

Дата: 09.09.2015

Номер свидетельства: 229588


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства