Просмотр содержимого документа
«Город в котором я живу.»
ГОРОД В КОТОРОМ Я ЖИВУ.
Цель: ▪ Обогащать знания детей об истории родного города, его историческом прошлом;
▪ пробудить желание беречь память о героях , известных людях, воспитывать чувство гордости, любви, благодарности, сопричастности к родному городу, стремление сохранить его красоту, неповторимость, памятные места;
▪ расширять и углублять понятие гражданственности, патриотизма;
▪ воспитывать культуру поведения, толерантность, милосердие, гуманность, доброту;
▪ воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: аудиозапись песни «Спят курганы темные»; видео-ролики: «Донецк», «Донецк до войны», «Красивый видео-ролик о Донецке»; презентация.
Ход урока
Приложение 1. История родного города.
I Организация класса. Звучит негромко песня «Спят курганы темные»
II Вступительное слово учителя.
1) – Дорогие ребята! Наступила осень, а это значит, что детям пора в школу. Я рада всех вас видеть в школе, за партами. Закончились каникулы, закончилось лето. Я думаю, что это лето мы запомним на всю жизнь. Это украденное лето у детей и взрослых. К великому сожалению у очень многих жителей нашего города и края украли не только лето, а жизни, здоровье, дом, работу. Мы видим, что не все дети успели вернуться в город и, поэтому некоторые парты пустуют. Во многих домах нет электричества, воды, газа. Можно долго перечислять потери и лишения, которые нам довелось пережить. Но от этого наша жизнь не станет лучше. Помнить о том, что произошло необходимо. А задача жителей Донецка – восстанавливать свой город, сделать его еще лучше, чем он был до войны. Для того, чтобы все получилось, а у нас обязательно все получится, надо очень любить свой город.
2) Приложение 3. Видеоролик «Донецк»
После просмотра презентации на доске открываются слова:
Донецк
Сильный. Гордый. Красивый.
«Шахтер» - это Донецк
Каждый житель уникален
Вместе мы – сила!
Наш город – наша жизнь!
IIIОсновная часть урока
У каждого человека есть свой родной край. Место, где он родился, ходил в детский сад, школа. Родной край – это кусочек земли, который больше всего нам мил. Для нас самый родной такой уголок – это наш город.
Донецк- это наша крепость, сила, надежда.
Это наша Родина.
В 1 классе мы учили наизусть стихотворение Платона Воронько. Давайте его вспомним. (Подготовленный ученик читает стихотворение наизусть).
Жура-жура-журавель! Облетал он сто земель. Облетал, обходил, Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля: – Где же лучшая земля? – Отвечал он, пролетая: – Лучше нет родного края!
В этом году нашему любимому родному городу Донецку исполнилось 147 лет. Для города это возраст небольшой. Но история его очень интересная. В прошлом учебном году мы начали знакомиться с историей нашего края. А сегодня на уроке мы продолжим это знакомство.
- Донецк возник и развивался на базе горнозаводской промышленности благодаря богатым запасам полезных ископаемых. Возникновение города Донецка относится к лету 1869 года.
- Но к тому времени на территории будущего города уже существовали слободы Александровка, Семеновка, Авдотьино, Любимовка (Закоп), Николаевка, Екатериновка, Григорьевка (Георгиевка), Ларинка, хутор Овечий, основанные в XVII веке запорожскими казаками. Их жители наряду с земледелием занимались "копанием земляного уголья" или "горючего камня" для местных нужд. Пётр I, возвращаясь в 1696 году из Азовского похода и узнав про "горючий камень", произнёс пророческие слова: "Сей минерал, если не нам, то нашим потомкам зело полезен будет". Верховья реки Кальмиус, где ныне расположен город, хранили большие залежи каменного угля.
В начале минувшего столетия появляются мелкие шахты, в 1841 году заработал первый большой рудник Александровский.
В первой половине XIX века в Донбасс хлынули иностранные концессионеры.
- В 1866 году князю Кочубею была выдана концессия на постройку завода по изготовлению железных рельсов из местных материалов. В 1869 году за крупное вознаграждение - 24 тысячи фунтов стерлингов, князь уступает свои права 55-летнему технику-металлургу Джону Юзу (Jonh Hughes), управляющему небольшим заводом вблизи Лондона. Выгодно купив и арендовав землю, Юз заключил с комитетом министров России договор об образовании Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производства и общества железнодорожной ветки от Харьковско-Азовской линии.
Управляющим делами учредители Новороссийского общества назначили Джона Юза. Летом 1869 года он поселился на берегу Кальмиуса и построил кузницу, которая явилась как бы первым подсобным цехом будущего металлургического завода.
Возникший поселок был назван по имени управляющего делами Юзовкой. Впоследствии Юзовка слилась с шахтерским селением Александровского рудника.
Строительство завода и шахт началось в 1869 году.
- А летом 1870 года из Англии в Юзовку на 8 груженых кораблях было привезено оборудование и инструменты, а также приехало около сотни специалистов - металлургов, шахтеров - в основном из Южного Уэльса. Их маршрут проходил через Средиземное, Черное и Азовское моря в порт Таганрог. Затем привезенное оборудование быками тащили по степи сотни километров.
В результате, Джону Юзу и небольшой группе его рабочих удалось построить первую доменную печь меньше чем за 8 месяцев.
Юзовский завод (ныне Донецкий металлургический завод имени В.И.Ленина) положил начало большой металлургии Южного промышленного района.
В 1872 году началось движение по железнодорожной линии Константиновка - Ясиноватая - Юзовка - Еленовка, доведённой в дальнейшем до Мариуполя. Она соединила завод и рудники с уже действующей железнодорожной магистралью Донбасса, что способствовало расширению металлургического производства, увеличению добычи угля.
- Бурно развивалась и сама Юзовка. Основную часть жителей этого поселка составили переселенцы из Центральной России и Левобережной Украины. Этнический состав местного населения был пестрым: русские, украинцы, евреи, поляки, белорусы, армяне, татары, греки, казаки, англичане, цыгане, немцы. И если в 1870 году в Юзовке проживало 164 человека,в конце 70-х гг. - 4 тыс. рабочих, то к началу ХХ века - 54718 человек 37 национальностей. Юзовка делилась на две части: южную (заводскую) и северную. В южной части размещались заводские сооружения, депо, телеграф, небольшая больница и школа. Несколько в стороне находилась так называемая Английская колония - в благоустроенных, утопающих в зелени и цветах коттеджах жили управляющие и инженеры, мастера и служащие Новороссийского общества. Улицы здесь имели тротуары и замощения, имелось электричество и водопровод. Северная часть Юзовки (район нынешнего Центрального универмага) именовалась Новым Светом - по названию базара и находящегося на нем первого юзовского трактира. В Новом Свете проживали торговцы, ремесленники, чиновники, центральная улица и прилегающие к ней застраивались одно-двухэтажными жилыми домами, зданиями магазинов, ресторанов, гостиниц, различных контор, банков. Примечательно, что самыми видными и красивыми зданиями в этой части Юзовки были Преображенский собор (разрушен в 30-х годах ХХ века), Коммерческое училище (ныне 2-й корпус ДГТУ по ул. Артема, 58), Братская школа (ныне вечерняя школа рабочей молодежи N 1 по ул. Челюскинцев, 49) и гостиница "Великобритания". Разрастаясь, Юзовка поглощала многочисленные окружающие поселения, но какого-либо планового начала в ее развитии не было. В 1870 году при заводе была открыта больница, построены школы для русских и украинских детей, "английская школа" для детей британских служащих, бани, чайные, организована пожарная команда. "Новороссийское общество" на свои средства содержало православную церковь, ряд других религиозных организаций, а также полицию. К 1887 году Юзовка могла гордиться тем, что в ней было 300 магазинов и открытых лавок, две ежегодные ярмарки и базар по воскресеньям. Корову можно было купить за 5 рублей, костюм лучшего сукна за 3 рубля, стакан семечек за 1 копейку (среднемесячный заработок горнорабочего в этот период составлял 26 рублей 40 копеек).
Юзовчане по-разному проводили свой досуг. При заводе был организован любительский оркестр, состоящий из молодых рабочих, проводились вечера художественной самодеятельности в школе, рабочие и служащие завода вместе с британскими рабочими и служащими играли в футбол, посещали Английский клуб, известный своими ежемесячными танцами и театрализованными представлениями; ходили в кинотеатры, гуляли в городском саду, посещали передвижные ярмарки и цирки, на главные церковные праздники (Рождество, Пасха, Троица) ходили в церковь. В облике дореволюционной Юзовки акценты были расставлены четко: вера, образование, предпринимательство.
В 1924 году Юзовка была переименована в Сталино.
- За годы преобразований Донецк превратился в крупный промышленный город. Во время Великой Отечественной войны 1941—45 был оккупирован немецко-фашистскими войсками (21 октября 1941 — 8 сентября 1943). Город и его промышленность были разрушены. Гоpод понес огромные людские потери. В нем осталось 175 тысяч жителей. Восстанавливалась промышленность в первые послевоенные годы. В 1949 году был достигнут довоенный уровень добычи угля, а в 1950 году - всего промышленного производства.
В 1961 году город получил новое название — Донецк.
В апреле 1978 года численность населения превысила миллионный рубеж и Донецк присоединился к городам миллионерам.
Донецк называют и одним из самых красивых украинских городов - "городом миллиона роз". И это действительно так - Донецк признается самым "зеленым" высоко индустриальным городом мира.
2. В заключении просмотр видеоролика «Современный Донецк».
3. «Галерея знаменитостей нашего города».
Мы продолжаем экскурсию. Это галерея знаменитостей нашего города.
– В Донецке живут и работают красивые люди, со своими радостями и проблемами — великие труженики и неисправимые мечтатели. Есть в донецких характерах особенная черта, которую нельзя не заметить. Это — стойкость, как у первоклассной стали, которая и не гнется, и не дает трещин. Только на донецкой земле смогли закалить свой характер и раскрыть всю мощь своего таланта известные во всем мире «золотой голос» Украины Анатолий Соловьяненко, «человек-птица» Сергей Бубка и обладатель звания «Танцор мира» Вадим Писарев. Донецкий край стал родиной для многих выдающихся деятелей культуры, спорта, медицины. Среди них: великий композитор Сергей Прокофьев, художник Архип Куинджи, полярный исследователь Георгий Седов, основатель российского кино Александр Ханжонков, поэты Василий Стус и Владимир Сосюра, писатели П. Байдебура и И. Костыря, онколог Григорий Бондарь и много других не менее выдающихся людей. Знаменитые дончане прославили и продолжают прославлять не только наш город, но и всю нашу Республику!
5. «Рекорды нашего края».
- Наряду с фамилиями известных земляков — Георгия Седова, Сергея Прокофьева, Владимира Сосюры — летопись Донецкой области бережет имя скромного уездного учителя Михаила Петренко, автора песни “Дивлюсь я на небо та й думку гадаю”, которая со временем превратилась в народную. Ещё одно знаменитое произведение для детей «Лягушка-путешественница» написано нашим земляком, русским писателем и поэтом Всеволодом Михайловичем Гаршиным (1855 - 1888).
6. Наша экскурсия была бы неполной, если бы мы не побывали на улицах нашего любимого города.
7. Физминутка
Видеоролик «Красивый Донецк».
«Донецк – любимый город».
IV. Обобщение полученных знаний.
1) – Донецк – это город угля, город роз, детей, город радости. Таким он был всегда. Каждый год 8 сентября мы отмечаем день освобождения Донбасса от фашистских захватчиков.
- Война – это ужасный сон. Во сне этом есть страх и слезы. Есть беды и воспоминания. Я не хочу войны, чтобы родина не была черно-белая!
- Я не хочу войны, я хочу жить, жить и видеть синее небо над головой, яркое солнце в этом небе. Я не хочу когда-либо услышать грохот орудий, на хочу узнать, что такое война. И не дай нам, Господи, когда-либо оказаться в водовороте военных действий, попасть в омут смерти…
- Война – это ужас и страх, горе, беды, смерти очень многих людей. Дети, оставшиеся без родителей, разрушенные дома, голод и море слёз…
Война никогда не приносит ничего хорошего. Она доставляет людям только страдания и горе. Когда смотришь фильмы о войне, задаёшь себе вопрос:
« Как люди смогли это пережить и отстоять свою Родину?» Мне кажется, что сейчас мало таких самоотверженных людей, которые боролись до последнего. Мы живём в мирное время и нам очень сложно представить, что такое лишиться всего в одну минуту – дома, родных… Это очень страшно. Мой прадедушка прошел всю войну и рассказывал нам о том, как это ужасно.
Я не хочу войны! Я хочу жить под мирным голубым небом, и чтобы ни один человек больше никогда не знал, что такое война!
Не правда ли, что любая война – это горе. Сейчас наши дети могли бы нарисовать рисунки, написать сочинения о том, что они видели своими глазами. Вспоминать и говорить об этом страшно и печально. Мы хотим, чтобы это никогда не повторялось.