kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И СЕМЬИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема психолого-педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста сама по себе не представляет большой новизны. Многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи достаточно  глубоко осветили особенности работы с одаренными дошкольниками, однако в каждом дошкольном образовательном учреждении имеются свои  психолого-педагогические условия, которые оказывают влияние на систему работы педагогов и специалистов  с талантливыми, неординарными детьми.

         Ключевые слова: одаренный ребенок (child prodigy), талантливый (talent), психолого-педагогическое сопровождение (psycho educational support), психолого-педагогическая компетентность (psycho pedagogical competence), семейная среда (family enviroment), развивающая среда (deveioping enviroment).

 

 

         Трудно ли быть одаренным? Вопрос, над которым давно работают многие отечественные и зарубежные ученые и, который на современном этапе развития нашего общества будет актуален еще долгое время. Не потому, что он не разрешим, а скорее потому, что современный дошкольник,  живя в огромном информационном пространстве меняется очень быстро, а значит и одаренный ребенок будет изменяться и требовать изменений от нас, изменений тех условий, в которых он растет и развивается.

         Стратегические процессы, происходящие в дошкольном, общем и дополнительном образовании в связи с утвержденной президентом России Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, а также введением федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и общего образования, говорят о том, как необходима современному обществу модернизация образовательной системы по данному аспекту: «Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии, влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов» [4, с 3].

         Решение этих задач требует создания системы психолого-педагогического сопровождения, как особой культуры поддержки и помощи ребенку в образовательном  процессе. Целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение успешного развития ребенка в конкретной детской среде, а образование характеризуется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, направленный на развитие индивида, его индивидуальных умственных и физических способностей, одаренности и таланта. Выявление, развитие и поддержка одаренных детей является неотъемлемой частью единого процесса формирования интеллектуального потенциала страны.

         Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач в нашем дошкольном образовательном учреждении. Среди задач, которые необходимо решать при сопровождении одаренных детей, выделяем следующие:

- создание системы  выявления одаренных воспитанников;

- разработка  индивидуальных образовательных маршрутов;

- формирование адекватной самооценки;

- охрана и укрепление физического и психологического здоровья, профилактика неврозов;

- предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников;

- развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей

  одаренных детей.

         Основная цель деятельности педагога-психолога и педагога в системе психолого-педагогического сопровождения одаренных детей – создание «наиболее эффективных условий для развития талантливых детей в детском саду, что может быть достигнуто лишь общими усилиями всех педагогов и родителей одаренных воспитанников» [3, c 37].

         Семейная среда на этапе дошкольного детства играет ведущую роль в формировании творческой личности.  Разные родители по-разному относятся к своим потенциально одаренным детям. Некоторые считают, что бесполезно обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность, стремление к познанию. В этом они видят лишь особенности возраста, а не проявление индивидуальности ребенка, потребность в творческом самовыражении. Такие родители, узнав о высоком потенциале ребенка, испытывают смущение и растерянность.

         Другие родители, напротив, склонны скорее преувеличивать творческие и интеллектуальные возможности ребенка, тем самым удовлетворяя свое родительское тщеславие, постоянно подчеркивая, что их ребенок «талант».  Родители озабочены созданием идеальных условий для развития «одаренности» ребенка, поэтому записывают его в различные  студии, кружки, руководствуясь скорее соображениями престижа, чем собственными интересами и склонностями ребенка. Часто «чрезмерная» обучающая деятельность  негативно сказывается на одаренности ребенка.

         Наиболее многочисленная группа родителей – это те, кто интуитивно угадывает высокий творческий потенциал своего ребенка и даже пытается помочь в его раскрытии, сталкивается при этом с массой трудностей. И основная трудность заключается, как правило, в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями, интересами ребенка.

         Учитывая все типы родительских притязаний мы предлагаем следующие рекомендации по развитию одаренных детей дошкольного возраста:

-  вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками

- разрешение и поощрение высказывания множества вопросов.  Использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых

- делаем акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)

- обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды и возможность разнообразного использования детьми современных информационно-компьютерные технологий в соответствии с требованиями возраста

-  стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение

- использование аргументированной оценки для анализа действий

- создание атмосферы взаимопонимания и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний

         При выполнении вышеперечисленных рекомендаций необходимо не забывать об определяющем значении для развития одарённости ребенка дошкольного возраста организации соответствующей развивающей среды, и целенаправленной поддержки одаренности ребенка со стороны окружающих его взрослых.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ/ Под редакцией В.В. Давыдова. - М., Просвещение, 1991. - 398 с.
  2. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? - М., Знание, 1994. - 160 с. ISBN S-07-002700-X
  3. Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2010. -128 с. - (Библиотека Воспитателя). (9)  ISBN 978-5-9949-0357-5
  4. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 3 апреля 2012 г.

Просмотр содержимого документа
«ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И СЕМЬИ »

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И СЕМЬИ



Наймушина О.А. (Naumushina O.A.), Тюрк А.В. (Tyurk A.V.), Мочалова И.В. (Mochalova I.V.)

Педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка — детского сада №70 «Светлячок» города Белгорода.


Тема психолого-педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста сама по себе не представляет большой новизны. Многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи достаточно глубоко осветили особенности работы с одаренными дошкольниками, однако в каждом дошкольном образовательном учреждении имеются свои психолого-педагогические условия, которые оказывают влияние на систему работы педагогов и специалистов с талантливыми, неординарными детьми.

Ключевые слова: одаренный ребенок (child prodigy), талантливый (talent), психолого-педагогическое сопровождение (psycho educational support), психолого-педагогическая компетентность (psycho pedagogical competence), семейная среда (family enviroment), развивающая среда (deveioping enviroment).



Трудно ли быть одаренным? Вопрос, над которым давно работают многие отечественные и зарубежные ученые и, который на современном этапе развития нашего общества будет актуален еще долгое время. Не потому, что он не разрешим, а скорее потому, что современный дошкольник, живя в огромном информационном пространстве меняется очень быстро, а значит и одаренный ребенок будет изменяться и требовать изменений от нас, изменений тех условий, в которых он растет и развивается.

Стратегические процессы, происходящие в дошкольном, общем и дополнительном образовании в связи с утвержденной президентом России Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, а также введением федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и общего образования, говорят о том, как необходима современному обществу модернизация образовательной системы по данному аспекту: «Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии, влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов» [4, с 3].

Решение этих задач требует создания системы психолого-педагогического сопровождения, как особой культуры поддержки и помощи ребенку в образовательном процессе. Целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение успешного развития ребенка в конкретной детской среде, а образование характеризуется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, направленный на развитие индивида, его индивидуальных умственных и физических способностей, одаренности и таланта. Выявление, развитие и поддержка одаренных детей является неотъемлемой частью единого процесса формирования интеллектуального потенциала страны.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач в нашем дошкольном образовательном учреждении. Среди задач, которые необходимо решать при сопровождении одаренных детей, выделяем следующие:

- создание системы выявления одаренных воспитанников;

- разработка индивидуальных образовательных маршрутов;

- формирование адекватной самооценки;

- охрана и укрепление физического и психологического здоровья, профилактика неврозов;

- предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников;

- развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей

одаренных детей.

Основная цель деятельности педагога-психолога и педагога в системе психолого-педагогического сопровождения одаренных детей – создание «наиболее эффективных условий для развития талантливых детей в детском саду, что может быть достигнуто лишь общими усилиями всех педагогов и родителей одаренных воспитанников» [3, c 37].

Семейная среда на этапе дошкольного детства играет ведущую роль в формировании творческой личности. Разные родители по-разному относятся к своим потенциально одаренным детям. Некоторые считают, что бесполезно обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность, стремление к познанию. В этом они видят лишь особенности возраста, а не проявление индивидуальности ребенка, потребность в творческом самовыражении. Такие родители, узнав о высоком потенциале ребенка, испытывают смущение и растерянность.

Другие родители, напротив, склонны скорее преувеличивать творческие и интеллектуальные возможности ребенка, тем самым удовлетворяя свое родительское тщеславие, постоянно подчеркивая, что их ребенок «талант». Родители озабочены созданием идеальных условий для развития «одаренности» ребенка, поэтому записывают его в различные студии, кружки, руководствуясь скорее соображениями престижа, чем собственными интересами и склонностями ребенка. Часто «чрезмерная» обучающая деятельность негативно сказывается на одаренности ребенка.

Наиболее многочисленная группа родителей – это те, кто интуитивно угадывает высокий творческий потенциал своего ребенка и даже пытается помочь в его раскрытии, сталкивается при этом с массой трудностей. И основная трудность заключается, как правило, в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями, интересами ребенка.

Учитывая все типы родительских притязаний мы предлагаем следующие рекомендации по развитию одаренных детей дошкольного возраста:

- вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками

- разрешение и поощрение высказывания множества вопросов. Использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых

- делаем акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)

- обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды и возможность разнообразного использования детьми современных информационно-компьютерные технологий в соответствии с требованиями возраста

- стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение

- использование аргументированной оценки для анализа действий

- создание атмосферы взаимопонимания и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний

При выполнении вышеперечисленных рекомендаций необходимо не забывать об определяющем значении для развития одарённости ребенка дошкольного возраста организации соответствующей развивающей среды, и целенаправленной поддержки одаренности ребенка со стороны окружающих его взрослых.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ/ Под редакцией В.В. Давыдова. - М., Просвещение, 1991. - 398 с.

  2. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? - М., Знание, 1994. - 160 с. ISBN S-07-002700-X

  3. Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2010. -128 с. - (Библиотека Воспитателя). (9) ISBN 978-5-9949-0357-5

  4. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 3 апреля 2012 г.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тюрк Анна Витальевна, Наймушина Ольга Александровна, Мочалова Ирина Владимировна

Дата: 26.11.2014

Номер свидетельства: 135841

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства