kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нравственное развитие детей дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В дошкольном возрасте закладываются основы всех базовых понятий и навыков, необходимых для дальнейшей жизни. В это время происходит интенсивная ориентировка дошкольников в отношениях людей, накапливается первый опыт самостоятельных, нравственно направленных поступков, развивается способность действовать в соответствии с доступными пониманию  детей этическими нормами и правилами.

Социокультурная ситуация в современной России характеризуется исследователями как глобальный духовно- нравственный кризис. У детей все чаще наблюдается повышенная агрессивность, эмоциональная глухота, замкнутость на себе и собственных интересах. В этих условиях нравственное воспитание подрастающего поколения становится важнейшей задачей общества и требует разработки новых форм организации  процесса  нравственного воспитания  дошкольников.

Среди основных задач, которые ставит современное общество перед образованием, выделяется актуальная задача воспитания активной сознательной творческой личности. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Освоение нравственных знаний важно и потому, что не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе. Но и дают представления о последствиях нарушения норм или данного поступка для окружающих людей.

Приоритетными направлениями в дошкольном  образовании являются нравственное развитие личности ребенка, формирование ценностных мотивов, самостоятельности, любознательности, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Нравственная воспитанность личности ребенка дошкольного возраста рассматривается как система устойчивых нравственно – ценностных мотивов, проявляющихся в отношении ребенка к сверстникам и взрослым, в его поведении, основанном на нравственных эталонах и нормах.

Задачи нравственного воспитания.

  1. Формирование положительной самооценки.
  2. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
  3.  Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
  4. Знакомство с семейными ценностями, расширение опыта позитивног взаимодействия в семье.
  5. Формирование почтительного отношения к родителям, осознанного заботливого отношения к старшим и младшим.
  6. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами. Родителями, другими детьми в решении общих проблем.
  7. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.
  8. Обучение умению вести себя в соответствии с нормами поведения.
  9. Обучение способам решения конфликтных ситуаций.
  10. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
  11. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Организуя работу по развитию нравственных представлений дошкольников, надо исходить из следующих положений.

Осознание себя как личности.

Цель – формировать в детях положительную самооценку, уверенность в себе, чувство собственного достоинства.

Примерные виды и формы деятельности:

- формирование представлений ребенка о себе;

- формирование положительной самооценки, уверенности в себе;

-участие в беседах о значении активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья.

Формирование семейных ценностей.

Примерные виды и формы деятельности:

- получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье;

- расширение опыта  позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, других мероприятий;

- получение представлений о профессиях своих родителей, организация и проведение презентации «труд наших родителей»;

- усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (забота о животных и растениях).

- совместное с родителями создание герба семьи, изучение истории семьи;

-участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества.

Развитие коммуникативных навыков и умений.

Цель – обогащение опыта сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействии со взрослыми.

Примерные виды и формы деятельности:

- обогащение эмоциональной сферы детей;

-обучение  открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлимыми способами;

- обучение исползованию мимики, пантомимики и голоса в общении;

- воспитание привычек культурного поведения;

- обогащение опыта сотрудничества (считалочки, очередность, договоренность).

Формирование оценок «хорошо – плохо».

Примерные виды и формы деятельности:

- ознакомление с основными правилами поведения в детском саду, общественных местах, обучению распознания хороших и плохих поступков (в процессе бесед, обсуждения ситуаций, поведения разных людей);

- обучение различать добро и зло, отличать плохое и хорошее;

- обучение речевому этикету- требованиям к форме, характеру и ситуативной уместности высказываний (приветствие, прощание, просьба, извинение).

Формирование нравственных представлений, принятие социальных норм и правил поведения.

Примерные виды и формы деятельности:

- получение первоначальных представлений о традиционных нормах морально- нравственного поведения ( в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр);

- ознакомление с основными правилами поведения в детском саду, общественных местах ( в процессе бесед, обсуждения ситуации поступков, поведения разных людей);

- усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе – овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам и взрослым, обучение дружной игре, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности;

- развитие способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам.

Воспитание гражданственности, патриотизма, любви к родной стране, родному городу.

Сфера педагогической ответственности определяется следующим положением: воспитание у детей активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну.

Примерные виды и формы деятельности:

- ознакомление с государственной символикой – гербом, флагом Российской Федерации;

- ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей ( в процессе бесед, чтения книг);

- проведение бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, проведение встреч с ветеранами;

-  получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур( в процессе бесед, народных игр).

Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходят усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

«Семья для ребенка- это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение…. Ребенок-зеркало семьи»

/В.А. Сухомлинский/

 Поэтому этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и  нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Практика показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание.

Цель работы с родителями определяется как просветительская.  Стоит  уделять больше внимания  средствам  наглядной  информации  (стенды, папки- передвижки).

Общая перспектива работы по нравственному воспитанию предусматривает воспитание личности ребенка при совместных усилиях образовательного учреждения и семьи.

Литература.

  1. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ.-М.: Айрис-пресс, 2004.
  2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогобидзе, З. А. Михайлова и др.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2011.

     3.Сухомлинский В. А.  Родительская педагогика, -М., 1978

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нравственное развитие детей дошкольного возраста. »

Нравственное развитие детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте закладываются основы всех базовых понятий и навыков, необходимых для дальнейшей жизни. В это время происходит интенсивная ориентировка дошкольников в отношениях людей, накапливается первый опыт самостоятельных, нравственно направленных поступков, развивается способность действовать в соответствии с доступными пониманию детей этическими нормами и правилами.

Социокультурная ситуация в современной России характеризуется исследователями как глобальный духовно- нравственный кризис. У детей все чаще наблюдается повышенная агрессивность, эмоциональная глухота, замкнутость на себе и собственных интересах. В этих условиях нравственное воспитание подрастающего поколения становится важнейшей задачей общества и требует разработки новых форм организации процесса нравственного воспитания дошкольников.

Среди основных задач, которые ставит современное общество перед образованием, выделяется актуальная задача воспитания активной сознательной творческой личности. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Освоение нравственных знаний важно и потому, что не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе. Но и дают представления о последствиях нарушения норм или данного поступка для окружающих людей.

Приоритетными направлениями в дошкольном образовании являются нравственное развитие личности ребенка, формирование ценностных мотивов, самостоятельности, любознательности, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Нравственная воспитанность личности ребенка дошкольного возраста рассматривается как система устойчивых нравственно – ценностных мотивов, проявляющихся в отношении ребенка к сверстникам и взрослым, в его поведении, основанном на нравственных эталонах и нормах.

Задачи нравственного воспитания.

  1. Формирование положительной самооценки.

  2. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  3. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

  4. Знакомство с семейными ценностями, расширение опыта позитивног взаимодействия в семье.

  5. Формирование почтительного отношения к родителям, осознанного заботливого отношения к старшим и младшим.

  6. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами. Родителями, другими детьми в решении общих проблем.

  7. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.

  8. Обучение умению вести себя в соответствии с нормами поведения.

  9. Обучение способам решения конфликтных ситуаций.

  10. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

  11. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Организуя работу по развитию нравственных представлений дошкольников, надо исходить из следующих положений.

Осознание себя как личности.

Цель – формировать в детях положительную самооценку, уверенность в себе, чувство собственного достоинства.

Примерные виды и формы деятельности:

- формирование представлений ребенка о себе;

- формирование положительной самооценки, уверенности в себе;

-участие в беседах о значении активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья.

Формирование семейных ценностей.

Примерные виды и формы деятельности:

- получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье;

- расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, других мероприятий;

- получение представлений о профессиях своих родителей, организация и проведение презентации «труд наших родителей»;

- усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (забота о животных и растениях).

- совместное с родителями создание герба семьи, изучение истории семьи;

-участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества.

Развитие коммуникативных навыков и умений.

Цель – обогащение опыта сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействии со взрослыми.

Примерные виды и формы деятельности:

- обогащение эмоциональной сферы детей;

-обучение открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлимыми способами;

- обучение исползованию мимики, пантомимики и голоса в общении;

- воспитание привычек культурного поведения;

- обогащение опыта сотрудничества (считалочки, очередность, договоренность).

Формирование оценок «хорошо – плохо».

Примерные виды и формы деятельности:

- ознакомление с основными правилами поведения в детском саду, общественных местах, обучению распознания хороших и плохих поступков (в процессе бесед, обсуждения ситуаций, поведения разных людей);

- обучение различать добро и зло, отличать плохое и хорошее;

- обучение речевому этикету- требованиям к форме, характеру и ситуативной уместности высказываний (приветствие, прощание, просьба, извинение).

Формирование нравственных представлений, принятие социальных норм и правил поведения.

Примерные виды и формы деятельности:

- получение первоначальных представлений о традиционных нормах морально- нравственного поведения ( в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр);

- ознакомление с основными правилами поведения в детском саду, общественных местах ( в процессе бесед, обсуждения ситуации поступков, поведения разных людей);

- усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе – овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам и взрослым, обучение дружной игре, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности;

- развитие способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам.

Воспитание гражданственности, патриотизма, любви к родной стране, родному городу.

Сфера педагогической ответственности определяется следующим положением: воспитание у детей активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну.

Примерные виды и формы деятельности:

- ознакомление с государственной символикой – гербом, флагом Российской Федерации;

- ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей ( в процессе бесед, чтения книг);

- проведение бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, проведение встреч с ветеранами;

- получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур( в процессе бесед, народных игр).

Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходят усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

«Семья для ребенка- это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение…. Ребенок-зеркало семьи»

/В.А. Сухомлинский/

Поэтому этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Практика показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание.

Цель работы с родителями определяется как просветительская. Стоит уделять больше внимания средствам наглядной информации (стенды, папки- передвижки).

Общая перспектива работы по нравственному воспитанию предусматривает воспитание личности ребенка при совместных усилиях образовательного учреждения и семьи.

Литература.

  1. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ.-М.: Айрис-пресс, 2004.

  2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогобидзе, З. А. Михайлова и др.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2011.

3.Сухомлинский В. А. Родительская педагогика, -М., 1978








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Нравственное развитие детей дошкольного возраста.

Автор: Ушкова Светлана Владимировна

Дата: 17.10.2015

Номер свидетельства: 240665

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Консультация для педагогов «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(112) "konsul-tatsiia-dlia-piedaghoghov-skazka-kak-sriedstvo-nravstviennogho-vospitaniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "221837"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435603989"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Методическая рекомендация "Особенности психологического развития детей дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_riekomiendatsiia_osobiennosti_psikhologhichieskogho_razvitiia_d"
    ["file_id"] => string(6) "455201"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517925251"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Консультация для педагогов:  Нетрадиционные техники рисования с детьми  и их роль в развитии детей дошкольного возраста."
    ["seo_title"] => string(115) "konsultatsiiadliapiedaghoghovnietraditsionnyietiekhnikirisovaniiasdietmiiikhrolvrazvitiidietieidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "302927"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457350045"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Консультация  для педагогов на тему:  «Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»."
    ["seo_title"] => string(140) "konsul-tatsiia-dlia-piedaghoghov-na-tiemu-aktual-nost-probliemy-khudozhiestvienno-estietichieskogho-razvitiia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "293873"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455556599"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "«Воспитательные ситуации, направленные на формирование нрав-ственных качеств детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "vospitatelnye_situatsii_napravlennye_na_formirovanie_nrav_stvennykh_kachestv_det"
    ["file_id"] => string(6) "578643"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1618848715"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства