Консультация для педагогов «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Пояснительная записка
Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии. Дошкольник в 4-6 лет – это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких. Поэтому именно от родителей требуется умение говорить с детьми, понимать язык их жестов и эмоций, терпеливо, доступно, но без сюсюканья объяснять суть происходящих явлений, значения слов и поступков, удовлетворяя как можно полнее жажду ребенка в понимании и осознании сложного мира человеческих отношений.
Но наши воспитанники являются носителями негативного нравственного опыта, если так можно сказать, «семейной» жизни, когда в процессе «семейного воспитания» основным приоритетом в становлении нравственности ребенка является негативный пример родителей. Причем ребенок не оценивает зачастую безнравственное поведение близких людей как негативное. На уровне детского подсознания оно остается нормой, ориентиром в собственных поступках. Определенный дефицит духовности порождает у многих из них, в лучшем случае, пассивное, а иногда и агрессивно-негативное отношение к жизни.
Данная проблема является очень актуальной для воспитанников нашей группы, так как в группе проживают дети дошкольного возраста. Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Анализируя опыт работы и возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы сделали вывод, что наиболее эффективной формой нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста является сказка.
Работа со сказкой различные формы и методы: организация «комнаты сказок» со «сказочным» оформлением, чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.
Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.
В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.
Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.
Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п.
Ребенок, слушая сказку, повторяет на реальном (бытовом) материале тот фантастический путь, который проходит сказочный персонаж в течение сказочного сюжета.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Изучив специальную литературу, мы пришли к выводу, что специальных методических рекомендаций по использованию сказки с целью формирования нравственных качеств дошкольника в педагогической и психологической литературе недостаточно. Таким образом, была создана Программа «Развитие нравственности у детей дошкольного возраста через сказку».
Новизна программы заключается в попытке интегрировать возможности работы с различными сказками с целью нравственного развития дошкольников в условиях социально-реабилитационного центра.
Цель:
Создать оптимальные условия для формирования духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста через сказку в условиях социально-реабилитационного центра для совершеннолетних.
Задачи:
1. Выявить уровень развития нравственных качеств личности дошкольника.
2. Разработать цикл развивающих занятий с использованием различных сказок для формирования и развития нравственных качеств личности дошкольника. Подобрать наглядный материал для оформления комнаты.
3. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
4. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие, навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения
5. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
6. Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок.
7. Выявить динамику развития познавательной активности путем проведения итогового диагностирования.
Этапы реализации:
Реализация программы разделена на три этапа –
диагностический, основной, заключительный.
1-й этап Диагностический
Задачи этого этапа:
• Изучить особенности поведения и взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка;
• Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил;
• Изучить особенности понимания дошкольниками проявления некоторых чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятельности;
• Разработать на основе данных первичной диагностики развивающую программу, направленную на развитие нравственных качеств личности дошкольника.
Сроки реализации: декабрь
На этом этапе работы использованы следующие методы:
1. Метод наблюдения.
2. Беседа.
3. Диагностическая методика "Сюжетные картинки"
4. Методика "Закончи историю"
2-й этап Основной
Практические задания по реализации программы
Формы реализации: групповые и индивидуальные занятия. Продолжительность занятий: групповое – 20 – 30 мин., индивидуальное – 20-25 мин. Групповые занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю.
Сроки: январь - апрель
3-й этап Заключительный
1. Анализ результатов работы.
2. Обобщение опыта работы.
Сроки: май
Основное содержание:
План
Направление Общие задачи Кол-во часов Реализация направления
«Что такое хорошо и что такое плохо» Развивать понимание детей нравственных категорий и качества личности, такие как добро – зло, приветливость – грубость, жадность – бескорыстие, трудолюбие – лень.
1. Игра-драматизация «Теремок».
2. Обсуждение сказки «Стойкий оловянный солдатик».
3. Инсценировка сказки «Сказка о горделивом петушке».
4. Занятие “Двенадцать месяцев”
«Человек трудом славен» Формировать у детей представления о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, аккуратность.
1. Занятие «Морозко».
2. Занятие с элементами аппликации “Как рубашка в поле выросла”.
3. Инсценировка сказки «Бабушка, внучка да курочка».
4. Занятие с элементами аппликации “Два Мороза”.
«Ты да я, да мы с тобой» Способствовать формированию таких духовно-нравственных качеств личности как милосердие, благодарность, взаимовыручка. Воспитывать желание детей подражать герою сказки в добродетелях взаимопомощи и благодарности.
1. Занятие "Путешествие в сказку"
2. Занятие «Муравей и голубка»
3. Чтение и обсуждение сказки «Черепаха и заяц».
4. Пальчиковый театр «Два жадных медвежонка».
5. Чтение и обсуждение сказки «Цветик-семицветик».
6. Кукольный спектакль «Лиса и журавль».
«Дом, в котором я живу» Формировать нравственные представления как эталоны для различения таких качеств как послушание – непослушание, любовь – эгоизм, ответственность.
1. Занятие «Петушок и курочка»
2. Занятие «Зимовье зверей»
3. Беседа по сказке «Сказка о рыбаке и рыбке».
4. Занятие с элементами лепки “ Маша и медведь”
5. Занятие «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Ожидаемые результаты:
Дети должны уметь:
1. применять накопленные практические навыки нравственных норм поведения в социуме;
2. различать полярные понятия «хороший» - «плохой», «красивый» - «некрасивый», «правда» - «ложь», «добро» - «зло» и т. д. в сказке и в жизни;
3. делать самостоятельный нравственный выбор;
4. распознавать настроение по мимике: радость, гнев, удивление, печаль;
5. уметь выражать чувства и переживания словами.