Формирование у детей дошкольного возраста доброжелательного отношения к сверстникам
Формирование у детей дошкольного возраста доброжелательного отношения к сверстникам
Дети знают, что добро – это стремление человека сделать что-то хорошее для людей. Доброжелательный - это человек, проявляющий дружеское расположение, желающий добра другому, готовый прийти на помощь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование у детей дошкольного возраста доброжелательного отношения к сверстникам»
ПРОЕКТ
Тема: Формирование у детей дошкольного возраста доброжелательного отношения к сверстникам
Выполнила:
Иванова Екатерина Николаевна
Чебоксары 2024
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Таблица 1- Паспорт проекта
Название проекта
«Доброжелательность к сверстникам»
Тема проекта
Формирование у детей дошкольного возраста доброжелательного отношения к сверстникам
Автор проекта
Иванова Екатерина Николаевна, студентка 4 курса, группы ДОз-2-17, специальность 44.02.01. Дошкольное образование.
Место реализации проекта
МБДОУ «Детский сад №146 города Чебоксары Чувашской Республики, старшая группа (от 5 до 6 лет).
Проблема, на решение которой направлен проект
Наблюдения за детьми группы показали, что не все дети проявляют доброжелательность по отношению к сверстникам, сопереживают, помогают. Дети не проявляют сочувствия к другим людям, конфликтуют с другими детьми. Поэтому очень важно научить детей группы умению правильно общаться со сверстниками, формировать дружеские взаимоотношения.
Цель проекта
Формирование у детей старшей группы доброжелательного отношения к сверстникам
Задачи проекта
1.Познакомить детей с понятиями «добро», «доброжелательность».
2.Формировать у детей умение оценивать поступки литературных персонажей, свои и сверстников.
3.Развивать у детей уважительное и доброжелательное отношение к окружающим, не сомневаться в добрых намерениях; обращать внимание на положительные черты сверстников; чувство благодарности за добрый поступок, сочувствие, отзывчивость к сверстникам, совершенствовать коммуникативные навыки в ходе совместной со сверстниками деятельности.
4.Повышение педагогической компетентности родителей по вопросу формирования у детей доброжелательных отношений между сверстниками.
Участники проекта
Воспитатели, дети старшей группы, родители.
Сроки реализации проекта
С 01.01 .2024 по 30.05.2024 (Долгосрочный проект)
Ожидаемые результаты
1.Дети знают, что добро – это стремление человека сделать что-то хорошее для людей. Доброжелательный - это человек, проявляющий дружеское расположение, желающий добра другому, готовый прийти на помощь.
2. Дети правильно оценивают поступки литературных персонажей, свои поступки и поступки своих сверстников. Отличают положительных героев от отрицательных по их поступкам.
3. У детей наблюдается уважительное и доброжелательное отношение к окружающим, они обращают внимание на положительные черты сверстников; благодарят сверстников за добрый поступок, проявляют сочувствие и отзывчивость к сверстникам, сформированы коммуникативные навыки (умеют выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей); стараются во время игр и совместной деятельности избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом; видят и понимают эмоциональные состояния сверстника.
4. Родители принимают активное участие в формировании у ребенка доброжелательного отношения к сверстникам, сотрудничают и взаимодействуют с детским садом при организации мероприятий в рамках проекта.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность нашей проблемы определяется тем, что в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Попадая в детский коллектив, дети стремятся, но часто не умеют, вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое и доброжелательное отношение к ним.
Именно доброжелательные взаимоотношения дошкольников, являются важнейшим условием его полноценного нравственного развития.
В дошкольном возрасте ребёнок учится соотносить свои поступки с требованиями взрослого. Всё это предпосылки создают базу для активного формирования представлений и понятий, а так же нравственных чувств.
Дошкольный возраст – это очень ответственный период в воспитании детей, потому что в это время происходит первоначальное становление личности. В общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, которые существенным образом влияют на развитие его личности.
Общение с детьми - необходимое условие психологического развития ребенка. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования готовности к разрешению противоречий, так как на этом возрастном этапе развития у ребенка складывается опыт взаимодействия с людьми, формируются базовые черты характера и система межличностных отношений.
У детей дошкольного возраста необходимо активно и последовательно формировать доброжелательные взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться сообща выработанным требованиям, следовать в своих поступках примеру хороших людей. Большое место в нравственном воспитании старшего дошкольника занимает воспитание культуры общения. К старшему дошкольному возрасту формирование уважения к сверстникам, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности занимает значительное место. Ребенок в процессе общения с партнером должен быть сдержанным, уметь действовать в интересах товарища или группы сверстников, проявляя при этом достаточные волевые усилия.
По мнению Гербова В.В. доброжелательность - это: «отношение к человеку, ориентированное на содействие его благу, на совершение добра. Субъективно доброжелательность проявляется в благорасположении, симпатии, сочувствии, благодеянии. С нравственной точки зрения доброжелательность является долгом человека. В доброжелательности подчеркивается не только безусловное признание в другом человеке его морального достоинства, но выражается миролюбие, дружественность, готовность к плодотворному сотрудничеству".
Как считал Коломинский Я.А. доброжелательность – это «духовно-нравственное качество личности, выражающее благорасположение, симпатию одного человека к другому, пожелание ему добра, блага, успеха; это способность человека радоваться чужим успехам, чужому счастью, чужой радости; это отсутствие зависти, мстительности и безразличия к людям; это умение прощать чужие ошибки, терпение к человеческим недостаткам».
Однако, для полноценной социализации личности, растущему человеку необходимы сверстники, с которыми он мог взаимодействовать как внутри семьи, так и за её пределами. Детское общество одно из необходимых условий всестороннего развития ребёнка. С умения ребенка строить отношения со сверстниками начинается его подготовка к жизни среди людей сначала в обществе детей в детском саду и в школе, а затем в студенческом и производственном коллективе.
В отечественной педагогике проблема воспитания гуманных и, следовательно, доброжелательных отношений традиционно занимала видное место. Анализ взглядов педагогов и мыслителей России, М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др., позволил обнаружить наличие во взглядах понятия «направленность личности» как проявления доброжелательного отношения детей к окружающим под влиянием сформированных нравственных чувств.
По мнению Е.О. Смирновой, воспитание доброжелательных отношений – это длительный процесс, в котором детский сад является очень важным звеном. Смысл этого процесса заключается в постепенном осознании и принятии ребенком нравственных, моральных и поведенческих норм и правил, принятых в определенном социуме.
Актуальность данной темы и проблемы послужила разработке педагогического проекта «Доброжелательность к сверстникам».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель: Формирование у детей старшей группы доброжелательного отношения к сверстникам.
Задачи:
1.Познакомить детей с понятиями «добро», «доброжелательность».
2.Формировать у детей умение оценивать поступки литературных персонажей, свои и сверстников.
3.Развивать у детей уважительное и доброжелательное отношение к окружающим, не сомневаться в добрых намерениях; обращать внимание на положительные черты сверстников; чувство благодарности за добрый поступок, сочувствие, отзывчивость к сверстникам, совершенствовать коммуникативные навыки в ходе совместной со сверстниками деятельности.
4.Повышение педагогической компетентности родителей по вопросу формирования у детей доброжелательных отношений между сверстниками.
УЧАСТНИКИ И ИХ РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Участники и их роль в реализации проекта
Участники проекта
Их роль в реализации проекта
Воспитатель
Организует деятельность по формированию у детей старшего дошкольного возраста доброжелательного отношения к сверстникам: проводит беседы о доброжелательном отношении к сверстникам и окружающим людям, знакомит детей с детской художественной литературой о доброте; проводит дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры; рассматривает картины и иллюстрации; просматривают мультфильм; организует продуктивную деятельность, игровые ситуации и т.д.
Воспитанники
Участвуют в беседах, знакомятся с детской художественной литературой о доброте к окружающим людям и сверстникам; участвуют в игровой и продуктивной деятельности, просматривают совместно со взрослыми мультфильмы, разрешают проблемные и игровые ситуации и т.д.
Родители воспитанников
Посещают мероприятия организованные воспитателем для родителей: родительские собрания, консультации, семинары-практикумы. Изучают методические рекомендации и памятки по вопросу формирования у дошкольников доброжелательного отношения к сверстникам.
Взаимодействуют с воспитателем при организации мероприятий: вместе с детьми читают художественную литературу; объясняют значение пословиц и поговорок о доброте; решают с детьми проблемные ситуации, изготавливают совместно с ребенком подарки для сверстников и т.д., просматривают мультфильмы и т.д.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 3 – Механизм реализации проекта
Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап
-постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
-изучение нормативно-правовых документов;
-изучение передового педагогического опыта;
-подбор детской художественной литературы, музыкальных произведений;
-подбор иллюстративно-наглядного материала, атрибутов игр по теме проекта;
-проведение анкетирования с родителями;
-создание информационного стенда для родителей
-рассматривание картин, иллюстраций, слайдов, презентаций и беседа по их содержанию;
-ознакомление с художественной литературой;
-прослушивание в аудиозаписи песен;
-знакомство с пословицами и поговорками о дружбе;
-использование изобразительной и продуктивной деятельности детей;
-использование игровой деятельности: сюжетно-ролевые, дидактические, словесные.
-беседа с детьми;
-выставка детских рисунков;
- подведение итогов работы;
-систематизация и обобщение материала;
-презентация итогов проекта.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
План реализации проекта
Этап
Наименование мероприятия
Срок
Место проведения мероприятия
Ответственные
Подготовительный
Работа педагога:
Изучение методической литературы по данной теме.
Определение цели, актуальности и значимости проекта
Наблюдение за детьми
Подбор художественной литературы для детей, наглядно-дидактического материала
Декабрь
Методический кабинет
Воспитатель
Составление перечня сказок, игр, используемых в работе с детьми для составления и реализации плана проекта
Декабрь
Группа
Воспитатель
C родителями:
Проведение анкетирования родителей «Формирование нравственных привычек у детей»
Декабрь
Группа
Воспитатель Родители
Беседа с детьми на тему «Что такое Доброта и Доброжелательность»
Декабрь
Группа
Воспитатель
Оформление методических рекомендаций для родителей «Как воспитатель в ребенке доброту»
Декабрь
Группа
Воспитатель
Основной
этап
Традиция группы «Здравствуй – До свидания»
Дети дважды в день (до завтрака и после ужина) садятся в круг, чтобы поздороваться/попрощаться друг с другом, рассказать о своем настроении его причинах, помочь друг другу улучить настроение, поддержать того, кому плохо
Декабрь-май
Группа
Воспитатель
Традиция группы «День добрых дел»
Дети 1 раз в неделю (в середине недели, в соответствии с календарными датами событий) в начале дня, сидя в кругу, определяют, для кого и какие добрые дела будут делать, а затем распределяют, кто что делает. В течении дня дети выполняют то, что запланировали
Декабрь-май
Группа
Воспитатель
Традиция группы
«Заботимся о заболевшем друге»
