Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социальных и духовных направлений современного общественного устройства. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое, несущего в себе отражение личностного «Я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человека самого себя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование творческой личности дошкольника»
Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социальных и духовных направлений современного общественного устройства. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое, несущего в себе отражение личностного «Я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человека самого себя. Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Её исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Венгер, Н.А. Ветлугина, А.И. Волков и многие другие. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требует от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствует речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют детям с большим интересом и легкостью погрузиться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка. Игры и игровые упражнения повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Как показывают практические наблюдения, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Тематика театрализованной деятельности разнообразна: наш детский сад, семья, труд людей и др. При выборе игр мы руководствуемся рекомендациями программы («Воспитание и обучение детей в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, и «Театральная деятельность в детском саду» А.В. Щеткиной) обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка, практической значимостью для группы в целом. Практический материал для театрализованных игр распределяется так, что каждая тема пронизывает все этапы работы – от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками игр. Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитие коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок – игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны и решения задач обучения (в том числе и коррекционного)расширение знаний об окружающем мире, развитие речи: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения – с другой, тесно взаимосвязаны между собой в театрализованных играх. В процессе театрализованной деятельности решаются следующие задачи:
* В процессе театрализованной деятельности расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
- упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию;
- воспитывать нравственно-этические качества.
Ритмопластика
Задачи:
- развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действия одновременно или последовательно;
- развивать координацию движений;
- учить запоминать позы и образно передавать их;
- развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию;
- учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
- учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;
- произносить скороговорки и стихи;
- тренировать четкое произношение согласных в конце слова;
- пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
- пополнять словарный запас.
Данный раздел работы объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Основы театральной культуры
Задачи:
- познакомить детей с театральной терминологией;
- с основными видами театрального искусства;
- воспитывать культуру поведения в театре.
В этом разделе работы следует знакомить детей с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства, виды театрального искусства, основы актерского мастерства, культура зрителя).
Работа над спектаклем
Задачи:
- учить сочинять этюды по сказкам, басням;
- развивать навыки действий с воображаемыми предметами;
- учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом;
- развивать умения пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно и т.п.);
- пополнять словарный запас, образный строй речи.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи по формированию творческой личности и развитию речи средствами театрализованной деятельности.