kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Использование дидактической игры в формировании

элементарных математических представлений у дошкольников»

Сурко Ю. П., воспитатель

ГККП я/сада №28 «Карлығаш»

    “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка  вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.

В.А. Сухомлинский.

       Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности пред математической подготовки.

    Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.

   В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. Поэтому формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике, а именно  с использованием игры – естественного способа развития ребенка. Ее использование хорошо помогает восприятию материала, и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

    Только в игре ребенок радостно и легко раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

    Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр,  задач, развлечений.

    Поэтому в своей работе по формированию элементарных математических представлений я широко использую разнообразные  дидактические игры с учетом возрастных особенностей и возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания, а именно:

1. Игры с цифрами и числами.

2. Игры путешествие во времени.

3. Игры на ориентирование в пространстве.

4. Игры с геометрическими фигурами.

5. Игры на логическое мышление.

   Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах.

     Предметные и словесные игры я провожу в совместной деятельности с детьми на организованной учебной деятельности по математике и вне ее; настольно-печатные, как правило, в свободное от занятий время. Все эти игры выполняют основные функции обучения - образовательную, воспитательную и развивающую.

     Организуя эту работу, ставлю цель – учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения.

    Каждая игра помогает мне решать конкретную задачу совершенствования представлений детей – количественных, пространственных, временных, а также программные задачи. Место  дидактической игры на организованной учебной деятельности определяю возрастом детей, целью и содержанием занятия.

   В младших группах обычно ОУД  провожу в форме игры.

   В средней группе использую дидактическую игру после ряда упражнений на закрепление знаний.

   В старшей группе использую дидактические игры, как на организованной учебной деятельности, так и в свободное время, во время индивидуальной работы.

  С помощью дидактических игр я закрепляю представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях.

   Я видоизменяю игры по мере усложнения программного содержания, а использование наглядного материала позволяет мне не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.

   Новые игры  я ввожу  постепенно. Они основываются на доступности детям и вместе с тем  требуют определенного напряжения сил, способствуют их развитию и самоорганизации. При подборе дидактических игр для организованной учебной  деятельности, индивидуальной работы с детьми я  обращаюсь к разнообразным источникам, используя народные и авторские игры, с предметами и без них.

    Считаю, что чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает мне возможность формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях;  в ходе игры добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели.

    Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность.

   Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение - дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности. В связи с этим решаются следующие задачи математического развития детей:

-развитие эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием;

-формирование системы математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы;

-формирование приемов логического мышления (сравнения, обобщения, классификации);

-развитие самостоятельности познания, поощрение проявлений творческой инициативы;

-развитие мелкой моторики и зрительно - двигательной координации.

     Таким образом, благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

   Поэтому я считаю, что научить ребенка учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы – главная цель программы математического образования нашего государства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Использование дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»»

«Использование дидактической игры в формировании

элементарных математических представлений у дошкольников»


Сурко Ю. П., воспитатель

ГККП я/сада №28 «Карлығаш»


Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.

В.А. Сухомлинский.


Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности пред математической подготовки.

Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.

В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. Поэтому формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике, а именно с использованием игры – естественного способа развития ребенка. Ее использование хорошо помогает восприятию материала, и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Только в игре ребенок радостно и легко раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.

Поэтому в своей работе по формированию элементарных математических представлений я широко использую разнообразные дидактические игры с учетом возрастных особенностей и возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания, а именно:

1. Игры с цифрами и числами.

2. Игры путешествие во времени.

3. Игры на ориентирование в пространстве.

4. Игры с геометрическими фигурами.

5. Игры на логическое мышление.

Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах.

Предметные и словесные игры я провожу в совместной деятельности с детьми на организованной учебной деятельности по математике и вне ее; настольно-печатные, как правило, в свободное от занятий время. Все эти игры выполняют основные функции обучения - образовательную, воспитательную и развивающую.

Организуя эту работу, ставлю цель – учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения.

Каждая игра помогает мне решать конкретную задачу совершенствования представлений детей – количественных, пространственных, временных, а также программные задачи. Место дидактической игры на организованной учебной деятельности определяю возрастом детей, целью и содержанием занятия.

В младших группах обычно ОУД провожу в форме игры.

В средней группе использую дидактическую игру после ряда упражнений на закрепление знаний.

В старшей группе использую дидактические игры, как на организованной учебной деятельности, так и в свободное время, во время индивидуальной работы.

С помощью дидактических игр я закрепляю представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях.

Я видоизменяю игры по мере усложнения программного содержания, а использование наглядного материала позволяет мне не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.

Новые игры я ввожу постепенно. Они основываются на доступности детям и вместе с тем требуют определенного напряжения сил, способствуют их развитию и самоорганизации. При подборе дидактических игр для организованной учебной деятельности, индивидуальной работы с детьми я обращаюсь к разнообразным источникам, используя народные и авторские игры, с предметами и без них.

Считаю, что чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает мне возможность формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях; в ходе игры добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели.

Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность.

Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение - дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности. В связи с этим решаются следующие задачи математического развития детей:

-развитие эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием;

-формирование системы математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы;

-формирование приемов логического мышления (сравнения, обобщения, классификации);

-развитие самостоятельности познания, поощрение проявлений творческой инициативы;

-развитие мелкой моторики и зрительно - двигательной координации.

Таким образом, благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Поэтому я считаю, что научить ребенка учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы – главная цель программы математического образования нашего государства.


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сурко Юлия Павловна

Дата: 06.11.2016

Номер свидетельства: 355862

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) ""Палочки Кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников""
    ["seo_title"] => string(80) "palochki_kiuizieniera_kak_sriedstvo_formirovaniia_eliemientarnykh_matiematichies"
    ["file_id"] => string(6) "415072"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1494682956"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "«Формирование элементарных математических представлений на основе занимательного материала»"
    ["seo_title"] => string(103) "formirovaniie-eliemientarnykh-matiematichieskikh-priedstavlienii-na-osnovie-zanimatiel-nogho-matieriala"
    ["file_id"] => string(6) "321882"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461427941"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(291) "Педагогический проект «Занимательный материал как средство формирования элементарных математический представлений  у детей старшего дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(175) "piedaghoghichieskii-proiekt-zanimatiel-nyi-matierial-kak-sriedstvo-formirovaniia-eliemientarnykh-matiematichieskii-priedstavlienii-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "308482"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458585039"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(260) "ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_po_samoobrazovaniiu_tema_ispolzovanie_didakticheskikh_igr_pri_formirovanii_"
    ["file_id"] => string(6) "496289"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1547993298"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Формирование элементарных математических компетенций с использованием игровых технологий игровых технологий."
    ["seo_title"] => string(119) "formirovaniieeliemientarnykhmatiematichieskikhkompietientsiisispolzovaniiemighrovykhtiekhnologhiiighrovykhtiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "329428"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1463933255"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства