kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование у детей дошкольного возраста доброжелательного отношения к сверстникам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети знают, что добро – это стремление человека сделать что-то хорошее для людей. Доброжелательный - это человек, проявляющий дружеское расположение, желающий добра другому, готовый прийти на помощь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование у детей дошкольного возраста доброжелательного отношения к сверстникам»














ПРОЕКТ


Тема: Формирование у детей дошкольного возраста доброжелательного отношения к сверстникам















Выполнила:

Иванова Екатерина Николаевна








Чебоксары 2024


ПАСПОРТ ПРОЕКТА



Таблица 1- Паспорт проекта


Название проекта

«Доброжелательность к сверстникам»

Тема проекта

Формирование у детей дошкольного возраста доброжелательного отношения к сверстникам

Автор проекта

Иванова Екатерина Николаевна, студентка 4 курса, группы ДОз-2-17, специальность 44.02.01. Дошкольное образование.

Место реализации проекта

МБДОУ «Детский сад №146 города Чебоксары Чувашской Республики, старшая группа (от 5 до 6 лет).

Проблема, на решение которой направлен проект

Наблюдения за детьми группы показали, что не все дети проявляют доброжелательность по отношению к сверстникам, сопереживают, помогают. Дети не проявляют сочувствия к другим людям, конфликтуют с другими детьми. Поэтому очень важно научить детей группы умению правильно общаться со сверстниками, формировать  дружеские взаимоотношения.

Цель проекта

Формирование у детей старшей группы доброжелательного отношения к сверстникам

Задачи проекта

1.Познакомить детей с понятиями «добро», «доброжелательность».

2.Формировать у детей умение оценивать поступки литературных персонажей, свои и сверстников.

3.Развивать у детей уважительное и доброжелательное отношение к окружающим, не сомневаться в добрых намерениях; обращать внимание на положительные черты сверстников; чувство благодарности за добрый поступок, сочувствие, отзывчивость к сверстникам, совершенствовать коммуникативные навыки в ходе совместной со сверстниками деятельности.

4.Повышение педагогической компетентности родителей по вопросу формирования у детей доброжелательных отношений между сверстниками.

Участники проекта

Воспитатели, дети старшей группы, родители.

Сроки реализации проекта

С 01.01 .2024 по 30.05.2024 (Долгосрочный проект)

Ожидаемые результаты

1.Дети знают, что добро – это стремление человека сделать что-то хорошее для людей. Доброжелательный - это человек, проявляющий дружеское расположение, желающий добра другому, готовый прийти на помощь.

2. Дети правильно оценивают поступки литературных персонажей, свои поступки и поступки своих сверстников. Отличают положительных героев от отрицательных по их поступкам.

3. У детей наблюдается уважительное и доброжелательное отношение к окружающим, они обращают внимание на положительные черты сверстников; благодарят сверстников за добрый поступок, проявляют сочувствие и отзывчивость к сверстникам, сформированы коммуникативные навыки (умеют выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей); стараются во время игр и совместной деятельности избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом; видят и понимают эмоциональные состояния сверстника.

4. Родители принимают активное участие в формировании у ребенка доброжелательного отношения к сверстникам, сотрудничают и взаимодействуют с детским садом при организации мероприятий в рамках проекта.






















АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность нашей проблемы определяется тем, что в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Попадая в детский коллектив, дети стремятся, но часто не умеют, вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое и доброжелательное отношение к ним.

Именно доброжелательные взаимоотношения дошкольников, являются важнейшим условием его полноценного нравственного развития.

В дошкольном возрасте ребёнок учится соотносить свои поступки с требованиями взрослого. Всё это предпосылки создают базу для активного формирования представлений и понятий, а так же нравственных чувств.

Дошкольный возраст – это очень ответственный период в воспитании детей, потому что в это время происходит первоначальное становление личности. В общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, которые существенным образом влияют на развитие его личности.

Общение с детьми - необходимое условие психологического развития ребенка. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования готовности к разрешению противоречий, так как на этом возрастном этапе развития у ребенка складывается опыт взаимодействия с людьми, формируются базовые черты характера и система межличностных отношений.

У детей дошкольного возраста необходимо активно и последовательно формировать доброжелательные взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться сообща выработанным требованиям, следовать в своих поступках примеру хороших людей. Большое место в нравственном воспитании старшего дошкольника занимает воспитание культуры общения. К старшему дошкольному возрасту формирование уважения к сверстникам, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности занимает значительное место. Ребенок в процессе общения с партнером должен быть сдержанным, уметь действовать в интересах товарища или группы сверстников, проявляя при этом достаточные волевые усилия.

По мнению Гербова В.В. доброжелательность - это: «отношение к человеку, ориентированное на содействие его благу, на совершение добра. Субъективно доброжелательность проявляется в благорасположении, симпатии, сочувствии, благодеянии. С нравственной точки зрения доброжелательность является долгом человека. В доброжелательности подчеркивается не только безусловное признание в другом человеке его морального достоинства, но выражается миролюбие, дружественность, готовность к плодотворному сотрудничеству".

Как считал Коломинский Я.А. доброжелательность – это «духовно-нравственное качество личности, выражающее благорасположение, симпатию одного человека к другому, пожелание ему добра, блага, успеха; это способность человека радоваться чужим успехам, чужому счастью, чужой радости; это отсутствие зависти, мстительности и безразличия к людям; это умение прощать чужие ошибки, терпение к человеческим недостаткам».

Однако, для полноценной социализации личности, растущему человеку необходимы сверстники, с которыми он мог взаимодействовать как внутри семьи, так и за её пределами. Детское общество одно из необходимых условий всестороннего развития ребёнка. С умения ребенка строить отношения со сверстниками начинается его подготовка к жизни среди людей сначала в обществе детей в детском саду и в школе, а затем в студенческом и производственном коллективе.

В отечественной педагогике проблема воспитания гуманных и, следовательно, доброжелательных отношений традиционно занимала видное место. Анализ взглядов педагогов и мыслителей России, М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др., позволил обнаружить наличие во взглядах понятия «направленность личности» как проявления доброжелательного отношения детей к окружающим под влиянием сформированных нравственных чувств.

По мнению Е.О. Смирновой, воспитание доброжелательных отношений – это длительный процесс, в котором детский сад является очень важным звеном. Смысл этого процесса заключается в постепенном осознании и принятии ребенком нравственных, моральных и поведенческих норм и правил, принятых в определенном социуме.

Актуальность данной темы и проблемы послужила разработке педагогического проекта «Доброжелательность к сверстникам».


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель: Формирование у детей старшей группы доброжелательного отношения к сверстникам.

Задачи:

1.Познакомить детей с понятиями «добро», «доброжелательность».

2.Формировать у детей умение оценивать поступки литературных персонажей, свои и сверстников.

3.Развивать у детей уважительное и доброжелательное отношение к окружающим, не сомневаться в добрых намерениях; обращать внимание на положительные черты сверстников; чувство благодарности за добрый поступок, сочувствие, отзывчивость к сверстникам, совершенствовать коммуникативные навыки в ходе совместной со сверстниками деятельности.

4.Повышение педагогической компетентности родителей по вопросу формирования у детей доброжелательных отношений между сверстниками.

УЧАСТНИКИ И ИХ РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Участники и их роль в реализации проекта

Участники проекта

Их роль в реализации проекта

Воспитатель

Организует деятельность по формированию у детей старшего дошкольного возраста доброжелательного отношения к сверстникам: проводит беседы о доброжелательном отношении к сверстникам и окружающим людям, знакомит детей с детской художественной литературой о доброте; проводит дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры; рассматривает картины и иллюстрации; просматривают мультфильм; организует продуктивную деятельность, игровые ситуации и т.д.

Воспитанники

Участвуют в беседах, знакомятся с детской художественной литературой о доброте к окружающим людям и сверстникам; участвуют в игровой и продуктивной деятельности, просматривают совместно со взрослыми мультфильмы, разрешают проблемные и игровые ситуации и т.д.

Родители воспитанников

Посещают мероприятия организованные воспитателем для родителей: родительские собрания, консультации, семинары-практикумы. Изучают методические рекомендации и памятки по вопросу формирования у дошкольников доброжелательного отношения к сверстникам.

Взаимодействуют с воспитателем при организации мероприятий: вместе с детьми читают художественную литературу; объясняют значение пословиц и поговорок о доброте; решают с детьми проблемные ситуации, изготавливают совместно с ребенком подарки для сверстников и т.д., просматривают мультфильмы и т.д.








МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Таблица 3 – Механизм реализации проекта

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

-постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

-изучение нормативно-правовых документов;

-изучение передового педагогического опыта;

-подбор детской художественной литературы, музыкальных произведений;

-подбор иллюстративно-наглядного материала, атрибутов игр по теме проекта;

-проведение анкетирования с родителями;

-создание информационного стенда для родителей

-рассматривание картин, иллюстраций, слайдов, презентаций и беседа по их содержанию;

-ознакомление с художественной литературой;

-прослушивание в аудиозаписи песен;

-знакомство с пословицами и поговорками о дружбе;

-использование изобразительной и продуктивной деятельности детей;

-использование игровой деятельности: сюжетно-ролевые, дидактические, словесные.


-беседа с детьми;

-выставка детских рисунков;

- подведение итогов работы;

-систематизация и обобщение материала;

-презентация итогов проекта.



ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


План реализации проекта


Этап

Наименование мероприятия

Срок

Место проведения мероприятия

Ответственные



















Подготовительный

Работа педагога:

Изучение методической литературы по данной теме.

Определение цели, актуальности и значимости проекта

Наблюдение за детьми

Подбор художественной литературы для детей, наглядно-дидактического материала

Декабрь

Методический кабинет

Воспитатель

Составление перечня сказок, игр, используемых в работе с детьми для составления и реализации плана проекта

Декабрь

Группа

Воспитатель

C родителями:

Проведение анкетирования родителей «Формирование нравственных привычек у детей»

Декабрь

Группа

Воспитатель Родители

Беседа с детьми на тему «Что такое Доброта и Доброжелательность»


Декабрь

Группа

Воспитатель


Оформление методических рекомендаций для родителей «Как воспитатель в ребенке доброту»

Декабрь

Группа

Воспитатель















Основной

этап

Традиция группы «Здравствуй – До свидания»

Дети дважды в день (до завтрака и после ужина) садятся в круг, чтобы поздороваться/попрощаться друг с другом, рассказать о своем настроении его причинах, помочь друг другу улучить настроение, поддержать того, кому плохо

Декабрь-май

Группа

Воспитатель

Традиция группы «День добрых дел»

Дети 1 раз в неделю (в середине недели, в соответствии с календарными датами событий) в начале дня, сидя в кругу, определяют, для кого и какие добрые дела будут делать, а затем распределяют, кто что делает. В течении дня дети выполняют то, что запланировали

Декабрь-май

Группа

Воспитатель

Традиция группы

«Заботимся о заболевшем друге»

Воспитатель сообщает детям, о том, что заболел их товарищ. Дети обсуждают, каким способом они будут с ним связываться, о чем говорить, кто это будет делать, а также, какое доброе дело для него можно сделать

Декабрь-май

Группа

Воспитатель















Основной

этап

Традиция группы

«Самый добрый день рождения»

Дети в соответствии с календарем именинников заранее обсуждают, как будут их поздравлять, какой подарок готовить, а затем готовят подарки и поздравления

Декабрь-май

Группа

Воспитатель

Оформление книги «Правила доброго человека»

Декабрь-май

Группа

Воспитатель

Словесная игра «Что доброго делают люди этих профессий»

Январь

3 неделя


Группа

Воспитатель

Организация проведения НОД «Добрые волшебники»


Январь

3 неделя




Группа



Воспитатель




Чтение художественной литературы («Яблоки» В.Г. Сутеев), беседа по содержанию произведения

Январь

3 неделя


Группа

Дом

Воспитатель

Родители






















Основной

этап

Д/Игра «Зеркало» (цель - отгадывание эмоций сверстника)

Январь

3 неделя


Группа

Воспитатель

Игровая ситуация «Почему баба Яга злая и как ей помочь?»

Январь

4 неделя

Группа

Воспитатель

Слушание музыкальных

композиций:

«Дружба крепкая» (слова – Пляцковский М.С, комп.- Савельев Б.И)

Январь

4 неделя

Музыкальный зал

Воспитатель

Игровая ситуация «Ищем добрые слова»

Январь

4 неделя

Группа

Воспитатель

Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольников»

Январь

4 неделя

Музыкальный зал

Воспитатель

Литературный вечер «Стихи о доброте»

Январь

4 неделя

Группа

Воспитатель

Чтение художественной литературы Л. Толстой «Косточка». Рассматривание иллюстрации по произведению

Февраль

1 неделя

Группа

Воспитатель

Родители

Д/и «Разные лица» цель - подобрать к карточкам картинки-пиктограммы соответствующих эмоций (радость, удивление, гнев, страх, спокойствие)

Февраль

1 неделя

Группа

Воспитатель


Конструирование из бумаги «Гирлянда добрых сердец»

Февраль

1 неделя

Дом

Родители

Проблемная ситуация «Дети поссорились» (обсуждение способов примирения»)

Февраль

1 неделя

Группа

Воспитатель

Фотовыставка «Добрые поступки нашей семьи»



Февраль

2 неделя

Группа

Воспитатель

Родители


Чтение и обсуждение художественного произведения Е. Григорьева «Ссора»

Февраль

2 неделя

Группа

Дом

Воспитатель

Родители
















Основной

этап

Д/и «Кто больше скажет добрых и теплых слов»

Февраль

2 неделя

Группа

Дом

Воспитатель

Родители

Просмотр и обсуждение мультфильма «Кот Леопольд»

Февраль

2 неделя

Группа

Дом

Воспитатель

Родители

Труд в природе (уход за растениями) – (цель - формирование умения работать со сверстником в паре, договариваться, помогать друг другу, не ссориться)

Февраль

2 неделя

Группа

Воспитатель


НОД (музыкальное) слушание песни «Дорога добра» (М.Минков и Ю.Энтин)

Февраль

3 неделя

Группа

Воспитатель


Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Февраль

3 неделя

Группа

Воспитатель


Памятка для родителей «Воспитываем детей добрыми»

Февраль

3 неделя

Группа

Воспитатель


Беседа «Мой добрый поступок»

Февраль

3 неделя

Группа

Воспитатель


Чтение художественной литературы А. Барто «Вовка - добрая душа», беседа по содержанию произведения

Февраль

3 неделя

Группа

Дом

Воспитатель

Родители

П/и «Жмурки»

Февраль

4 неделя

Группа

Воспитатель


Рисование «Подарок другу»

Февраль

4 неделя

Группа


Воспитатель


Рассматривание иллюстрации по прочитанному произведению А. Барто «Вовка - добрая душа»

Февраль

4 неделя

Группа

Дом

Воспитатель

Родители












Основной

этап

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Февраль

4 неделя

Группа

Воспитатель

Просмотр познавательного фильма из серии «Уроки тетушки Совы» по теме «Уроки доброты»

Март

1 неделя

Дом

Родители

П/и «Не сердись, улыбнись»

Март

1 неделя

Группа

Воспитатель

Хозяйственно-бытовой труд: мытье игрушек (цель-поможем воспитателю помыть игрушки, формирование умение оказывать друг другу помощь)

Март

1 неделя

Группа

Воспитатель

Родительское собрание «Доброта спасет мир»

Март

1 неделя

Группа

Воспитатель

Родители

Чтение художественной литературы и обсуждение А. Барто «Вовка - добрая душа»


Март

2 неделя

Группа

Воспитатель

Родители

Д/и «Кто больше скажет добрых и теплых слов»

Март

2 неделя

Группа

Воспитатель

Беседа «Что такое хорошо, что такое плохо»

Март

2 неделя

Группа

Воспитатель

Просмотр и обсуждение мультфильма «Приключения поросенка Фунтика»

Март

2 неделя

Дома

Родители


Сюжетно – ролевой игры «Путешественники»

Март

3 неделя

Группа

Воспитатель






















Основной

этап

Беседа «К чему ведут ссоры»

Знакомство с пословицами о доброте

Март

3 неделя

Группа

Воспитатель

Ситуативный разговор «Чем порадовать друга»

Март

3 неделя

Группа

Дом

Воспитатели

Родители

П/и «Ручеек»

Март

4 неделя

Группа

Воспитатель

Чтение художественной литературы Мицкевич Адам «Друзьям»

Март

4 неделя

Группа

Воспитатель

Организация бесед с детьми «Драться или

договариваться»

Март

4 неделя

Группа

Воспитатель

Аппликация «Цветик-семицветик»

Март

4 неделя

Группа

Воспитатель

Дети

Организация проведение дидактической игры «Назови друга ласково»

Март

4 неделя

Группа

Воспитатель

Продуктивная деятельность (аппликация) «Подарок другу»

Апрель

1 неделя

Группа

Воспитатель

Беседа «Почему нужно уметь уступать»

Апрель

1 неделя

Дом

Родители

Игровая ситуация «Помогаем другу в беде»

Апрель

1 неделя

Группа

Воспитатель


П/и «Найди пару»

Апрель

1 неделя

Группа

Воспитатель


Просмотр мультфильма «Доброта»

Апрель

2 неделя

Группа


Воспитатель

Родители

Игра-драматизация «Репка»

Апрель

2 неделя

Группа

Воспитатель

Пальчиковая гимнастика «Ты мой друг и я твой друг»

Апрель

2 неделя

Группа

Воспитатель

Организация и проведение Театрализованная игра «Лиса, заяц и петух»

(Театр на руке - пальчиковый)

Апрель

3 неделя

Группа

Воспитатель

Словесная игра «Комплименты»

Апрель

3 неделя

Группа

Воспитатель

НОД (Рисование) «Какого цвета доброта»

Апрель

3 неделя

Группа


Организация и проведения консультации для родителей дать рекомендации: «Развитие коммуникативных навыков дошкольников»

Апрель

3 неделя

Группа

Воспитатель

Д/и «Оцени поступок»

Апрель

4 неделя

Группа

Воспитатель

Ручной труд «Лечим книжки»

Апрель

4 неделя

Группа

Дом

Воспитатель

Родители

Чтение стихотворения Е.Благининой «Подарок

Апрель

4 неделя

Группа

Воспитатель

Д/и «Наоборот»

Апрель

4 неделя

Группа

Воспитатель






Заключительный

Диагностика (Беседа с детьми на тему: «Что хорошо, что плохо и почему?»)

Май

2 неделя

Группа

Воспитатель

Презентация книги «Правила доброго человека»

Май

2 неделя

Группа

Воспитатель

Совместная выставка рисунков «Мой лучший поступок»

Май

3 неделя

Группа

Дом

Воспитатель

Родители,

Анкетирование родителей (по итогам реализации проекта)

Май

3 неделя

Группа

Воспитатель

Подведение итогов работы.

Систематизация и обобщение материала.

Май

3 неделя

Группа

Воспитатель

Родительское собрание «Итоги реализации проекта»

Май

4 неделя

Музыкальный зал

Воспитатель

Родители

Презентация итогов проекта на педсовете.

Май

4 неделя

Методический кабинет

Воспитатель


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

1.Дети знают, что добро – это стремление человека сделать что-то хорошее для людей. Доброжелательный - это человек, проявляющий дружеское расположение, желающий добра другому, готовый прийти на помощь.

2. Дети правильно оценивают поступки литературных персонажей, свои поступки и поступки своих сверстников.

3. У детей наблюдается уважительное и доброжелательное отношение к окружающим, они обращают внимание на положительные черты сверстников; благодарят сверстников за добрый поступок, проявляют сочувствие и отзывчивость к сверстникам, сформированы коммуникативные навыки (умеют выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей); стараются во время игр и совместной деятельности избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом; видят и понимают эмоциональные состояния сверстника.

4. Родители принимают активное участие в формировании у ребенка доброжелательного отношения к сверстникам, сотрудничают и взаимодействуют с детским садом при организации мероприятий в рамках проекта.

Критерии оценки эффективности:

1. Достижение цели проекта и выполнение поставленных задач.

2. Соблюдение механизма реализации проекта и полное выполнение плана мероприятий.

3. Достижение ожидаемых результатов.

4. Удовлетворение образовательных потребностей воспитанников ДОУ и их родителей.



ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

Перспектива проекта состоит в дальнейшей активизации всех участников образовательного процесса по формированию у детей старшей группы доброжелательного отношения к сверстникам. Данный проект могут использовать в своей работе воспитатели ДОУ.




































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ашиков, В.И. Дошкольное воспитание в новом веке [Текст] / В.И. Ашиков. – М.: Наука, 2000. –116 с. 4. Педагогика [Текст] / Под ред. Ю. К. Бабанского. – М.: Просвещение, 2012. – 479 с.

