kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для педагогов «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Пояснительная записка

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии. Дошкольник в 4-6 лет – это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких. Поэтому именно от родителей требуется умение говорить с детьми, понимать язык их жестов и эмоций, терпеливо, доступно, но без сюсюканья объяснять суть происходящих явлений, значения слов и поступков, удовлетворяя как можно полнее жажду ребенка в понимании и осознании сложного мира человеческих отношений.

Но наши воспитанники являются носителями негативного нравственного опыта, если так можно сказать, «семейной» жизни, когда в процессе «семейного воспитания» основным приоритетом в становлении нравственности ребенка является негативный пример родителей. Причем ребенок не оценивает зачастую безнравственное поведение близких людей как негативное. На уровне детского подсознания оно остается нормой, ориентиром в собственных поступках. Определенный дефицит духовности порождает у многих из них, в лучшем случае, пассивное, а иногда и агрессивно-негативное отношение к жизни.

Данная проблема является очень актуальной для воспитанников нашей группы, так как в группе проживают дети дошкольного возраста. Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Анализируя опыт работы и возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы сделали вывод, что наиболее эффективной формой нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста является сказка.

Работа со сказкой различные формы и методы: организация «комнаты сказок» со «сказочным» оформлением, чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.

В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п.

Ребенок, слушая сказку, повторяет на реальном (бытовом) материале тот фантастический путь, который проходит сказочный персонаж в течение сказочного сюжета.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Изучив специальную литературу, мы пришли к выводу, что специальных методических рекомендаций по использованию сказки с целью формирования нравственных качеств дошкольника в педагогической и психологической литературе недостаточно. Таким образом, была создана Программа «Развитие нравственности у детей дошкольного возраста через сказку».

Новизна программы заключается в попытке интегрировать возможности работы с различными сказками с целью нравственного развития дошкольников в условиях социально-реабилитационного центра.

Цель:

Создать оптимальные условия для формирования духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста через сказку в условиях социально-реабилитационного центра для совершеннолетних.

Задачи:

1. Выявить уровень развития нравственных качеств личности дошкольника.

2. Разработать цикл развивающих занятий с использованием различных сказок для формирования и развития нравственных качеств личности дошкольника. Подобрать наглядный материал для оформления комнаты.

3. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.

4. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие, навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения

5. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

6. Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок.

7. Выявить динамику развития познавательной активности путем проведения итогового диагностирования.

Этапы реализации:

Реализация программы разделена на три этапа –

диагностический, основной, заключительный.

1-й этап Диагностический

Задачи этого этапа:

• Изучить особенности поведения и взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка;

• Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил;

• Изучить особенности понимания дошкольниками проявления некоторых чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятельности;

• Разработать на основе данных первичной диагностики развивающую программу, направленную на развитие нравственных качеств личности дошкольника.

Сроки реализации: декабрь

На этом этапе работы использованы следующие методы:

1. Метод наблюдения.

2. Беседа.

3. Диагностическая методика "Сюжетные картинки"

4. Методика "Закончи историю"

2-й этап Основной

Практические задания по реализации программы

Формы реализации: групповые и индивидуальные занятия. Продолжительность занятий: групповое – 20 – 30 мин., индивидуальное – 20-25 мин. Групповые занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю.

Сроки: январь - апрель

3-й этап Заключительный

1. Анализ результатов работы.

2. Обобщение опыта работы.

Сроки: май

Основное содержание:

План

Направление Общие задачи Кол-во часов Реализация направления

«Что такое хорошо и что такое плохо» Развивать понимание детей нравственных категорий и качества личности, такие как добро – зло, приветливость – грубость, жадность – бескорыстие, трудолюбие – лень.

1. Игра-драматизация «Теремок».

2. Обсуждение сказки «Стойкий оловянный солдатик».

3. Инсценировка сказки «Сказка о горделивом петушке».

4. Занятие “Двенадцать месяцев”

«Человек трудом славен» Формировать у детей представления о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, аккуратность.

1. Занятие «Морозко».

2. Занятие с элементами аппликации “Как рубашка в поле выросла”.

3. Инсценировка сказки «Бабушка, внучка да курочка».

4. Занятие с элементами аппликации “Два Мороза”.

«Ты да я, да мы с тобой» Способствовать формированию таких духовно-нравственных качеств личности как милосердие, благодарность, взаимовыручка. Воспитывать желание детей подражать герою сказки в добродетелях взаимопомощи и благодарности.

1. Занятие "Путешествие в сказку"

2. Занятие «Муравей и голубка»

3. Чтение и обсуждение сказки «Черепаха и заяц».

4. Пальчиковый театр «Два жадных медвежонка».

5. Чтение и обсуждение сказки «Цветик-семицветик».

6. Кукольный спектакль «Лиса и журавль».

«Дом, в котором я живу» Формировать нравственные представления как эталоны для различения таких качеств как послушание – непослушание, любовь – эгоизм, ответственность.

1. Занятие «Петушок и курочка»

2. Занятие «Зимовье зверей»

3. Беседа по сказке «Сказка о рыбаке и рыбке».

4. Занятие с элементами лепки “ Маша и медведь”

5. Занятие «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Ожидаемые результаты:

Дети должны уметь:

1. применять накопленные практические навыки нравственных норм поведения в социуме;

2. различать полярные понятия «хороший» - «плохой», «красивый» - «некрасивый», «правда» - «ложь», «добро» - «зло» и т. д. в сказке и в жизни;

3. делать самостоятельный нравственный выбор;

4. распознавать настроение по мимике: радость, гнев, удивление, печаль;

5. уметь выражать чувства и переживания словами.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» »

Консультация для педагогов «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Пояснительная записка

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии. Дошкольник в 4-6 лет – это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких. Поэтому именно от родителей требуется умение говорить с детьми, понимать язык их жестов и эмоций, терпеливо, доступно, но без сюсюканья объяснять суть происходящих явлений, значения слов и поступков, удовлетворяя как можно полнее жажду ребенка в понимании и осознании сложного мира человеческих отношений.

Но наши воспитанники являются носителями негативного нравственного опыта, если так можно сказать, «семейной» жизни, когда в процессе «семейного воспитания» основным приоритетом в становлении нравственности ребенка является негативный пример родителей. Причем ребенок не оценивает зачастую безнравственное поведение близких людей как негативное. На уровне детского подсознания оно остается нормой, ориентиром в собственных поступках. Определенный дефицит духовности порождает у многих из них, в лучшем случае, пассивное, а иногда и агрессивно-негативное отношение к жизни.

Данная проблема является очень актуальной для воспитанников нашей группы, так как в группе проживают дети дошкольного возраста. Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Анализируя опыт работы и возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы сделали вывод, что наиболее эффективной формой нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста является сказка.

Работа со сказкой различные формы и методы: организация «комнаты сказок» со «сказочным» оформлением, чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.

В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п.

Ребенок, слушая сказку, повторяет на реальном (бытовом) материале тот фантастический путь, который проходит сказочный персонаж в течение сказочного сюжета.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Изучив специальную литературу, мы пришли к выводу, что специальных методических рекомендаций по использованию сказки с целью формирования нравственных качеств дошкольника в педагогической и психологической литературе недостаточно. Таким образом, была создана Программа «Развитие нравственности у детей дошкольного возраста через сказку».

Новизна программы заключается в попытке интегрировать возможности работы с различными сказками с целью нравственного развития дошкольников в условиях социально-реабилитационного центра.

Цель:

Создать оптимальные условия для формирования духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста через сказку в условиях социально-реабилитационного центра для совершеннолетних.

Задачи:

1. Выявить уровень развития нравственных качеств личности дошкольника.

2. Разработать цикл развивающих занятий с использованием различных сказок для формирования и развития нравственных качеств личности дошкольника. Подобрать наглядный материал для оформления комнаты.

3. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.

4. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие, навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения

5. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

6. Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок.

7. Выявить динамику развития познавательной активности путем проведения итогового диагностирования.

Этапы реализации:

Реализация программы разделена на три этапа –

диагностический, основной, заключительный.

1-й этап Диагностический

Задачи этого этапа:

• Изучить особенности поведения и взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка;

• Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил;

• Изучить особенности понимания дошкольниками проявления некоторых чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятельности;

• Разработать на основе данных первичной диагностики развивающую программу, направленную на развитие нравственных качеств личности дошкольника.

Сроки реализации: декабрь

На этом этапе работы использованы следующие методы:

1. Метод наблюдения.

2. Беседа.

3. Диагностическая методика "Сюжетные картинки"

4. Методика "Закончи историю"

2-й этап Основной

Практические задания по реализации программы

Формы реализации: групповые и индивидуальные занятия. Продолжительность занятий: групповое – 20 – 30 мин., индивидуальное – 20-25 мин. Групповые занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю.

Сроки: январь - апрель

3-й этап Заключительный

1. Анализ результатов работы.

2. Обобщение опыта работы.

Сроки: май

Основное содержание:

План

Направление Общие задачи Кол-во часов Реализация направления

«Что такое хорошо и что такое плохо» Развивать понимание детей нравственных категорий и качества личности, такие как добро – зло, приветливость – грубость, жадность – бескорыстие, трудолюбие – лень.

1. Игра-драматизация «Теремок».

2. Обсуждение сказки «Стойкий оловянный солдатик».

3. Инсценировка сказки «Сказка о горделивом петушке».

4. Занятие “Двенадцать месяцев”

«Человек трудом славен» Формировать у детей представления о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, аккуратность.

1. Занятие «Морозко».

2. Занятие с элементами аппликации “Как рубашка в поле выросла”.

3. Инсценировка сказки «Бабушка, внучка да курочка».

4. Занятие с элементами аппликации “Два Мороза”.

«Ты да я, да мы с тобой» Способствовать формированию таких духовно-нравственных качеств личности как милосердие, благодарность, взаимовыручка. Воспитывать желание детей подражать герою сказки в добродетелях взаимопомощи и благодарности.

1. Занятие "Путешествие в сказку"

2. Занятие «Муравей и голубка»

3. Чтение и обсуждение сказки «Черепаха и заяц».

4. Пальчиковый театр «Два жадных медвежонка».

5. Чтение и обсуждение сказки «Цветик-семицветик» .

6. Кукольный спектакль «Лиса и журавль».

«Дом, в котором я живу» Формировать нравственные представления как эталоны для различения таких качеств как послушание – непослушание, любовь – эгоизм, ответственность.

1. Занятие «Петушок и курочка»

2. Занятие «Зимовье зверей»

3. Беседа по сказке «Сказка о рыбаке и рыбке».

4. Занятие с элементами лепки “ Маша и медведь”

5. Занятие «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Ожидаемые результаты:

Дети должны уметь:

1. применять накопленные практические навыки нравственных норм поведения в социуме;

2. различать полярные понятия «хороший» - «плохой», «красивый» - «некрасивый», «правда» - «ложь», «добро» - «зло» и т. д. в сказке и в жизни;

3. делать самостоятельный нравственный выбор;

4. распознавать настроение по мимике: радость, гнев, удивление, печаль;

5. уметь выражать чувства и переживания словами.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кузнецова Марина Леонидовна

Дата: 29.06.2015

Номер свидетельства: 221837

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Консультация для родителей "Театр. Его влияние на развитие детей" "
    ["seo_title"] => string(75) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-tieatr-iegho-vliianiie-na-razvitiie-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "157370"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421587932"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Консультация для родителей по     инновационной деятельности. «Приобщение дошкольников к народной культуре. Праздник Пасхи. Вербное воскресение»"
    ["seo_title"] => string(139) "konsultatsiiadliaroditielieipoinnovatsionnoidieiatielnostipriobshchieniiedoshkolnikovknarodnoikulturieprazdnikpaskhivierbnoievoskriesieniie"
    ["file_id"] => string(6) "302138"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457076115"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Опыт работы «Экологическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(84) "opyt-raboty-ekologhichieskoie-vospitaniie-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "214158"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432222229"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Любовь к труду воспитывать с детства"
    ["seo_title"] => string(31) "liubovktruduvospityvatsdietstva"
    ["file_id"] => string(6) "282752"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453731723"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Проект с родителями "Читаем вместе с детьми" младшая группа"
    ["seo_title"] => string(68) "proiekt_s_roditieliami_chitaiem_vmiestie_s_diet_mi_mladshaia_ghruppa"
    ["file_id"] => string(6) "426072"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1503508244"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства