kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование творческой личности через ручной труд

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование творческой личности через ручной труд.

 

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания и образования детей. Известный педагог Т.С. Комарова отмечала, что изобразительная деятельность очень интересна для ребенка-дошкольника, так как удовлетворяет его потребность в деятельности вообще и в продуктивной в частности.

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с различными материалами, которые включают в себе различные виды создания образов предметов из бумаги, ткани, пластилина, природного и бросового материала. Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезанная аппликация, техника мозаики, поделки в технике «оригами», создание различных объёмов, используя технику «бумагопластики». Дошкольники могут конструировать поделки из природного и использованного так называемого бросового материала, работать с тканью и нитками, пластилином.

Использовать данный вид деятельности для развития ребенка предлагали педагоги прошлого и настоящего: Я.А.Коменкий, Д.Локк, Ф.Фребель, Е.Н.Водовозова, Л.К.Шлегер, Е.А.Флерина, Л.Топоркова, Л.Куцакова и многие другие. Джон Локк считал, что лучшей игрушкой для ребенка будет та, которую он сделал своими руками.

В процессе работы с тканью, бумагой, пластилином, природным и бросовым   материалом дошкольники познают свойства различных материалов, возможности их преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются достаточно четкие и полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, так писал Н.Д. Бартрам: «вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по пути, будет неизмеримо живее, интереснее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и очень часто бездарному измышлению, каким является большинство наиболее употребляемых наглядных пособий».

Развитию детского творчества, активности, воображения способствуют разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных и привычных, поиск новых решений.

Большой опыт всей моей работы в дошкольном образовании, многолетние наблюдения, анализ педагогической работы с детьми позволили мне разработать программу «Азбука мастерства». Данная программа дополнительного образования детей предназначена для неорганизованных детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения.

Необходимость такой программы вытекает из существенного изменения положения образовательных учреждений. Новые социально-экономические условия, дефицит дошкольных образовательных учреждений обусловили новый статус учреждениям дополнительного образования и внедрение новых форм воспитания и обучения детей.

 Актуальность программы состоит в том, что она разработана в рамках основной концептуальной идеи - подготовки «домашних» детей к условиям школьного обучения на основе осуществления детьми многообразных видов деятельности, прежде всего игровой и художественной. Программа предлагает развитие творческой личности ребенка, развитие его познавательных, коммуникативных, творческих способностей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идёт о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Ручной труд и конструирование, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности данного возраста, а именно:

  • желание действовать с предметами, которые уже не удовлетворяются простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предлагают получение определённого осмысленного результата;
  • желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Основная цель моей программы «Азбука мастерства»: творческое развитие личности дошкольника через ручной труд, создание максимально благоприятных условий для развития творческих способностей ребенка на основе дифференцированного подхода.

Задачи для достижения основной цели различны для каждого возраста, общим является формирование эстетического отношения к окружающему миру.

 

Обучающие:

Дать знания об использовании различных видов изобразительных материалов в жизни общества.

Формировать представления о практической художественной деятельности, способствующей развитию творческого начал.

 

Развивающие:

Развивать сенсомоторные навыки (тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук).

Развивать навыки и приемы работы с различными материалами (бумагой, пластилином, тканью, нитками, природным и бросовым материалом).

Воспитывающие:

Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, творческую активность и инициативу.

При реализации и обобщении опыта я придерживаюсь основных принципов построения программы:

  • Принцип воздействия (воздействие как сотворчество педагога и ребенка, взаимодействие детей как партнеров по творческой деятельности, сенсорное взаимодействие ребенка с материалом)
  • Принцип игровой подачи материала.
  • Соизмеримость преподносимого ребенку материала, созданного культурой с качеством и характером пережитых им эмоций. Организация деятельности ребенка как творчество по поводу личных впечатлений.
  • Сочетание в процессе занятий репродуктивного и творческого типа деятельности.
  • Принцип познания ребенком материала от ощущения через эмоции к ассоциации и анализу, а затем к творчеству - я чувствую- я представляю- я воображаю- я творю.

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, в частности, работа с различными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности. Говоря о способностях, Т.С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображение, ручная умелость, эмоционально-положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе работы с разными материалами.

По свидетельству многих педагогов и психологов способности развиваются именно в этой деятельности, для которой они предназначены. В то же время мы исходим из положения, выдвинутого Т.С. Комаровой, что развитие художественно-творческих способностей в одном виде художественной деятельности способствует развитию способностей к другому виду художественной деятельности.

Одним из моментов важных для развития творческих способностей детей является интеграция видов изобразительной деятельности, что дает возможность находить варианты, способы изображения. Взаимосвязь видов изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования) – один из путей интегрированного подхода к художественному воспитанию, условие обеспечивающее сочетание занятий разного вида. Интеграция видов творчества тесно связана с игрой. Игра является основой деятельности дошкольника, и именно она дает возможность сочетать на занятиях виды изобразительной деятельности, например, интеграция аппликации с рисованием. (обвести детскую ладонь – пальчики будет хвостик, а большой палец – головой, разрисовать, украсить различными стразами, перьями или гофрированной бумагой, веточками-лапки и т.д.) обилие изобразительных материалов на одном занятии дает возможность создать «живой образ».

Опыт показывает, что одно из важнейших условий успешного развития детского творчества – разнообразие и вариативность проведения с детьми работы по ручному труду, сочетание привычных рамок художественно-творческого труда с экспериментально-творческим, основанным на использовании необычных техник и материалов.

Основным показателями, подтверждающими полезность и значимость опыта, являются результаты, проводимой диагностики по выявлению творческих способностей детей и, конечно, результаты различных конкурсов, где дети занимали призовые места.

Конечно, в работе встречаются и трудности. Например, малое оснащение информационными, коммуникационными технологиями. За ИКТ большое будущее в развитии творческого потенциала детей.

Перспективы дальнейшего развития и совершенствования своего опыта я вижу в разработке интегрированных форм работы по разным видам художественно-творческой деятельности (блоки, циклы, объединяющие различные виды деятельности, занятия одним содержанием, значимым для детей).

Данный опыт может быть использован педагогами дополнительного образования, воспитателями дошкольных учреждений, гувернерами и родителями.

 

 

 

Литература:

  1. Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности. //Дошк. воспит. – 1989. -№2;
  2. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995;
  3. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. Книга для педагогов дошкольных учреждений.  – М.: Мнемозина, 1995. – 160.
  4. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005;
  5. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4 -7лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2008;
  6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям/ В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1972.

 

Просмотр содержимого документа
«Формирование творческой личности через ручной труд »

Формирование творческой личности через ручной труд.



Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания и образования детей. Известный педагог Т.С. Комарова отмечала, что изобразительная деятельность очень интересна для ребенка-дошкольника, так как удовлетворяет его потребность в деятельности вообще и в продуктивной в частности.

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с различными материалами, которые включают в себе различные виды создания образов предметов из бумаги, ткани, пластилина, природного и бросового материала. Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезанная аппликация, техника мозаики, поделки в технике «оригами», создание различных объёмов, используя технику «бумагопластики». Дошкольники могут конструировать поделки из природного и использованного так называемого бросового материала, работать с тканью и нитками, пластилином.

Использовать данный вид деятельности для развития ребенка предлагали педагоги прошлого и настоящего: Я.А.Коменкий, Д.Локк, Ф.Фребель, Е.Н.Водовозова, Л.К.Шлегер, Е.А.Флерина, Л.Топоркова, Л.Куцакова и многие другие. Джон Локк считал, что лучшей игрушкой для ребенка будет та, которую он сделал своими руками.

В процессе работы с тканью, бумагой, пластилином, природным и бросовым материалом дошкольники познают свойства различных материалов, возможности их преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются достаточно четкие и полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, так писал Н.Д. Бартрам: «вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по пути, будет неизмеримо живее, интереснее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и очень часто бездарному измышлению, каким является большинство наиболее употребляемых наглядных пособий».

Развитию детского творчества, активности, воображения способствуют разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных и привычных, поиск новых решений.

Большой опыт всей моей работы в дошкольном образовании, многолетние наблюдения, анализ педагогической работы с детьми позволили мне разработать программу «Азбука мастерства». Данная программа дополнительного образования детей предназначена для неорганизованных детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения.

Необходимость такой программы вытекает из существенного изменения положения образовательных учреждений. Новые социально-экономические условия, дефицит дошкольных образовательных учреждений обусловили новый статус учреждениям дополнительного образования и внедрение новых форм воспитания и обучения детей.

Актуальность программы состоит в том, что она разработана в рамках основной концептуальной идеи - подготовки «домашних» детей к условиям школьного обучения на основе осуществления детьми многообразных видов деятельности, прежде всего игровой и художественной. Программа предлагает развитие творческой личности ребенка, развитие его познавательных, коммуникативных, творческих способностей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идёт о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Ручной труд и конструирование, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности данного возраста, а именно:

  • желание действовать с предметами, которые уже не удовлетворяются простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предлагают получение определённого осмысленного результата;

  • желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Основная цель моей программы «Азбука мастерства»: творческое развитие личности дошкольника через ручной труд, создание максимально благоприятных условий для развития творческих способностей ребенка на основе дифференцированного подхода.

Задачи для достижения основной цели различны для каждого возраста, общим является формирование эстетического отношения к окружающему миру.



Обучающие:

Дать знания об использовании различных видов изобразительных материалов в жизни общества.

Формировать представления о практической художественной деятельности, способствующей развитию творческого начал.



Развивающие:

Развивать сенсомоторные навыки (тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук).

Развивать навыки и приемы работы с различными материалами (бумагой, пластилином, тканью, нитками, природным и бросовым материалом).

Воспитывающие:

Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, творческую активность и инициативу.

При реализации и обобщении опыта я придерживаюсь основных принципов построения программы:

  • Принцип воздействия (воздействие как сотворчество педагога и ребенка, взаимодействие детей как партнеров по творческой деятельности, сенсорное взаимодействие ребенка с материалом)

  • Принцип игровой подачи материала.

  • Соизмеримость преподносимого ребенку материала, созданного культурой с качеством и характером пережитых им эмоций. Организация деятельности ребенка как творчество по поводу личных впечатлений.

  • Сочетание в процессе занятий репродуктивного и творческого типа деятельности.

  • Принцип познания ребенком материала от ощущения через эмоции к ассоциации и анализу, а затем к творчеству - я чувствую- я представляю- я воображаю- я творю.

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, в частности, работа с различными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности. Говоря о способностях, Т.С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображение, ручная умелость, эмоционально-положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе работы с разными материалами.

По свидетельству многих педагогов и психологов способности развиваются именно в этой деятельности, для которой они предназначены. В то же время мы исходим из положения, выдвинутого Т.С. Комаровой, что развитие художественно-творческих способностей в одном виде художественной деятельности способствует развитию способностей к другому виду художественной деятельности.

Одним из моментов важных для развития творческих способностей детей является интеграция видов изобразительной деятельности, что дает возможность находить варианты, способы изображения. Взаимосвязь видов изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования) – один из путей интегрированного подхода к художественному воспитанию, условие обеспечивающее сочетание занятий разного вида. Интеграция видов творчества тесно связана с игрой. Игра является основой деятельности дошкольника, и именно она дает возможность сочетать на занятиях виды изобразительной деятельности, например, интеграция аппликации с рисованием. (обвести детскую ладонь – пальчики будет хвостик, а большой палец – головой, разрисовать, украсить различными стразами, перьями или гофрированной бумагой, веточками-лапки и т.д.) обилие изобразительных материалов на одном занятии дает возможность создать «живой образ».

Опыт показывает, что одно из важнейших условий успешного развития детского творчества – разнообразие и вариативность проведения с детьми работы по ручному труду, сочетание привычных рамок художественно-творческого труда с экспериментально-творческим, основанным на использовании необычных техник и материалов.

Основным показателями, подтверждающими полезность и значимость опыта, являются результаты, проводимой диагностики по выявлению творческих способностей детей и, конечно, результаты различных конкурсов, где дети занимали призовые места.

Конечно, в работе встречаются и трудности. Например, малое оснащение информационными, коммуникационными технологиями. За ИКТ большое будущее в развитии творческого потенциала детей.

Перспективы дальнейшего развития и совершенствования своего опыта я вижу в разработке интегрированных форм работы по разным видам художественно-творческой деятельности (блоки, циклы, объединяющие различные виды деятельности, занятия одним содержанием, значимым для детей).

Данный опыт может быть использован педагогами дополнительного образования, воспитателями дошкольных учреждений, гувернерами и родителями.







Литература:

  1. Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности. //Дошк. воспит. – 1989. -№2;

  2. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995;

  3. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. Книга для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мнемозина, 1995. – 160.

  4. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005;

  5. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4 -7лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2008;

  6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям/ В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1972.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Формирование творческой личности через ручной труд

Автор: Лукина Марина Владимировна

Дата: 25.01.2015

Номер свидетельства: 161413

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества» "
    ["seo_title"] => string(108) "formirovaniie-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-pozitivnykh-ustanovok-k-razlichnym-vidam-truda-i-tvorchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "169506"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423415133"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Развитие творческой одаренности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности "
    ["seo_title"] => string(95) "razvitiie-tvorchieskoi-odariennosti-uchashchikhsia-na-urokakh-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "139525"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417726563"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Методическая разработка по предмету: «Ручная дуговая сварка» Урок- игра «Отличная профессия- Сварщик!»"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_po_priedmietu_ruchnaia_dughovaia_svarka_urok_ighra_o"
    ["file_id"] => string(6) "432143"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1507831342"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Ковровая вышивка - часть декоративно – прикладного искусства, формирующая навыки функциональной грамотности". "
    ["seo_title"] => string(113) "kovrovaia-vyshivka-chast-diekorativno-prikladnogho-iskusstva-formiruiushchaia-navyki-funktsional-noi-ghramotnosti"
    ["file_id"] => string(6) "181827"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425399000"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности, кружка "Умелые ручки". "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-i-ktp-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kruzhka-umielyie-ruchki"
    ["file_id"] => string(6) "246275"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446319455"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства