«Использование дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
«Использование дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
«Использование дидактической игры в формировании
элементарных математических представлений у дошкольников»
Сурко Ю. П., воспитатель
ГККП я/сада №28 «Карлығаш»
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.
В.А. Сухомлинский.
Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности пред математической подготовки.
Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.
В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. Поэтому формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике, а именно с использованием игры – естественного способа развития ребенка. Ее использование хорошо помогает восприятию материала, и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Только в игре ребенок радостно и легко раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.
Поэтому в своей работе по формированию элементарных математических представлений я широко использую разнообразные дидактические игры с учетом возрастных особенностей и возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания, а именно:
1. Игры с цифрами и числами.
2. Игры путешествие во времени.
3. Игры на ориентирование в пространстве.
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на логическое мышление.
Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах.
Предметные и словесные игры я провожу в совместной деятельности с детьми на организованной учебной деятельности по математике и вне ее; настольно-печатные, как правило, в свободное от занятий время. Все эти игры выполняют основные функции обучения - образовательную, воспитательную и развивающую.
Организуя эту работу, ставлю цель – учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения.
Каждая игра помогает мне решать конкретную задачу совершенствования представлений детей – количественных, пространственных, временных, а также программные задачи. Место дидактической игры на организованной учебной деятельности определяю возрастом детей, целью и содержанием занятия.
В младших группах обычно ОУД провожу в форме игры.
В средней группе использую дидактическую игру после ряда упражнений на закрепление знаний.
В старшей группе использую дидактические игры, как на организованной учебной деятельности, так и в свободное время, во время индивидуальной работы.
С помощью дидактических игр я закрепляю представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях.
Я видоизменяю игры по мере усложнения программного содержания, а использование наглядного материала позволяет мне не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.
Новые игры я ввожу постепенно. Они основываются на доступности детям и вместе с тем требуют определенного напряжения сил, способствуют их развитию и самоорганизации. При подборе дидактических игр для организованной учебной деятельности, индивидуальной работы с детьми я обращаюсь к разнообразным источникам, используя народные и авторские игры, с предметами и без них.
Считаю, что чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает мне возможность формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях; в ходе игры добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели.
Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность.
Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение - дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности. В связи с этим решаются следующие задачи математического развития детей:
-развитие эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием;
-формирование системы математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы;
-развитие мелкой моторики и зрительно - двигательной координации.
Таким образом, благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Поэтому я считаю, что научить ребенка учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы – главная цель программы математического образования нашего государства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»»
«Использование дидактической игры в формировании
элементарных математических представлений у дошкольников»
Сурко Ю. П., воспитатель
ГККП я/сада №28 «Карлығаш»
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.
В.А. Сухомлинский.
Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности пред математической подготовки.
Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.
В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. Поэтому формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике, а именно с использованием игры – естественного способа развития ребенка. Ее использование хорошо помогает восприятию материала, и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Только в игре ребенок радостно и легко раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.
Поэтому в своей работе по формированию элементарных математических представлений я широко использую разнообразные дидактические игры с учетом возрастных особенностей и возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания, а именно:
1. Игры с цифрами и числами.
2. Игры путешествие во времени.
3. Игры на ориентирование в пространстве.
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на логическое мышление.
Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах.
Предметные и словесные игры я провожу в совместной деятельности с детьми на организованной учебной деятельности по математике и вне ее; настольно-печатные, как правило, в свободное от занятий время. Все эти игры выполняют основные функции обучения - образовательную, воспитательную и развивающую.
Организуя эту работу, ставлю цель – учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения.
Каждая игра помогает мне решать конкретную задачу совершенствования представлений детей – количественных, пространственных, временных, а также программные задачи. Место дидактической игры на организованной учебной деятельности определяю возрастом детей, целью и содержанием занятия.
В младших группах обычно ОУД провожу в форме игры.
В средней группе использую дидактическую игру после ряда упражнений на закрепление знаний.
В старшей группе использую дидактические игры, как на организованной учебной деятельности, так и в свободное время, во время индивидуальной работы.
С помощью дидактических игр я закрепляю представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях.
Я видоизменяю игры по мере усложнения программного содержания, а использование наглядного материала позволяет мне не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.
Новые игры я ввожу постепенно. Они основываются на доступности детям и вместе с тем требуют определенного напряжения сил, способствуют их развитию и самоорганизации. При подборе дидактических игр для организованной учебной деятельности, индивидуальной работы с детьми я обращаюсь к разнообразным источникам, используя народные и авторские игры, с предметами и без них.
Считаю, что чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает мне возможность формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях; в ходе игры добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели.
Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность.
Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение - дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности. В связи с этим решаются следующие задачи математического развития детей:
-развитие эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием;
-формирование системы математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы;
-развитие мелкой моторики и зрительно - двигательной координации.
Таким образом, благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Поэтому я считаю, что научить ребенка учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы – главная цель программы математического образования нашего государства.