  2. Бабаева, Т.И. Развивающий потенциал традиций межвозрастного общения детей и взрослых в детском саду / Т.И. Бабаева, А.Г. Николаева // Детский сад: теория и практика. - 2014. – № 3. – С. 6-13.

  3. Басов, М.Я. Методика психологических наблюдений за детьми [Текст] / М.Я. Басов. – М.: Инфра-М, 2010. – 379 с.

  4. Бондаренко, Е.А. О психическом развитии ребенка [Текст] / Е.А Бондаренко. – Минск.: Минск-пресс, 2010– 128 c

  5. Гаврилова, Т.П. О воспитание нравственных чувств [Текст] / Т.П. Гаврилова. – М.: 2004. – 118 с.

  6. Галигузова, Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослым и сверстником. – В кн.: Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии [Текст] / Л.Н. Галигузова, М.И. Лисиной. – М.: Владос, 2007, С. 55-78.

  7. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка [Текст] / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2004. – 272с

  8. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. [Текст] / Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др. – М.: Просвещение, 2004. – 141 с.

  9. Ефимова О. Н. Развитие доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 74-77.

  10. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2010. – 416 с.

  11. Коротаева, Т.Л. Формирование у детей доброжелательного отношения к сверстникам [Текст] / Т.Л. Коротаева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. г. Пермь, март 2014 г. – Пермь.: Меркурий, 2014. – С. 78-79.

  12. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017 г.

  13. Педагогическое проектирование в дошкольной образовательной организации: метод. пособие / сост. Н.А.Васильева.- Чебоксары: ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минообразования Чувашии, 2016. – 108 с.

  14. Петрова, В.И. Нравственное воспитание в детском саду [Текст] / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 72 с.

  15. Петрова, В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей и методистов. - 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. – М.: МозаикаСинтез, 2008. - 80 с.

  16. Проектная деятельность в детском саду: метод. пособие / авт.-сост. Н.А.Васильева.- Чебоксары: ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2017.- 200 с.

  17. Семенака, С.И. Учим детей доброжелательному поведению [Текст] / С.И. Семенака. – М.: АРКТИ, 2011. – 88 c.

  18. Семенака, С.И. Учим детей сочувствовать и сопереживать[Текст] / С.И. Семенака. – М.: АРКТИ, 2010. – 87 с.

  19. Смирнова, Е.О. Влияние условий воспитания на становление нравственных качеств дошкольника [Текст] / Е.О. Смирнова. – М.: Владос, 2001, С. 71-78.

  20. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения детей: диагностика, проблемы и коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М.: Владос, 2003. – 158 с.

  21. Урунтаева, Г. А.. Детская психология: учебник для студ. сред. учебн. заведений [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. –368 с.

  22. ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») [Электронныйресурс] – Режим доступа:http://www.firo.ru

  23. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru

  24. Фесюкова, Л.Б. Уроки доброты. Беседы по картинкам [Текст] / Л.Б. Фесюкова. – М.: Сфера, 2010. – 40 с.


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование у детей дошкольного возраста доброжелательного отношения к сверстникам

Автор: Иванова Екатерина Николаевна

Дата: 28.01.2024

Номер свидетельства: 644864

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "«Этическая беседа как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(99) "etichieskaia-biesieda-kak-sriedstvo-vospitaniia-ghumannykh-chuvstv-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "227964"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441032041"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Консультация для педагогов «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(112) "konsul-tatsiia-dlia-piedaghoghov-skazka-kak-sriedstvo-nravstviennogho-vospitaniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "221837"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435603989"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Статья на тему: «Формирование духовно-нравственных качеств и ценностей у детей дошкольного возраста в современном мире»"
    ["seo_title"] => string(80) "statia_na_temu_formirovanie_dukhovno_nravstvennykh_kachestv_i_tsennostei_u_detei"
    ["file_id"] => string(6) "519257"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1567946896"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Нравственное развитие детей дошкольного возраста. "
    ["seo_title"] => string(55) "nravstviennoie-razvitiie-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "240665"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445086414"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(277) "Игровые практики как средство формирования дружеских отношений между детьми дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации"
    ["seo_title"] => string(80) "igrovye_praktiki_kak_sredstvo_formirovaniia_druzheskikh_otnoshenii_mezhdu_detmi_"
    ["file_id"] => string(6) "513036"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1559396756"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства