Формирование социально - коммуникативных навыков у детей 1 младшей группы
Формирование социально - коммуникативных навыков у детей 1 младшей группы
Социально – коммуникативное развитие - процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование социально - коммуникативных навыков у детей 1 младшей группы»
"Формирование социально - коммуникативных навыков у детей 1 младшей группы"
Формирование социально - коммуникативных навыков у детей 1 младшей группы.
Социально – коммуникативное развитие
- «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений».
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
Первая младшая группа.
Для формирования у детей опыта поведения в среде сверстников, необходимо, учить детей правилам поведения в детском саду, в группе, на прогулке. Для этого возможно организовать экскурсии детей по детскому саду и вокруг него. Во время экскурсии наблюдать с детьми за старшими дошкольниками, за их поведением и занятиями. По возможности посещать музыкальные и физкультурные праздники старших дошкольников.
Для воспитания отзывчивости у детей, создавать игровые ситуации на темы: «Кукла Катя заболела», «Поможем Мишки построить дом».
Чтобы научить детей помогать друг другу и вместе радоваться успехам можно предложить строить совместные постройки «Дом Дружбы», коллективные аппликации и рисунки на различные темы.
Воспитывать вежливости необходимо на личном примере, а также, например, создать игровую ситуацию «Научим Петрушку вежливости».
Чтобы учить детей общаться, необходимо также учить детей передавать друг другу простейшие поручения педагога, например, «Миша, позови Вику, Ира, дай Ване игрушку, Наташа помоги Саше застегнуть сандалии и т.п.»
Формы работы: сюжетно ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, рассматривание картин, беседы, чтение художественной литературы.
Сюжетно ролевые
Формирует умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников. Помогать играть рядом, не мешая друг другу. Развивает умение играть вместе со сверстниками.
Центр игры: «Мы играем»
• Игрушки и наборы для сюжетно – ролевых игр
«Встреча с доктором». Цель: Игра способствует развитию навыков общения, социальной адаптации. «Детский сад». Цель: Способствовать обогащению игрового опыта детей посредствам объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.
• Игровой модуль «Кухня» (соразмерная ребенку) с плитой, посудой и аксессуарами.
• Комплект (модуль-основа, соразмерная росту ребенка, и аксессуары) для ролевой игры «Парикмахерская»
• Штурвал, корабль, тельняшки, бескозырки для ролевой игры "Моряки".
Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры «Что – хорошо, что - плохо», такие как лото, домино, игры с правилами. Играя парами, дети взаимодействуют друг с другом, соблюдают правила, вежливо обращаются друг к другу, аргументировано отстаивают свою точку зрения. Используя игру «Вежливые слова», дети закрепляют правила вежливого этикета.
Рассматривание картин.
На примерах рассмотренных на картинах, формировать положительное отношении к сверстникам, взрослым и окружающим людям, сопереживанию, сочувствию. (Например: «Спасаем мяч» - сочувствие к девочке.)
Беседы
Формировать у детей доброжелательное, вежливое, уважительное отношение к окружающим людям.
Формировать умение оценивать позитивные и негативные поступки сверстников. («Моя любимая игрушка», «Куклы мешают друг другу играть», «Правило вежливости», «Секрет волшебных слов», «Вежливые слова».
Чтение художественной литературы
Рассказывая небольшие сказки, читая стихи, в которых в привлекательном для детей виде раскрываются воспитываемые положительные формы поведения. Бережное отношение к игрушкам и умение ими делиться.
(Например: А. Барто «Уронили мишку на пол» - бережное отношение к игрушкам.
Л. Толстой «Был у Пети и Мише конь» - делиться с игрушкой.
К. Чуковский «Доктор Айболит», Л. Н. Толстой «Была у Насти кукла».
«Как коза избушку построила» обр. М. Булатова -
Э. Машковская «Вежливые слова», С. Маршак «Уроки вежливости» -
умения здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого); излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».)
Ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание
Младший дошкольный возраст.
Формирование образа Я. Семья.
С помощью игровой ситуации предлагаем детям познакомиться с Куклой, Петрушкой, учим называть себя, своих товарищей, членов своей семьи, учить ребёнка понимать себя, как мальчика или девочку, учить ребёнка рассказывать о то, что он любит, как играет, что научился делать, какие вежливые слова знает, что делает дома и т.п.
Детский сад.
Проводить с детьми наблюдения во время прогулки за растениями, в группе, обращать внимание на чистоту, порядок, с помощью поручений учить детей расставлять игрушки, складывать книжки и т.п. Проводить с детьми экскурсии по детскому саду и прилегающим к нему территориям.
Родная сторона.
Рассматривать с детьми фотографии родного города, предложить родителям сделать к дню города выставку фоторабот с детьми.
Развивающая среда в группе включает в себя следующий материал:
- куда входят: альбомы с фотографиями родного города; литература по патриотическому воспитанию, где представлены: куклы в национальных костюмах, тематические альбомы, дидактические игры, образцы национальных орнаментов, детские произведения русских поэтов и писателей.
-Центр изобразительной деятельности «Талантливые пальчики»: изделия прикладного искусства, дидактические игры, трафареты (балалайки, русской гармошки, матрешки, березки, бумажные заготовки народных игрушек для разукрашивания.
-Центр театра «В гостях у Сказки»: атрибуты к русским народным сказкам и сказкам народов России, потешкам, песенкам. Картотека театрализованных игр. Народные костюмы (сарафаны, рубашки, платки).
-Центр книги «Библиотека юного читателя», где находятся русские народные сказки и сказки народов России, потешки, загадки.
-Центр музыки «Веселые нотки»: музыкальные народные инструменты, альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов, фонотека с записями народных песен, шелеста листьев, плеска воды, пения птиц.
Центр экологии и труда «Экология и природа»: альбомы, иллюстрации о животных, растениях, птицах, обитающих в наших лесах, дидактические игры: «Кто что ест?», «Чей малыш?» "Парные картинки", "Животные.
-Дидактические игры: «Выложи фигуру» (из счетных палочек: танк, ракету, самолет и т. д., «Строим город», «Заколдованный город» создание нового образа города.
Сюжетно – ролевые игры (атрибуты к ним): «Экскурсия в музей военной техники», «Военные моряки», «Пограничники», «Служба спасения», «Семья», «Строительство», «Библиотека», «Кафе», «Больница», «Салон красоты».
Для воспитания культурно гигиенических навыков возможно проведение игровых ситуаций «Научим куклу умываться», «В гостях у Мойдодыра». Во время проведения режимных моментов используем художественное слово, потешки, стишки, поговорки, также используем игровой момент, например, покажем Кукле, зайцу, мишке, как ребятки умеют аккуратно вести себя за столом, умываться, мыть руки и т.п.
Самообслуживание.
Для воспитания самообслуживания мы используем игровую ситуацию «Научим куклу одеваться», также выносим куклу в раздевалку для показа детям правильной последовательности одевания.
Чтобы научить детей застёгивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки необходимо в качестве индивидуальной работы с детьми использовать шнуровки, игровые пособия для развития мелкой моторики, с молнией, пуговицами, кнопками.
Общественно-полезный труд.
Давать детям индивидуальные поручения поставить салфетницы на стол, разложить ложки, расставить игрушки на места. Предлагать детям помочь воспитателю приготовить материалы к занятиям.
Труд в природе. (начинается во второй младшей группе)
Приучать детей помогать воспитателю в уголке природе, с помощью взрослого поливать цветы, собирать овощи на огороде, расчищать дорожки на участке, стряхивать снег со скамеек. Организовать игровую ситуацию «Поможем Мишке поливать огород» и т.п.
Уважение к труду взрослых.
Проводить с детьми наблюдения за работой взрослых, во время занятий по ознакомлению с окружающим миром рассказывать детям о труде взрослых, показывать, какие трудовые действия они выполняют. Показывать иллюстрации с изображением различных профессий, организовать игры по возрасту профессии.
Для этого в группе имеются уголки дежурных. Дети помогают сервировать столы.
Центр экологии и труда «Экология и природа».
Наборы для улицы: ведерко, формочки, совочек, лопатка, грабельки.
Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки.
Картина сезона, модели года и суток.
Календарь природы с моделями значками (ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т.п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой.
Дидактические игры: «Кто что ест?», «Чей малыш?» "Парные картинки", "Животные" и т.д.
• Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья», «Одежда», «Что за чем?».
• Художественная литература, потешки.
Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Поможем повару приготовить суп», «Покормим птичек», «Помоги Мише собрать игрушки в детском саду», Помощники», «Поможем няне подмести пол», «Наведем порядок в кукольной комнате».
Игра с куклами:
– кормление кукол;
– купание;
– укладывание спать;
– куклы одеваются на прогулку; – куклы на прогулке;
– обед для кукол;
– кукла заболела;
– комната для куклы;
– куклы идут в детский сад;
– куклы отдыхают.
После озвучивания проблемной ситуации решить её возможно в ходе дидактической игры: дети «учат» персонажа мыть руки, складывать игрушки, выполнять другие трудовые действия в играх «Игрушки, по местам!», «Что за чем?», «Что умеют наши ручки» и других.
Формирование основ безопасности
Младший дошкольный возраст.
Безопасное поведение в природе.
Рассказывать детям о безопасном поведение в природе, а также по возможности создавать игровые ситуации «Петрушка рвёт цветы», «У Маши болит живот, потому что она ела песок» и т.п.
Безопасность на дорогах.
Рассказывать о правилах поведения на дороге, использовать художественную литературу, сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Шофёр», создавать игровые ситуации «Мишка играет на дороге», «Наш друг светофор», «Поедим на машине» и т.п.
Безопасность собственной жизнедеятельности.
Во время занятий по ознакомлению с окружающим миром рассказывать детям о правилах безопасности дома, в детском саду, на лестнице, на участке, создавать игровые ситуации на темы: «Научим куклу играть с песком, водой», «Почему нельзя брать горячие» и т.п.
Направление реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Основная цель работы - расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность. Для достижения цели в группе имеются:
Доступный и удобный уголок безопасности, в который вошли плакаты по ОБЖ: «Правила поведения на природе», «Уголок безопасности, «Правила пожарной безопасности» - для рассматривания разных жизненных ситуаций; макет «Город» - для моделирования и обыгрывания этих ситуаций.
Дидактические и настольно-печатные игры: пожарной и электробезопасности, домино «Транспорт», лото «Важные профессии»- для развития мышления, внимания, закрепления полученных знаний.
Картотека дидактических игр по ПДД.
Демонстрационный материал: «Азбука безопасности», «Береги живое: В лесу, на лугу, в городе, в водоеме», «Опасные предметы», «Безопасность в быту» помогают знакомить детей с опасными предметами и способами обращения с ними.
Художественная литература – помогает детям думать, размышлять, делать выводы.
Набор дорожных знаков, макеты светофоров;
Набор транспортных средств;
Иллюстрации с изображением транспортных средств, всех частей машин; улицы, различных ситуаций на дороге.
Сюжетно – ролевые игры:
«Едем в детский сад на машине», «Гараж», «Дети переходят улицу», «Игрушки проходят по дорожке», «Машина едет по длинной и по короткой дорожке», «Мы строители», Автомобили и светофор», «Поездка на автобусе»
Игры с машинами и другим транспортом:
– машина едет по улице;
– мойка машины;
– ремонт машины;
– заправка машины;
– легковая машина везет гостя; катает друзей;
– грузовая машина везет грузы (на стройку, в гараж)
- автобус везет пассажиров.
Важно, что предметная среда образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно- развивающую среду по социально-коммуникативному развитию любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, ведущую роль игровой деятельности, а также психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.