ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И СЕМЬИ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И СЕМЬИ
Тема психолого-педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста сама по себе не представляет большой новизны. Многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи достаточно глубоко осветили особенности работы с одаренными дошкольниками, однако в каждом дошкольном образовательном учреждении имеются свои психолого-педагогические условия, которые оказывают влияние на систему работы педагогов и специалистов с талантливыми, неординарными детьми.
Трудно ли быть одаренным? Вопрос, над которым давно работают многие отечественные и зарубежные ученые и, который на современном этапе развития нашего общества будет актуален еще долгое время. Не потому, что он не разрешим, а скорее потому, что современный дошкольник, живя в огромном информационном пространстве меняется очень быстро, а значит и одаренный ребенок будет изменяться и требовать изменений от нас, изменений тех условий, в которых он растет и развивается.
Стратегические процессы, происходящие в дошкольном, общем и дополнительном образовании в связи с утвержденной президентом России Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, а также введением федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и общего образования, говорят о том, как необходима современному обществу модернизация образовательной системы по данному аспекту: «Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии, влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов» [4, с 3].
Решение этих задач требует создания системы психолого-педагогического сопровождения, как особой культуры поддержки и помощи ребенку в образовательном процессе. Целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение успешного развития ребенка в конкретной детской среде, а образование характеризуется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, направленный на развитие индивида, его индивидуальных умственных и физических способностей, одаренности и таланта. Выявление, развитие и поддержка одаренных детей является неотъемлемой частью единого процесса формирования интеллектуального потенциала страны.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач в нашем дошкольном образовательном учреждении. Среди задач, которые необходимо решать при сопровождении одаренных детей, выделяем следующие:
- создание системы выявления одаренных воспитанников;
- разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
- формирование адекватной самооценки;
- охрана и укрепление физического и психологического здоровья, профилактика неврозов;
- предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников;
- развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей
одаренных детей.
Основная цель деятельности педагога-психолога и педагога в системе психолого-педагогического сопровождения одаренных детей – создание «наиболее эффективных условий для развития талантливых детей в детском саду, что может быть достигнуто лишь общими усилиями всех педагогов и родителей одаренных воспитанников» [3, c 37].
Семейная среда на этапе дошкольного детства играет ведущую роль в формировании творческой личности. Разные родители по-разному относятся к своим потенциально одаренным детям. Некоторые считают, что бесполезно обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность, стремление к познанию. В этом они видят лишь особенности возраста, а не проявление индивидуальности ребенка, потребность в творческом самовыражении. Такие родители, узнав о высоком потенциале ребенка, испытывают смущение и растерянность.
Другие родители, напротив, склонны скорее преувеличивать творческие и интеллектуальные возможности ребенка, тем самым удовлетворяя свое родительское тщеславие, постоянно подчеркивая, что их ребенок «талант». Родители озабочены созданием идеальных условий для развития «одаренности» ребенка, поэтому записывают его в различные студии, кружки, руководствуясь скорее соображениями престижа, чем собственными интересами и склонностями ребенка. Часто «чрезмерная» обучающая деятельность негативно сказывается на одаренности ребенка.
Наиболее многочисленная группа родителей – это те, кто интуитивно угадывает высокий творческий потенциал своего ребенка и даже пытается помочь в его раскрытии, сталкивается при этом с массой трудностей. И основная трудность заключается, как правило, в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями, интересами ребенка.
Учитывая все типы родительских притязаний мы предлагаем следующие рекомендации по развитию одаренных детей дошкольного возраста:
- вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками
- разрешение и поощрение высказывания множества вопросов. Использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых
- делаем акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)
- обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды и возможность разнообразного использования детьми современных информационно-компьютерные технологий в соответствии с требованиями возраста
- стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение
- использование аргументированной оценки для анализа действий
- создание атмосферы взаимопонимания и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний
При выполнении вышеперечисленных рекомендаций необходимо не забывать об определяющем значении для развития одарённости ребенка дошкольного возраста организации соответствующей развивающей среды, и целенаправленной поддержки одаренности ребенка со стороны окружающих его взрослых.
Список литературы
Выготский Л.С. Педагогическая психология: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ/ Под редакцией В.В. Давыдова. - М., Просвещение, 1991. - 398 с.
Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? - М., Знание, 1994. - 160 с. ISBN S-07-002700-X
Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2010. -128 с. - (Библиотека Воспитателя). (9) ISBN 978-5-9949-0357-5
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 3 апреля 2012 г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И СЕМЬИ »
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И СЕМЬИ
Педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка — детского сада №70 «Светлячок» города Белгорода.
Тема психолого-педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста сама по себе не представляет большой новизны. Многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи достаточно глубоко осветили особенности работы с одаренными дошкольниками, однако в каждом дошкольном образовательном учреждении имеются свои психолого-педагогические условия, которые оказывают влияние на систему работы педагогов и специалистов с талантливыми, неординарными детьми.
Трудно ли быть одаренным? Вопрос, над которым давно работают многие отечественные и зарубежные ученые и, который на современном этапе развития нашего общества будет актуален еще долгое время. Не потому, что он не разрешим, а скорее потому, что современный дошкольник, живя в огромном информационном пространстве меняется очень быстро, а значит и одаренный ребенок будет изменяться и требовать изменений от нас, изменений тех условий, в которых он растет и развивается.
Стратегические процессы, происходящие в дошкольном, общем и дополнительном образовании в связи с утвержденной президентом России Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, а также введением федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и общего образования, говорят о том, как необходима современному обществу модернизация образовательной системы по данному аспекту: «Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии, влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов» [4, с 3].
Решение этих задач требует создания системы психолого-педагогического сопровождения, как особой культуры поддержки и помощи ребенку в образовательном процессе. Целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение успешного развития ребенка в конкретной детской среде, а образование характеризуется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, направленный на развитие индивида, его индивидуальных умственных и физических способностей, одаренности и таланта. Выявление, развитие и поддержка одаренных детей является неотъемлемой частью единого процесса формирования интеллектуального потенциала страны.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач в нашем дошкольном образовательном учреждении. Среди задач, которые необходимо решать при сопровождении одаренных детей, выделяем следующие:
- создание системы выявления одаренных воспитанников;
- разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
- формирование адекватной самооценки;
- охрана и укрепление физического и психологического здоровья, профилактика неврозов;
- предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников;
- развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей
одаренных детей.
Основная цель деятельности педагога-психолога и педагога в системе психолого-педагогического сопровождения одаренных детей – создание «наиболее эффективных условий для развития талантливых детей в детском саду, что может быть достигнуто лишь общими усилиями всех педагогов и родителей одаренных воспитанников» [3, c 37].
Семейная среда на этапе дошкольного детства играет ведущую роль в формировании творческой личности. Разные родители по-разному относятся к своим потенциально одаренным детям. Некоторые считают, что бесполезно обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность, стремление к познанию. В этом они видят лишь особенности возраста, а не проявление индивидуальности ребенка, потребность в творческом самовыражении. Такие родители, узнав о высоком потенциале ребенка, испытывают смущение и растерянность.
Другие родители, напротив, склонны скорее преувеличивать творческие и интеллектуальные возможности ребенка, тем самым удовлетворяя свое родительское тщеславие, постоянно подчеркивая, что их ребенок «талант». Родители озабочены созданием идеальных условий для развития «одаренности» ребенка, поэтому записывают его в различные студии, кружки, руководствуясь скорее соображениями престижа, чем собственными интересами и склонностями ребенка. Часто «чрезмерная» обучающая деятельность негативно сказывается на одаренности ребенка.
Наиболее многочисленная группа родителей – это те, кто интуитивно угадывает высокий творческий потенциал своего ребенка и даже пытается помочь в его раскрытии, сталкивается при этом с массой трудностей. И основная трудность заключается, как правило, в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями, интересами ребенка.
Учитывая все типы родительских притязаний мы предлагаем следующие рекомендации по развитию одаренных детей дошкольного возраста:
- вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками
- разрешение и поощрение высказывания множества вопросов. Использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых
- делаем акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)
- обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды и возможность разнообразного использования детьми современных информационно-компьютерные технологий в соответствии с требованиями возраста
- стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение
- использование аргументированной оценки для анализа действий
- создание атмосферы взаимопонимания и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний
При выполнении вышеперечисленных рекомендаций необходимо не забывать об определяющем значении для развития одарённости ребенка дошкольного возраста организации соответствующей развивающей среды, и целенаправленной поддержки одаренности ребенка со стороны окружающих его взрослых.
Список литературы
Выготский Л.С. Педагогическая психология: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ/ Под редакцией В.В. Давыдова. - М., Просвещение, 1991. - 398 с.
Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? - М., Знание, 1994. - 160 с. ISBN S-07-002700-X
Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2010. -128 с. - (Библиотека Воспитателя). (9) ISBN 978-5-9949-0357-5
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 3 апреля 2012 г.