Просмотр содержимого документа
«Инновационная активность педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»
Инновационная активность педагогов как средство повышения качества дошкольного образования
Сечина Л.П.
Заведующая МДОУ
детский сад №53 «Солнышко»
Дошкольное образование является фундаментом образовательной системы
страны и имеет большое социально-экономическое значение, которое обуславливается необходимостью организованной, комплексной реализацией программы развития детей дошкольного возраста. Поэтому развитие данной сферы является приоритетным направлением.
Качество дошкольного образования в немалой степени определяет то,
каким будет качество последующих уровней системы образования в России.
Согласно Закону «Об образовании» под «качеством образования», понимается «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам…». Поэтому, в настоящее время можно рассматривать два документа, которые определяют ориентиры качества современного дошкольного образования: федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО и поиск путей улучшения системы качества образования в дошкольных образовательных учреждениях является социально-значимой проблемой, стоящей перед педагогической наукой и практикой.
Преобразования, происходящие в российской системе образования, нацеливают педагогов на необходимость проверки существующих форм, способов и методов обучения и исследования новых. Роль педагогической активности в процессе введения инновации в реальность дошкольной образовательной организации поистине значима. Эта роль требует многосторонних навыков:
− способность диагностировать текущую ситуацию;
− преобладание высокой работоспособности;
− умение гибко и панорамно мыслить;
− устойчивость к действию сильных раздражителей;
− готовность к творчеству;
− умение анализировать и выявлять причины недостатков и др.
Кроме того, существует ряд факторов, затрудняющих возможность
внедрения инноваций:
− недостаток ресурсного обеспечения (дидактического, материального,
технического, информационного, компьютерного);
− негативное отношение педагогов к инновациям, связанное с устойчивостью стереотипов образовательной деятельности в учреждении;
− неумение работать коллективно в условиях инноваций;
− недостаток знаний в организации и внедрении инновационных процессов;
− недостаточная система стимулирования инновационного педагогического
мастерства;
− отсутствие конкретных методик отслеживания результативности инновационного процесса;
− профессиональное выгорание.
Конкретизируя понимания сущности профессионализма применительно к профессионально-педагогической деятельности, О.М. Краснорядцева определяет профессионала педагога как человека хорошо понимающего общие тенденции развития образовательного процесса, своего места в нем и обладающего особым видением человека в процессе развития, понимающего направленность и результативность психологических действий и воздействий; превращающего любую учебную ситуацию в пространство для развития ребенка и способного к проектированию развивающей педагогической среды и самого себя. Использование воспитателем инновационных интерактивных методов работы позволяет организовать процесс взаимодействия с педагогами таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают.
Развитие инновационной активности тесно связано с эмоциональным интеллектом педагога и в дошкольном образовании имеет значительный ресурс за счет интеграции собственного опыта, освоения новых профессиональных отношений, отношений со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса. Владение эмоциональным интеллектом стимулирует педагога к творческому поиску, развитию профессионально-личностного потенциала, среды образовательного пространства. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «Образование для всех, образование через всю жизнь». Стабильно высокий уровень профессиональной компетентности, педагогической инновационной активности, может быть, достигнут при условии непрерывного образования. В целях достижения качества образовательных услуг необходимо также обеспечить непрерывность профессионального развития педагогов путем освоения ими дополнительных образовательных программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации.
В современных условиях образовательной системы только активная
повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся и воспитанников – право на качественное образование.
Литература
1. Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. – Ростов н/Д.: НМД «Логос», 2019. – 136 с.
2. Микляева Н.В. Инновации детском саду. Пособие для воспитателей. (Дошкольное воспитание и развитие). – М.: Айрис-пресс, 2018. – 160 с.
3. Назарова Т. С. Педагогические технологии: новый этап эволюции. – М.: Академия, 2019.
4. Стеркина Р.Б. Современные проблемы научно-методического обеспечения системы дошкольного образования / Р.Б. Стеркина // Дошкольное воспитание. – М.: 2020.
5. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении / Л.И. Фалюшина. – М.: АРКТИ, 2018.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(244) "Повышение качества дошкольного образования, путем нетрадиционных форм и методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста "
["seo_title"] => string(148) "povyshieniie-kachiestva-doshkol-nogho-obrazovaniia-putiem-nietraditsionnykh-form-i-mietodov-obuchieniia-i-vospitaniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
["file_id"] => string(6) "201612"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1429094294"
}
}