kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тезисы: «Картотека поручений по ручному художественному труду как средство развития творческих способностей детей старшей группы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

«Картотека поручений по ручному художественному труду как средство

развития творческих способностей детей старшей группы»

 

Осинцева Ирина Игоревна

студентка 41 до, irishka466@mail.ru,

                     специальность 44.02.01

Дошкольное образование

Руководитель: Пьянкова Е.В.

 

 

 

 

 

 

В Концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Авторы Концепции указывают, что ребенок, прежде всего, приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности. [1]

В Федеральном законе «Об образовании в Российской» в статье 64. Дошкольное образование говорится, что образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста. [2]

Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) направлена на разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного возраста с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей, а также исторических и национально-культурных традиций Российской Федерации. [3]

 Цель российского образования - всестороннее развитие творческой, уважающей собственное достоинство, граждански ответственной личности. Дошкольное образование является важной ступенью системы общего образования в Российской Федерации. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в детских дошкольных учреждениях необходимо создавать условия для личностного развития ребенка, его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей.

Трудно переоценить роль искусства в развитии личности, ее творческих задатков и дарований, в формировании эстетического вкуса, духовно-нравственных ориентиров. К художественному творчеству дети дошкольники приобщаются на занятиях по ручному художественному труду. Дошкольный возраст занимает исключительно важное место в формировании целостной личности. Особую роль в развитии ребенка играет старший дошкольный возраст: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Возраст 5 - 6 лет характеризуется активизацией ростового процесса, происходят большие изменения высшей нервной деятельности, формируются социальные представления морального плана, расширяются интеллектуальные возможности и общий кругозор детей, развиваются творческие способности.[6]

 В настоящее время в психолого-педагогической науке и практике вопросы развития творческих способностей дошкольников становятся наиболее актуальными. Педагоги учреждений дошкольного образования ведут поиск современных методов и форм развития творческих способностей воспитанников. Однако на практике возникает противоречие между потребностью педагогов-практиков в научных рекомендациях по совершенствованию этой работы и отсутствием теоретических исследований, отражающих современные запросы общества на формирование творческой личности на этапе дошкольного образования. Отсутствуют четкие критерии исследования уровня творческих способностей.

Требуют обновления формы, методы и средства работы с детьми в процессе их изобразительной и художественно - творческой деятельности.

Творческие способности детей дошкольного возраста -  это оригинальный подход в осмыслении окружающего, склонность находить нестандартные способы и средства решения задач и стремление получать оригинальные результаты. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения этого является ручной художественный труд детей дошкольного возраста.

Основой в развитии творческих способностей является: воображение и креативное мышление, развитие которых приводит к совершенствованию творческих способностей у дошкольников.

Формирование творческой, эстетически - развитой личности начали обсуждать еще в древности. Аристотель подчеркивал, что «… занятие творчеством способствует разностороннему развитию личности ребёнка». Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Пиаже, Я. А. Коменский и многие русские педагоги, психологи, такие как В. С Мухина, Т. С. Комарова и другие. Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. [4]

Изучением проблемы развития творческих способностей занимались такие педагоги и учёные, как Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.М. Матюшкина, А.В. Запорожец, В.С. Юркевич, Л.Н. Коган, О.И. Мотков, Д.С. Лихачёв, С.М. Рубинштейн и другие. Их подходы к проблеме различались. Л.С. Выготский полагал, что творческие способности присущи каждому человеку, в зависимости от культурного и социального слоя.

Сегодня всем хорошо известно, что высоких профессиональных результатов достигают люди творческие - те, кто с детства имел собственную точку зрения, не боялся высказывать её, демонстрируя новый, нестандартный подход к ситуации. Психологи считают, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст.

Ручной художественный труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

Ручной художественный труд - это изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала, бросового материала с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. - осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр. Такие поделки могут стать приятным подарком родным и друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие. [8]

В процессе ручного художественного труда ребёнок испытывает разнообразные чувства, радуется красивой подделке, аппликации, которое он создал сам, приобретает знания и представления об окружающем, осмысливает качества предметов и воспроизводит их с учётом собственного воображения.

Но самое главное: создавая подделку, аппликацию ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать конструктивными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные картотеки поручений по ручному художественному труду. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема картотека поручений по ручному художественному труду как средство развития творческих способностей детей старшей группы на современном этапе развития системы дошкольного образования. Творческие способности есть у каждого ребёнка. Это индивидуально - психологические особенности, отличающие одного человека от другого. От того насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17октября 2019г. №1115
  2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012. - № 273-ФЗ (последняя редакция). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 02.02.2024).
  3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028, https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-25112022-n-1028/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo-obrazovaniia/
  4. Лутцева Е.А., Секреты художественного мастерства 5 - 7 лет, 2023 г.
  5. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2019.
  6. Маклаков А. Г. Общая психология [Текст] / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2020г. - 592 с.
  7. МалышеваА. Н. Аппликация в детском саду [Текст] / А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева. — Ярославль: Академия развития, 2020г.
  8. Межиева М. В. Развиваем творческие способности у детей 5—9 лет [Текст] / М. В. Межиева. - Ярославль, 2019г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тезисы: «Картотека поручений по ручному художественному труду как средство развития творческих способностей детей старшей группы»»


«Картотека поручений по ручному художественному труду как средство

развития творческих способностей детей старшей группы»

Осинцева Ирина Игоревна

студентка 41 до, irishka466@mail.ru,

специальность 44.02.01

Дошкольное образование

Руководитель: Пьянкова Е.В.










В Концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Авторы Концепции указывают, что ребенок, прежде всего, приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности. [1]

В Федеральном законе «Об образовании в Российской» в статье 64. Дошкольное образование говорится, что образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста. [2]

Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) направлена на разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного возраста с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей, а также исторических и национально-культурных традиций Российской Федерации. [3]

Цель российского образования - всестороннее развитие творческой, уважающей собственное достоинство, граждански ответственной личности. Дошкольное образование является важной ступенью системы общего образования в Российской Федерации. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в детских дошкольных учреждениях необходимо создавать условия для личностного развития ребенка, его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей.

Трудно переоценить роль искусства в развитии личности, ее творческих задатков и дарований, в формировании эстетического вкуса, духовно-нравственных ориентиров. К художественному творчеству дети дошкольники приобщаются на занятиях по ручному художественному труду. Дошкольный возраст занимает исключительно важное место в формировании целостной личности. Особую роль в развитии ребенка играет старший дошкольный возраст: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Возраст 5 - 6 лет характеризуется активизацией ростового процесса, происходят большие изменения высшей нервной деятельности, формируются социальные представления морального плана, расширяются интеллектуальные возможности и общий кругозор детей, развиваются творческие способности.[6]

В настоящее время в психолого-педагогической науке и практике вопросы развития творческих способностей дошкольников становятся наиболее актуальными. Педагоги учреждений дошкольного образования ведут поиск современных методов и форм развития творческих способностей воспитанников. Однако на практике возникает противоречие между потребностью педагогов-практиков в научных рекомендациях по совершенствованию этой работы и отсутствием теоретических исследований, отражающих современные запросы общества на формирование творческой личности на этапе дошкольного образования. Отсутствуют четкие критерии исследования уровня творческих способностей.

Требуют обновления формы, методы и средства работы с детьми в процессе их изобразительной и художественно - творческой деятельности.

Творческие способности детей дошкольного возраста - это оригинальный подход в осмыслении окружающего, склонность находить нестандартные способы и средства решения задач и стремление получать оригинальные результаты. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения этого является ручной художественный труд детей дошкольного возраста.

Основой в развитии творческих способностей является: воображение и креативное мышление, развитие которых приводит к совершенствованию творческих способностей у дошкольников.

Формирование творческой, эстетически - развитой личности начали обсуждать еще в древности. Аристотель подчеркивал, что «… занятие творчеством способствует разностороннему развитию личности ребёнка». Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Пиаже, Я. А. Коменский и многие русские педагоги, психологи, такие как В. С Мухина, Т. С. Комарова и другие. Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. [4]

Изучением проблемы развития творческих способностей занимались такие педагоги и учёные, как Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.М. Матюшкина, А.В. Запорожец, В.С. Юркевич, Л.Н. Коган, О.И. Мотков, Д.С. Лихачёв, С.М. Рубинштейн и другие. Их подходы к проблеме различались. Л.С. Выготский полагал, что творческие способности присущи каждому человеку, в зависимости от культурного и социального слоя.

Сегодня всем хорошо известно, что высоких профессиональных результатов достигают люди творческие - те, кто с детства имел собственную точку зрения, не боялся высказывать её, демонстрируя новый, нестандартный подход к ситуации. Психологи считают, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст.

Ручной художественный труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

Ручной художественный труд - это изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала, бросового материала с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. - осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр. Такие поделки могут стать приятным подарком родным и друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие. [8]

В процессе ручного художественного труда ребёнок испытывает разнообразные чувства, радуется красивой подделке, аппликации, которое он создал сам, приобретает знания и представления об окружающем, осмысливает качества предметов и воспроизводит их с учётом собственного воображения.

Но самое главное: создавая подделку, аппликацию ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать конструктивными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные картотеки поручений по ручному художественному труду. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема картотека поручений по ручному художественному труду как средство развития творческих способностей детей старшей группы на современном этапе развития системы дошкольного образования. Творческие способности есть у каждого ребёнка. Это индивидуально - психологические особенности, отличающие одного человека от другого. От того насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.







Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17октября 2019г. №1115

  2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012. - № 273-ФЗ (последняя редакция). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 02.02.2024).

  3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028, https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-25112022-n-1028/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo-obrazovaniia/

  4. Лутцева Е.А., Секреты художественного мастерства 5 - 7 лет, 2023 г.

  5. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2019.

  6. Маклаков А. Г. Общая психология [Текст] / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2020г. - 592 с.

  7. МалышеваА. Н. Аппликация в детском саду [Текст] / А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева. — Ярославль: Академия развития, 2020г.

  8. Межиева М. В. Развиваем творческие способности у детей 5—9 лет [Текст] / М. В. Межиева. - Ярославль, 2019г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Осинцева Ирина Игоревна

Дата: 12.06.2024

Номер свидетельства: 652662


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства