kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование дидактических игр для развития логического мышления дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование дидактических игр для развития логического мышления дошкольников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование дидактических игр для развития логического мышления дошкольников»


  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ


Федотова Т.А., г. Саранск,

воспитатель

МДОУ «Детский сад №44»



Приоритетным направлением в своей педагогической деятельности я выбрала использование занимательного материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Усвоение математических знаний на различных этапах обучения вызывает затруднения у многих дошкольников, а в будущем школьников. Одна из причин затруднения усвоения знаний состоит в недостаточной подготовке мышления.

Подготовка к обучению мыслить не может решаться в наше время так, как решалась много лет назад, она не должна исчерпываться формированием представлений о числах, геометрических фигурах, обучение счету, сложению и вычитанию и т. д. С точки зрения современного подхода это не обучение математическим операциям, а формирование логического мышления.

Проблема развития мышления всегда была и остается одной из актуальных в дошкольной педагогике и психологии. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание условий обеспечивающих умственное развитие детей.

Изучив исследования известных педагогов и психологов, я сделала вывод, что наиболее благоприятный период развития ребенка- дошкольный. Именно в этом возрасте мышление ребенка вступает в новую фазу развития: происходит не только увеличение круга представлений и расширение умственного кругозора, но и перестройка самой умственной деятельности.

Обучение через игру с занимательным материалом - интересное и увлекательное занятие. Занимательные игры, головоломки, задачи вызывают у детей большой интерес. Игра, увлекшая ребенка не перегружает его ни физически, ни умственно. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Я считаю, что выбранная мною тема является актуальной на современном этапе и имеет большое значение для развития ребенка, для подготовки его к школе.


Значение занимательного математического материала для умственного развития детей

Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих развитию математических представлений детей. Он включает в себя занимательные вопросы, задачи-шутки, игры, головоломки, логические задачи и т. д.

Так, Б. А. Кордемский подчеркивал особое значение задач-смекалок в развитии у обучающихся существенных элементов математического мышления: математической инициативы, сообразительности, логичности, гибкости и критичности ума. Задачи-смекалки интересны своей занимательностью, вызывают желание во что бы то ни стало решить их самостоятельно.

К решению занимательных задач дети приходят в процессе поисковых проб. Причем действия дошкольников имеют разный характер. Большинство детей в зависимости от возраста и уровня развития мышления решают задачи в уме, этому сопутствует разносторонний анализ. Под влиянием обучения характер поисковых действий претерпевает существенные изменения: дети переходят от практических к мысленным пробам.

Результатом поиска решения, как правило, является догадка, которая представляет собой нахождение пути решения.

Появление догадки свидетельствует о развитии у детей таких качеств умственной деятельности, как смекалка и сообразительность.

Смекалка - это особый вид проявления творчества, нахождение способа решения. Она выражается в результате анализа, сравнений, обобщений, установления связей, аналогий, выводов, умозаключений. О проявлениях сообразительности свидетельствует умение обдумывать конкретную ситуацию, устанавливать взаимосвязи, на основе которых решающий задачу приходит к выводам, обобщениям. Сообразительность является показателем умения оперировать знаниями.

Обучение решению занимательных задач способствует развитию самостоятельности детей. Ребенок, решающий задачу, на основе имеющихся у него знаний, умений, усвоенных принципов решения, логики проявляет смекалку, сообразительность, самостоятельность, что помогает ему найти правильный ответ.

Использование занимательного материала в процессе ННОД

Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - дает основание для его классификации по разным признакам: по содержанию и значению, по характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений. Условно можно выделить три основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения (см. Приложение)

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.

Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, т.к. в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие.

Задачи на смекалку геометрического характера частично включаются непосредственно в содержание занятий в старшей и подготовительной к школе группах с целью активизации детской мысли, развития логического мышления, сообразительности, что необходимо каждому человеку для жизни и трудовой деятельности.

Из всего многообразия занимательного материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур и т.д. Каждая игра решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по развитию математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью закрепления.

В развитии у детей математических представления широко используется занимательные по форме и содержанию дидактические игровые упражнения. Они отличаются от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности; назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков.

В старших группах логические упражнения используются в качестве «умственной гимнастики» в начале занятия или при выполнении конкретной программной задачи обучения (формировании количественных, пространственных представлений).

В работе с детьми пяти-шести лет используются простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Развитию логического мышления способствуют задачи на поиск недостающих в ряду фигур, задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой, логические игры с пересечением и выстраиванием алгоритмов, изменения свойства фигур по определенным правилам. В этих играх используются блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.


Особое место занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов из специальных наборов геометрических фигур: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Пентамино» и т.д. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Игры такого типа совершенствуют наглядно-образное мышление, создают условия для развития логических компонентов мышления. Отдельные упражнения по составлению фигур включаются в содержание занятий по формированию элементарно математических представлений.

Занимательные вопросы, задачи-шутки приобщают детей к активной умственной деятельности.

Занимательные вопросы, загадки используются воспитателем в ходе занятия с целью уточнения, конкретизации знаний у детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях.

Так, методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал (загадки, задачки-шутки, занимательные вопросы) способствует развитию логического мышления, наблюдательности, интереса к математическим знаниям.

Работая с родителями по данной проблеме проводила тематические беседы, консультации, просмотр игр и занятий в дни открытых дверей. При подведении итогов подчеркивала своеобразии мыслительной деятельности детей, говорила об индивидуальности каждого ребенка, развивающим влиянии игр, необходимости организации этой работы в условиях семьи.

Тем самым формировалось творчество родителей, изобретательность, активность в создании условий для полноценного познавательного и личностного развития детей.




Литература:

  1. Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9. 

  2. Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для малышей от 2 до 5 лет. – М., 2007.

  3. Комарова Л. Д, Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет. – М., 2008.

  4. Панова Е. Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ. Младший, старший возраст. Выпуск 1, 2. – Воронеж, 2007.

  5. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995.

  6. Тихомирова Л.Ф. Развивающие игры, задания, упражнения. М.2003 г.
    Черенкова Е. Первые задачки. Развиваем логику и мышление для детей 3-6 лет. – М., 2008.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование дидактических игр для развития логического мышления дошкольников

Автор: Федотова Т.А.

Дата: 16.04.2017

Номер свидетельства: 409533

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Использование дидактических игр для развития логического мышления дошкольников"
    ["seo_title"] => string(80) "ispol_zovaniie_didaktichieskikh_ighr_dlia_razvitiia_loghichieskogho_myshlienii_1"
    ["file_id"] => string(6) "451463"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1516548889"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) "Консультация для педагогов "Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений""
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_formirovanie_myslitelnykh_operatsii_u_detei_doshkol"
    ["file_id"] => string(6) "614863"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1665598973"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Занятия по развитию логического мышления дошкольников"
    ["seo_title"] => string(64) "zaniatiia_po_razvitiiu_loghichieskogho_myshlieniia_doshkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "420045"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1496349784"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "«Использование дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»"
    ["seo_title"] => string(80) "ispol_zovaniie_didaktichieskoi_ighry_v_formirovanii_eliemientarnykh_matiematichi"
    ["file_id"] => string(6) "355862"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478433954"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Коллекционирование -одно из эффективных средств для развития познавательной активности дошкольников."
    ["seo_title"] => string(80) "kollektsionirovanie_odno_iz_effektivnykh_sredstv_dlia_razvitiia_poznavatelnoi_ak"
    ["file_id"] => string(6) "502879"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1552495250"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства