Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника помогает развивать:
Ассоциативное мышление;
Зрительную и слуховую память;
Зрительное и слуховое внимание;
Воображение.
Значение мнемотехники
Использование мнемотаблиц открывает для детей большие возможности:
Развитие связной речи, расширение лексико-грамматического строя речи и звукопроизношения.
Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, воображения и речи.
Перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы.
Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы.
Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить
историю в правильном порядке (начало – середина —
завершение);
Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.
Варианты мнемотехники
В этой технике используются наглядные пособия – таблицы
Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию .
Мнемоквадраты
Мнемодорожка
Мнемотаблицы
(для стихов, загадок, сказок, рассказов)
Мнемоквадрат
Это отдельная карточка с изображением предмета, действия или другого символа.
Мнемодорожка
У Егора огород,
Там морковка и горох.
Справа огород Федоры,
Там растут помидоры.
Мнемотаблица
Это схема, состоящая из нескольких квадратов, в которую заложена определенная информация.
Составляем мнемотаблицы
Этапы работы над стихотворением:
Взрослый выразительно читает стихотворение.
Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть, затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
Выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
Читает отдельно каждую строчку стихотворения, а ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Графическая зарисовка
Цвет предметов в мнемотаблицах может быть различным – в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Младшие дошкольники – цветное изображение, старшие – черно-белое (например: осень – желтая или оранжевая буква «О», зима – синяя или голубая буква «З», весна – зеленая «В», лето – красная «Л»).
Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от возраста и уровня развития детей. Рекомендуются следующие размеры таблиц: для младших дошкольников – от 4 до 9 клеток; для старших дошкольников – от 9 до 16 клеток.
Изображения должны быть : хорошо знакомы и понятны детям, отображать обобщенный образ предмета, который оговорен
детьми или ребенком.
Практическая работа(задания для родителей)
Скороговорки:
У ежа – ежата, у ужа – ужата.
Кошка на окошке шапку сшила. Мышка в сапожках избушку метет.
Загадка:
«Сидит дед. Во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает»
Стихотворение:
«Раз, два, три, четыре, пять. Мы идем во двор гулять.
Бабу снежную слепили. Птичек крошками –
Кормили. С горки мы потом катались, а потом в снегу валялись.