Воспитатель сообщает детям, о том, что заболел их товарищ. Дети обсуждают, каким способом они будут с ним связываться, о чем говорить, кто это будет делать, а также, какое доброе дело для него можно сделать
Декабрь-май
Группа
Воспитатель
Основной
этап
Традиция группы
«Самый добрый день рождения»
Дети в соответствии с календарем именинников заранее обсуждают, как будут их поздравлять, какой подарок готовить, а затем готовят подарки и поздравления
Декабрь-май
Группа
Воспитатель
Оформление книги «Правила доброго человека»
Декабрь-май
Группа
Воспитатель
Словесная игра «Что доброго делают люди этих профессий»
Январь
3 неделя
Группа
Воспитатель
Организация проведения НОД «Добрые волшебники»
Январь
3 неделя
Группа
Воспитатель
Чтение художественной литературы («Яблоки» В.Г. Сутеев), беседа по содержанию произведения
Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольников»
Январь
4 неделя
Музыкальный зал
Воспитатель
Литературный вечер «Стихи о доброте»
Январь
4 неделя
Группа
Воспитатель
Чтение художественной литературы Л. Толстой «Косточка». Рассматривание иллюстрации по произведению
Февраль
1 неделя
Группа
Воспитатель
Родители
Д/и «Разные лица» цель - подобрать к карточкам картинки-пиктограммы соответствующих эмоций (радость, удивление, гнев, страх, спокойствие)
Февраль
1 неделя
Группа
Воспитатель
Конструирование из бумаги «Гирлянда добрых сердец»
Февраль
1 неделя
Дом
Родители
Проблемная ситуация «Дети поссорились» (обсуждение способов примирения»)
Февраль
1 неделя
Группа
Воспитатель
Фотовыставка «Добрые поступки нашей семьи»
Февраль
2 неделя
Группа
Воспитатель
Родители
Чтение и обсуждение художественного произведения Е. Григорьева «Ссора»
Февраль
2 неделя
Группа
Дом
Воспитатель
Родители
Основной
этап
Д/и «Кто больше скажет добрых и теплых слов»
Февраль
2 неделя
Группа
Дом
Воспитатель
Родители
Просмотр и обсуждение мультфильма «Кот Леопольд»
Февраль
2 неделя
Группа
Дом
Воспитатель
Родители
Труд в природе (уход за растениями) – (цель - формирование умения работать со сверстником в паре, договариваться, помогать друг другу, не ссориться)
Февраль
2 неделя
Группа
Воспитатель
НОД (музыкальное) слушание песни «Дорога добра» (М.Минков и Ю.Энтин)
Февраль
3 неделя
Группа
Воспитатель
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Февраль
3 неделя
Группа
Воспитатель
Памятка для родителей «Воспитываем детей добрыми»
Февраль
3 неделя
Группа
Воспитатель
Беседа «Мой добрый поступок»
Февраль
3 неделя
Группа
Воспитатель
Чтение художественной литературы А. Барто «Вовка - добрая душа», беседа по содержанию произведения
Февраль
3 неделя
Группа
Дом
Воспитатель
Родители
П/и «Жмурки»
Февраль
4 неделя
Группа
Воспитатель
Рисование «Подарок другу»
Февраль
4 неделя
Группа
Воспитатель
Рассматривание иллюстрации по прочитанному произведению А. Барто «Вовка - добрая душа»
Февраль
4 неделя
Группа
Дом
Воспитатель
Родители
Основной
этап
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Февраль
4 неделя
Группа
Воспитатель
Просмотр познавательного фильма из серии «Уроки тетушки Совы» по теме «Уроки доброты»
Март
1 неделя
Дом
Родители
П/и «Не сердись, улыбнись»
Март
1 неделя
Группа
Воспитатель
Хозяйственно-бытовой труд: мытье игрушек (цель-поможем воспитателю помыть игрушки, формирование умение оказывать друг другу помощь)
Март
1 неделя
Группа
Воспитатель
Родительское собрание «Доброта спасет мир»
Март
1 неделя
Группа
Воспитатель
Родители
Чтение художественной литературы и обсуждение А. Барто «Вовка - добрая душа»
Март
2 неделя
Группа
Воспитатель
Родители
Д/и «Кто больше скажет добрых и теплых слов»
Март
2 неделя
Группа
Воспитатель
Беседа «Что такое хорошо, что такое плохо»
Март
2 неделя
Группа
Воспитатель
Просмотр и обсуждение мультфильма «Приключения поросенка Фунтика»
Март
2 неделя
Дома
Родители
Сюжетно – ролевой игры «Путешественники»
Март
3 неделя
Группа
Воспитатель
Основной
этап
Беседа «К чему ведут ссоры»
Знакомство с пословицами о доброте
Март
3 неделя
Группа
Воспитатель
Ситуативный разговор «Чем порадовать друга»
Март
3 неделя
Группа
Дом
Воспитатели
Родители
П/и «Ручеек»
Март
4 неделя
Группа
Воспитатель
Чтение художественной литературы Мицкевич Адам «Друзьям»
Март
4 неделя
Группа
Воспитатель
Организация бесед с детьми «Драться или
договариваться»
Март
4 неделя
Группа
Воспитатель
Аппликация «Цветик-семицветик»
Март
4 неделя
Группа
Воспитатель
Дети
Организация проведение дидактической игры «Назови друга ласково»
Март
4 неделя
Группа
Воспитатель
Продуктивная деятельность (аппликация) «Подарок другу»
Апрель
1 неделя
Группа
Воспитатель
Беседа «Почему нужно уметь уступать»
Апрель
1 неделя
Дом
Родители
Игровая ситуация «Помогаем другу в беде»
Апрель
1 неделя
Группа
Воспитатель
П/и «Найди пару»
Апрель
1 неделя
Группа
Воспитатель
Просмотр мультфильма «Доброта»
Апрель
2 неделя
Группа
Воспитатель
Родители
Игра-драматизация «Репка»
Апрель
2 неделя
Группа
Воспитатель
Пальчиковая гимнастика «Ты мой друг и я твой друг»
Апрель
2 неделя
Группа
Воспитатель
Организация и проведение Театрализованная игра «Лиса, заяц и петух»
(Театр на руке - пальчиковый)
Апрель
3 неделя
Группа
Воспитатель
Словесная игра «Комплименты»
Апрель
3 неделя
Группа
Воспитатель
НОД (Рисование) «Какого цвета доброта»
Апрель
3 неделя
Группа
Организация и проведения консультации для родителей дать рекомендации: «Развитие коммуникативных навыков дошкольников»
Апрель
3 неделя
Группа
Воспитатель
Д/и «Оцени поступок»
Апрель
4 неделя
Группа
Воспитатель
Ручной труд «Лечим книжки»
Апрель
4 неделя
Группа
Дом
Воспитатель
Родители
Чтение стихотворения Е.Благининой «Подарок
Апрель
4 неделя
Группа
Воспитатель
Д/и «Наоборот»
Апрель
4 неделя
Группа
Воспитатель
Заключительный
Диагностика (Беседа с детьми на тему: «Что хорошо, что плохо и почему?»)
Май
2 неделя
Группа
Воспитатель
Презентация книги «Правила доброго человека»
Май
2 неделя
Группа
Воспитатель
Совместная выставка рисунков «Мой лучший поступок»
Май
3 неделя
Группа
Дом
Воспитатель
Родители,
Анкетирование родителей (по итогам реализации проекта)
Май
3 неделя
Группа
Воспитатель
Подведение итогов работы.
Систематизация и обобщение материала.
Май
3 неделя
Группа
Воспитатель
Родительское собрание «Итоги реализации проекта»
Май
4 неделя
Музыкальный зал
Воспитатель
Родители
Презентация итогов проекта на педсовете.
Май
4 неделя
Методический кабинет
Воспитатель
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
1.Дети знают, что добро – это стремление человека сделать что-то хорошее для людей. Доброжелательный - это человек, проявляющий дружеское расположение, желающий добра другому, готовый прийти на помощь.
2. Дети правильно оценивают поступки литературных персонажей, свои поступки и поступки своих сверстников.
3. У детей наблюдается уважительное и доброжелательное отношение к окружающим, они обращают внимание на положительные черты сверстников; благодарят сверстников за добрый поступок, проявляют сочувствие и отзывчивость к сверстникам, сформированы коммуникативные навыки (умеют выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей); стараются во время игр и совместной деятельности избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом; видят и понимают эмоциональные состояния сверстника.
4. Родители принимают активное участие в формировании у ребенка доброжелательного отношения к сверстникам, сотрудничают и взаимодействуют с детским садом при организации мероприятий в рамках проекта.
Критерии оценки эффективности:
1. Достижение цели проекта и выполнение поставленных задач.
2. Соблюдение механизма реализации проекта и полное выполнение плана мероприятий.
3. Достижение ожидаемых результатов.
4. Удовлетворение образовательных потребностей воспитанников ДОУ и их родителей.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Перспектива проекта состоит в дальнейшей активизации всех участников образовательного процесса по формированию у детей старшей группы доброжелательного отношения к сверстникам. Данный проект могут использовать в своей работе воспитатели ДОУ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ашиков, В.И. Дошкольное воспитание в новом веке [Текст] / В.И. Ашиков. – М.: Наука, 2000. –116 с. 4. Педагогика [Текст] / Под ред. Ю. К. Бабанского. – М.: Просвещение, 2012. – 479 с.
Бабаева, Т.И. Развивающий потенциал традиций межвозрастного общения детей и взрослых в детском саду / Т.И. Бабаева, А.Г. Николаева // Детский сад: теория и практика. - 2014. – № 3. – С. 6-13.
Басов, М.Я. Методика психологических наблюдений за детьми [Текст] / М.Я. Басов. – М.: Инфра-М, 2010. – 379 с.
Бондаренко, Е.А. О психическом развитии ребенка [Текст] / Е.А Бондаренко. – Минск.: Минск-пресс, 2010– 128 c
Гаврилова, Т.П. О воспитание нравственных чувств [Текст] / Т.П. Гаврилова. – М.: 2004. – 118 с.
Галигузова, Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослым и сверстником. – В кн.: Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии [Текст] / Л.Н. Галигузова, М.И. Лисиной. – М.: Владос, 2007, С. 55-78.
Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. [Текст] / Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др. – М.: Просвещение, 2004. – 141 с.
Ефимова О. Н. Развитие доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 74-77.
Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2010. – 416 с.
Коротаева, Т.Л. Формирование у детей доброжелательного отношения к сверстникам [Текст] / Т.Л. Коротаева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. г. Пермь, март 2014 г. – Пермь.: Меркурий, 2014. – С. 78-79.
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017 г.
Педагогическое проектирование в дошкольной образовательной организации: метод. пособие / сост. Н.А.Васильева.- Чебоксары: ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минообразования Чувашии, 2016. – 108 с.
Петрова, В.И. Нравственное воспитание в детском саду [Текст] / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 72 с.
Петрова, В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей и методистов. - 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. – М.: МозаикаСинтез, 2008. - 80 с.
Проектная деятельность в детском саду: метод. пособие / авт.-сост. Н.А.Васильева.- Чебоксары: ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2017.- 200 с.
Семенака, С.И. Учим детей доброжелательному поведению [Текст] / С.И. Семенака. – М.: АРКТИ, 2011. – 88 c.
Семенака, С.И. Учим детей сочувствовать и сопереживать[Текст] / С.И. Семенака. – М.: АРКТИ, 2010. – 87 с.
Смирнова, Е.О. Влияние условий воспитания на становление нравственных качеств дошкольника [Текст] / Е.О. Смирнова. – М.: Владос, 2001, С. 71-78.
Смирнова, Е.О. Межличностные отношения детей: диагностика, проблемы и коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М.: Владос, 2003. – 158 с.
Урунтаева, Г. А.. Детская психология: учебник для студ. сред. учебн. заведений [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. –368 с.
ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») [Электронныйресурс] – Режим доступа:http://www.firo.ru
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru
Фесюкова, Л.Б. Уроки доброты. Беседы по картинкам [Текст] / Л.Б. Фесюкова. – М.: Сфера, 2010. – 40 с.