kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра, являясь ведущей деятельностью, представляет собой популярный метод педагогического возействия. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

Введение

Психологи и педагоги уже давно проявляют интерес к детской игре, при этом психолого-педагогические взгляды на детскую игру претерпели ряд трансформаций от представлений о ней как биологическом явлении, до понятия о ней как целостной, многоуровневой, многофункциональной и иерархически организованной деятельности социального характера. В настоящее время игра представляется сложным полифункциональным видом деятельности человека, направленным на усвоение культурных достижений общества. Изменению взглядов на природу детской игры способствовали работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др., рассматривавших игру как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка.

Игра, являясь ведущей деятельностью, т.е. деятельностью, определяющей развитие ребенка на каждом этапе дошкольного детства, представляет собой и достаточно популярный метод педагогического воздействия. В трудах отечественных и зарубежных ученых (А.С.Усова, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) Отмечается, что игра, направленная на всестороннее развитие ребенка, является одним из основных сторон дошкольного воспитания. Игры, используемые в дошкольной педагогике, разнообразны по своему характеру: обучающие, воспитывающие, развивающие; многоплановые по содержанию.

Цель моей работы заключается в том, чтобы показать значимость игры как ведущего вида деятельности, для развития детей дошкольного возраста.

Объект: игровая деятельность детей дошкольного возраста.

Предмет: процесс использования игровой деятельности в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи: Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

Показать значимость игры, как ведущего вида деятельности, для развития ребенка-дошкольника.

Дать перечень игр, способствующих развитию детей дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования: разработана система игровых заданий, которая может быть использована как в работе воспитателя ДОУ, так и родителями дошкольников.

Структура работы: введение, основная часть, заключение, литература.

Игра - как ведущий вид деятельности. Классификация детских игр.

Игра в дошкольном возрасте - ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

Исследованиями установлено, что в игре ребенок становится как бы на голову выше себя, может решать более сложные задачи, как практические, так и умственные.

Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов, мышления, речи, внимания, памяти. Если в игре ребенок, действуя предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если руки ребенка бездействуют. Поэтому особенно полезны игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т.п.

С помощью таких игрушек и игр с ними ребята учатся родному языку, знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развиваются наблюдательность, сообразительность, ловкость.

В.А. Сухомлинский говорил: «Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»

В играх проявляются черты характера ребенка, которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность и др.

Так, с помощью игры выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников. Здесь большое значение имеют не только дидактические правила игры, но и правила общения: договариваясь играть, будь добрым, вежливым и справедливым, не требуй всегда ведущей роли, помни, что и другие хотят быть ведущими ; не мешай товарищам, если они заняты игрой, если хочешь вместе играть, попроси разрешения; когда играешь с друзьями, думай чем можешь им помочь и т. д.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета - он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет - заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами – заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Игра, как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Игра способствует развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, предвидя реакцию других людей.

Детские игры - явление неоднородное. В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации.

В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре.

Современная отечественная педагогика к творческим играм относит сюжетно-ролевые игры, строительные игры и игры-драматизации.

Строительные игры помогают ребенку понять мир сооружений и механизмов, созданных руками человека. В строительной игре моделируется сфера созидания архитектурных сооружений. Необходимость в постройках может возникнуть по ходу сюжетно-ролевой игры. Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу «Как построить?» ,которую ребенок решает с помощью различных материалов и действий.

Театрализованные игры, или игры-драматизации, являются разновидностью творческой игры. В играх дети выражают свои впечатления, переживания, осваивают их в деятельности в непосредственном контакте друг с другом.

Н.С.Карпинская поясняет, что драматизировать - значит представить, разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность эпизодов. В игре-драматизации есть сюжет, роли, игровые действия, исполнители ролей. Ей также присущи атрибуты, игровые предметы, маски, декорации, развернутая система реальных взаимоотношений между играющими, сочетание ролевых и реальных действий и отношений, самостоятельность и самоорганизация детей. В ходе игры дети эмоционально осваивают проблемные ситуации, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется воображаемый образ и оценочное отношение к персонажу.

В структуру подвижных игр входят игровые действия, правила и материал, а также нередко - роль и сюжет. В играх соревнованиях, играх эстафетах дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение и действия.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

Главная цель любой дидактической игры - обучающая. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи. В дидактической игре правила выполняют разнообразные функции. Они повышают занимательность игры, позволяют воспитателю косвенно руководить ею, регулировать взаимоотношения участников и формируют межличностные отношения. Результатом дидактической игры является решение игровой и дидактической задач.

В творческих играх правила необходимы для упорядочения деятельности, ее демократизации, но они лишь условие успешного воплощения замысла, развития сюжета, выполнения ролей.

Развитие сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность детей 3-7 лет. В процессе сюжетно - ролевой игры происходит интенсивная ориентация в основных направлениях человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. Ведущим видом деятельности игра становится потому, что игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.

Игра детей после трех лет значительно усложняется. Играя, ребенок начинает брать на себя определенную роль, которая с одной стороны, объединяет, группирует действия и предметы и тем самым организует индивидуальное поведение ребенка, с другой стороны - определяет содержание взаимодействия в совместной игре.

К четвертому году жизни у ребенка отмечаются две относительно независимые формы игрового поведения: предметно-игровое взаимодействие с партнером – сверстником (включающие обмен предметными действиями) и ролевое поведение, отнесенное к партнеру-игрушке (включающее предметно - специфические ролевые действия и ролевую речь. Обе эти формы игрового поведения лежат в основе возникновения ролевого взаимодействия со сверстником, которое обычно фиксируется у детей к пяти годам.

Ролевое взаимодействие предполагает выделение ребенком сверстника как носителя условной (ролевой) позиции и обращенность на него собственных ролевых действий (предметных и речевых). Отличие ролевого взаимодействия от предметно-игрового заключается в присоединении к обмену предметными действиями специфических высказываний (прямой речи от имени персонажа, роль которого берет на себя ребенок) т.е.ролевого диалога партнеров по игре.

Было замечено: когда дети принимают на себя одинаковые роли, например оба ребенка хотят быть врачами, в игре появляется воображаемый партнер(пациент),и дети начинают пояснять его действия. Введение и вербальное обозначение детьми воображаемого партнера предваряют и облегчают им переход от одинаковых подражательных ролевых действий к принятию взаимодополнительных ролей, смысловое единство которых требует непосредственного взаимодействия участников игры.

В игре существуют два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли. Так, если ребенок взял на себя роль Карабаса - Барабаса, то он будет в соответствии с сюжетом утрированно злобно относиться к детям, взявшим на себя роли других персонажей сказки А.Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик». Реальные взаимоотношения - это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, распределении ролей, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения.

В игровой деятельности возникают определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.

В 3-4 года ребенок начинает интенсивно общаться со сверстниками. Он активно ищет повод для совместной деятельности, для установления отношений. Продолжительность общения зависит от того, в какой мере ребенок овладел игровым употреблением предметов, умением создать и реализовать игровой замысел.

В совместной деятельности дети учатся языку общения, взаимопониманию и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр. Опыт каждого ребенка ограничен. Он знаком со сравнительно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре же возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся интереснее и многообразнее. Усложнение содержания игр ведет, в свою очередь, к усложнению реальных взаимоотношений, к увеличению количества участников игры, к необходимости более четкого согласования их действий.

Реальные взаимоотношения детей, по мнению А.П.Усовой могут возникать в связи с игрой (когда дети только договариваются между собой), но могут протекать в скрытом виде и в ходе самой игры. Нередко они переносятся затем во взаимоотношения, определяемые сюжетом игры. В этом случае сюжетные отношения становятся формой, в которой проявляются реальные взаимоотношения. Последние могут совпадать с возможной логикой сюжетных отношений. Например, инициатор игры в самолеты и регулировщика, предлагая эту игру, сам становится регулировщиком. В этом случае инициатор игры и в самой игре получает возможность по праву роли руководить другими детьми. Реальные взаимоотношения между детьми могут не соответствовать логике сюжетных отношений. Например, инициатор игры берет на себя подчиненную роль (он изображает один из самолетов целой эскадрильи) и подчиняется ребенку, выполняющему роль регулировщика.

Игровые взаимоотношения могут быть осложнены реальными, если инициатор игры берет на себя подчиненную роль, но реально продолжает руководить игрой.

С развитием умения создавать развернутый сюжетный замысел, планировать совместную деятельность ребенок подходит к необходимости найти место среди играющих, наладить с ними связи, понять желания играющих и соразмерить с ними свои собственные желания и возможности. Если дети не могут договориться между собой, игра распадается. Интерес к игре, желание участвовать в ней приводят к тому, что дети учатся делать взаимные уступки.

Развернутая сюжетно-ролевая игра – собственно ролевая игра – появляется у детей к пяти годам. Ребенок уже может использовать роль как средство совместного развертывания сюжета, т. е. умеет воплощать в своих действиях содержание разнообразных ролей и обозначать свою роль для партнера.

Специфика сюжетно – ролевой игры заключается в том, что сюжет строится детьми по ходу самой игры, а не планируется заранее. Сложность совместной игры обусловлена тем, что дети, вступая в нее, имеют свои индивидуальные замыслы (представления о направлении развертывания сюжета), связанные с их личными интересами, опытом, возможностями. Принятие игрового замысла партнера и изменение собственного замысла с тем, чтобы выработать общую сюжетную линию в игре, требует от ребенка свободы оперирования образами событий, персонажами.

К старшему дошкольному возрасту, в связи с возросшим опытом и знаниями детей, развитием их воображения, усложняется содержание игры; игровые сюжеты представляют собой уже не привычные последовательности событий (как они существуют в реальной жизни), а комбинирование, преобразование их, соответствующее желаниям и намерениям ребенка.

Однако не все события и ситуации могут быть предвосхищены и реализованы в игре через роль (т.е. набор действий и высказываний, специфичных для какого-то лица). Поэтому на определенном этапе развития ребенка (при расширении его знаний и представлений об окружающем мире) роль начинает выступать уже как «ограничитель» творческого построения сюжета игры детьми. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту у ребенка отмечается стремление не только к воссозданию в игре действий и отношений других людей, но и к творческому воссозданию, придумыванию событий, участником которых он хотел бы быть сам.

Такое стремление детей может быть реализовано в игре только при условии выхода за пределы ролевых способов построения игры и овладения детьми способами творческого сюжетосложения.

В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы - заместители, так же как не обязательны и многие игровые действия. Дети учатся отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра в таком случае может протекать во внутреннем плане.

Игры направленные на речевое развитие дошкольников.

Специальные игры и занятия целенаправленно создают условия для развития у детей разных сторон речи и включают: 1.Потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки, звукоподражательные и др.;

2.Чтение и рассказывание сказок, стихов, историй, прессказывание их детьми;

3.Рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы;

4.Демонстрацию диафильмов;

5.Игры – занятия с предметными сюжетными картинками;

6.Разгадывание простых загадок;

7.Игры, направленные на развитие мелкой моторики.

Все эти игры и занятия способствуют развитию у детей речи, в то же время каждый их вид вносит в этот процесс специфический вклад. Игры – потешки и хороводные полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными повторами слов с четкой концовкой («топ», «топ», «да», «да»). Важно, что в ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребенком. Все это облегчает малышу понимание и подражание речи. По мере овладения ребенком речью он начинает самостоятельно играть в эти игры, руководствуясь собственной словесной «инструкцией». В звукоподражательных играх развиваются фонематический слух, интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения. Этому же способствуют и речевые игры, побуждающие малышей к словотворчеству, рифмованию. Они также очень полезны для развития чувствительности к родному языку, овладению его фонетическим и грамматическим строем.

Игры с сюжетными игрушками, игры – инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи, что создает условия для развития планирующей и регулирующей функций речи.

Чрезвычайно полезно для развития речи совместное чтение детских книг, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов. Следует подчеркнуть ,что совместное восприятие диафильмов значительно полезнее для речевого развитии, чем просмотр мультфильмов. «Экранная» речь плохо воспринимается маленькими детьми, а быстро мелькающие изображения не позволяют сосредоточиться на происходящем. Диафильмы же позволяют регулировать темп восприятия, возвращаться к предыдущей картинке. Воспитатель читает детям, показывает картинки, задает вопросы, при затруднениях сам называет предметы, персонажей, их действия, побуждает малышей воспроизводить речевые образцы.

Особое место в работе по развитию речи принадлежит занятиям и играм с предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослыми, дети узнают персонажей, охотно называют их, вспоминают то, что знали раньше. Привлекательность для детей занятий с картинками связана с их наглядностью, сочетающейся со словом. Каждая картинка изображает реальные предметы и явления, имеющие определенные словесные обозначения – названия. Рассматривая изображения, узнавая в них знакомые предметы, дети называют и то, что не дано им в непосредственном восприятии, но хранится в их памяти. Это свойство картинок особенно важно для развития речи ребенка раннего возраста. Оно способствует постепенному освобождению слова от привязанности к конкретному объекту. Рассматривание картинок, называние не только того, что на них изображено, но и отсутствует, становится ступенькой в возникновении и постепенном развитии у детей способности оперировать словесным материалом без опоры на наглядность: слушать рассказываемые взрослым сказки, а позже и самим их пересказывать.

В педагогическом процессе можно использовать разнообразные тематические наборы картинок (посуда, одежда, овощи, животные и т. п.); сюжетные картинки с изображением действий («кошка пьет молоко», «дети катаются на санках», «девочка одевается» и др. и их последовательности ( например, иллюстрации к сказкам).

В играх с картинками дети могут не только называть изображенные на них предметы и действия, но и подбирать их по словесной инструкции, развернуто отвечать на вопросы. К играм с картинками относятся также различного рода лото, домино и простые сюжетные игры с использованием картинок – заменителей реальных предметов ( игры в «магазин», «зоопарк», в «кормление», «лечение куклы»). Таким образом, игры с картинками способствуют расширению словарного запаса, формируют обобщенное значение слов, развивают грамматический строй речи, стимулируют активное ее использование. Картинки играют важную роль и в формировании у детей способности оперировать образами, вызванными словом.

Для развития умения слушать и понимать содержание словесного текста, способности его перессказывать можно использовать рассказы без сопровождения иллюстрациями. Это открывает для ребенка возможность выхода за рамки наглядной ситуации, способствует формированию вербального общения и мышления, стимулирует его к использованию в речи сложноподчиненных предложений, слов, обозначающих свойства объектов и их действия, объяснению причинно- следственных связей. Очень полезно для речевого развития детей отгадывание и совместное придумывание загадок. В играх в загадки дети учатся узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на их зрительное восприятие. Например, можно разложить на столике несколько игрушек (или предметных картинок) и предложить ребенку найти одну из них по ее словесному описанию. Более старшие дети могут отгадывать простые загадки и без опоры на зрительное восприятие.

Особое место в играх, направленных на развитие мелкой моторики. Они включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью. Упражнение кистей и пальцев рук способствует развитию физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центра мозга, ведающего, в том числе, и развитием мелкой моторики.

Заключение

Игра, как ведущий вид деятельности, определяет психическое развитие ребенка. Кроме того, она является методом педагогического воздействия и одной из сторон дошкольного воспитания.

При использовании игрового метода, следует руководствоваться следующими соображениями. Во- первых, для игровых упражнений и дидактических игр в общем педагогическом процессе обучения должна снижаться по мере того, как у детей формируются познавательные интересы и они овладевают элементами когнитивной (познавательной) и коммуникативной деятельностью.

Во-вторых, значимое место в воспитательной работе должна занять сюжетно- ролевая игра, как базовая предпосылка социализации детей. При таком подходе игра в обучении детей становится не только формой, но и важнейшим средством обучения. Элементы игровой деятельности, используемые при обучении дошкольников, могут приобретать самостоятельную дидактическую значимость. Игра является средством, которое помогает ребенку наиболее эффективным путем овладеть прочными знаниями, умениями и навыками. Игра дает возможность самостоятельно распоряжаться тем, что ребенок знает, создает условия для развития умственной активности и воспитания нравственных качеств личности.

Материалы исследования могут быть использованы для интенсификации воспитательной работы с детьми – дошкольниками и повышения качества работы воспитателей ДОУ.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста

Автор: Немыслина Юлия Александровна

Дата: 21.11.2019

Номер свидетельства: 528075

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Использование игровых технологий при обучении детей дошкольного возраста русскому языку"
    ["seo_title"] => string(100) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-pri-obuchienii-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "274087"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452332357"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Ролевая игра как ведущая деятельность в развитии ребенка "
    ["seo_title"] => string(68) "rolievaia-ighra-kak-viedushchaia-dieiatiel-nost-v-razvitii-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "116326"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412420604"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Образовательная деятельность "Мир доброты!" "
    ["seo_title"] => string(44) "obrazovatiel-naia-dieiatiel-nost-mir-dobroty"
    ["file_id"] => string(6) "241157"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445187527"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Образовательная деятельность "Добрые слова!" "
    ["seo_title"] => string(46) "obrazovatiel-naia-dieiatiel-nost-dobryie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "241162"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445187793"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Образовательная деятельность "Волшебница - Вода!" "
    ["seo_title"] => string(51) "obrazovatiel-naia-dieiatiel-nost-volshiebnitsa-voda"
    ["file_id"] => string(6) "241164"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445187958"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства