Формирование эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста через музыкальное воспитание
Формирование эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста через музыкальное воспитание
Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, является важнейшим, незаменимым средством духовного развития личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста через музыкальное воспитание»
Формирование эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста через музыкальное воспитание.
Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, является важнейшим, незаменимым средством духовного развития личности.
Восприятие выразительного значения музыкального языка, проникновение в содержание произведения, в его эмоциональный смысл, возможно только при наличии способности эмоционально отзываться на музыку, поэтому воспитание в детях любви к музыке, умения сопереживать заключенному в ней образно-эмоциональному смыслу является одной из основных задач музыкального воспитания детей.
В психологии эмоциональную отзывчивость (восприимчивость, чувствительность) понимают:
- как свойство индивида легко, быстро и гибко эмоционально реагировать на различные воздействия – социальные события, процесс общения, особенности партнёров и т.д.
- как эмоциональную реакцию на состояние другого человека, как основную форму проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающую сопереживание и сочувствие;
- как показатель развития гуманных чувств и коллективистских отношений.
Эмоциональная отзывчивость на произведения искусства понимается:
- как умение откликаться на события, явления, произведения разных жанров;
- как способность сопереживать героям, соотносить литературные факты с жизненным опытом;
- как способность эмоционального сопереживания музыке;
- как эмоциональный отклик на произведения искусства.
Известно, что дошкольное детство - период, на протяжении которого ведущую роль в развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка - искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в отношениях с людьми, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку (по работам последних лет А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили, О.П. Радынова и др.). Исследователи отмечают, что при создании определенных педагогических условий и соответствующем руководстве дети эмоционально откликаются на музыку и адекватно воспринимают её содержание.
Одним из важнейших средств развития эмоциональной отзывчивости детей является восприятие (слушание) музыки. Восприятие (слушание) музыки направлено на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития детей, формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе. Это один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее. Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами.
Современными исследователями доказано, что первоначальные формы эмоциональной отзывчивости выявляются довольно рано (Н. А. Ветлугина, К. В. Тарасова). Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой.
С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым «комплексом оживления», радуется или успокаивается. Реагирует на звуки музыки непроизвольными движениями, возгласами. Постепенно двигательные реакции становятся произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными. Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное воспитание с самого раннего возраста. В этот период уже закладываются основы музыкального мышления и памяти.
Начиная со второго год жизни, при восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Различают общее настроение музыки, ее характер, следовательно, воспринимают эмоциональное ее содержание. Третий и четвертый год жизни. В силу неустойчивости внимания дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Способны очень активно откликаться на музыку, вслушиваться в интонации, настроение песен, активно переживая и воспроизводя интонации. В младшем возрасте применяются произведения весёлого, шутливого и светлого, спокойного, нежного характера. Постепенно представления детей о чувствах, выраженных в музыке, расширяются (тревожные, взволнованные, таинственные, скорбные, решительные).
Третий и четвертый год жизни. В силу неустойчивости внимания дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Способны очень активно откликаться на музыку, вслушиваться в интонации, настроение песен, активно переживая и воспроизводя интонации.
На пятом году жизни дети имеют некоторую эмоциональную устойчивость, очень живо, иногда бурно и весело откликаются на плясовую мелодию. Произведения легкого подвижного характера вызывают у них более спокойное состояние. Появляется заинтересованность содержанием произведений, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка. К старшему дошкольному возрасту эстетические переживания дошкольников углубляются, усложняются, обогащаются. Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительность интонации.
Шестой и седьмой год жизни. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой. Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему.
Изучив и проанализировав материал, современных исследователей я пришла к выводу, что дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования эмоциональной отзывчивости.
Процесс слушания музыки несёт огромный положительный эмоциональный заряд, в связи, с чем музыкальный репертуар может быть представлен мажорными произведениями как классической, так и хорошей современной и детской музыки.
Процесс слушания музыки позволяет ребёнку «проживать» собственное эмоциональные переживания. В том случае, если содержание музыкального произведения близко эмоциональному опыту ребёнка.
В процессе слушания музыки ребёнок воспринимает выраженные в музыке эмоции. Художественный образ музыкального произведения наделён определённым эмоциональным состоянием.
Эмоциональное состояние отражают и непрограммные пьесы. Так, например, произведения зарубежных композиторов-романтиков (Шуберта, Шопена, Листа, Мендельсона) свойственна передача нюансов эмоционального состояния, музыка Дворжака или Брамса «рисует» яркие человеческие переживания.
В процессе слушания музыки ребёнок воспринимает природные эмоции музыки, т.е. средства художественной выразительности. Сама природа музыкального искусства является источником эмоций. И в первую очередь это касается моторно-ритмической сферы музыки, которая более заметно воздействует на человеческие эмоции. Чем устойчивее связь ребёнка и музыки, тем успешнее его эмоциональное развитие.
Активная природа ребёнка находит выражение в двигательных реакциях на звучащее музыкальное произведение. Придумывая движения под музыку, малыш конкретизирует музыкальный образ, делая его понятным в первую очередь самому себе. Движение становится для ребёнка средством восприятия музыки, понимания её характера. Поэтому движения успешно используются для осознания детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, чёткого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлётов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства можно моделировать (моторнодвигательное уподобление характеру звучания музыки) с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста), танцевальных и образных движений.
В работе с детьми в процессе восприятия музыки могут быть использованы следующие виды уподобления музыке: моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, художественное. Эмоциональная отзывчивость тесно связана с предыдущим слушательским опытом. Умение воспринимать произведения музыкального искусства, переживать его образно-эмоциональное содержание не может возникнуть само собой. Этому нужно учиться. Восприятие музыкального произведения начинается с чувства, которое вызывает эмоциональную отзывчивость. В этой отзывчивости ребёнка сочетается осмысливание несложного, понятного ему содержания и радость – проявление эмоции при восприятии этого содержания.
Итак, воздействие музыки на глубочайшие слои эмоций, на душу несравненно сложнее и сильнее, чем других видов искусств. Особенно велико значение музыки для детского периода развития человека, когда эмоции являются генетическими формами регуляции поведения. Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост.
Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку происходит во всех видах музыкальной деятельности ребенка, но на первом месте стоит слушание различных по характеру музыкальных произведений. Именно в процессе слушания музыки ребенок осознает собственные эмоциональной состояние, углубляет эмоциональное восприятие, воспринимает средства музыкальной выразительности.
При слушании музыки роль эмоционального компонента особенна велика.
Так как опыт восприятия музыки в дошкольном возрасте очень мал, то ребенку для проявления эмоциональной отзывчивости требуется несколько прослушиваний музыкальных произведений. С каждым прослушиванием воспринятый музыкальный образ углубляется и накапливается эмоциональный опыт ребенка.
Развитие эмоциональной отзывчивости как основы творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством восприятия музыки.
Для достижения цели, мной были выделены следующие задачи:
1. Развивать способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке;
2. Знакомить детей с музыкальными произведениями, первоначальными сведениями о музыке;
3. Формировать музыкальный вкус в процессе накопления слуховых впечатлений;
4. Активизировать творческое воображение в процессе восприятия музыки;
Для успешной реализации данных задач обязательным является подбор наглядного материала для усиления слухового восприятия, классифицировала музыкально - дидактические игры.
Считаю, что развитие эмоциональной отзывчивости детей на занятиях музыкой наиболее успешно будет осуществляться в результате применения эффективных методов и приемов. Таких как:
- наглядно-слуховой (художественное исполнение произведения, цитаты из текста песни, загадки, пословицы, фрагмент из музыкального произведения);
- словесный (например, образный рассказ о музыке, беседа о содержании, сопоставление);
-практический (передача музыкальных явлений в движениях - хлопки, поднимание и опускание рук, движения с флажками, палочками, ленточками, листочками, снежинками);
-наглядно-зрительный (например, игрушки, художественные иллюстрации, видео презентации, пособия, которые помогают раскрыть музыкальный образ);
-использование музыкально-дидактических игр, и применение игровых ситуаций в процессе музыкальной деятельности.
Вот некоторые из них.
Ромашкинастроения
Игра на определение характера музыки
Цель. Развивать у детей представление о различном характере музыки (веселая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная, жалобная).
Игровой материал: демонстрационный: три цветка, изображающих три настроения грустное, весёлое, спокойное, изображающие три типа характера музыки: Добрая, ласковая, убаюкивающая, спокойная (колыбельная); Грустная, жалобная; Весёлая, радостная, плясовая, задорная. На каждого ребёнка комплект из трех карточек – ромашек, отражающих характер музыки.
Методика проведения
Вот – ромашковый букет
У меня - милее нет.
Как нежны мои милашки –
Желтоглазые ромашки.
Педагог исполняет произведение. Прослушав музыку, вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и имя композитора. Дети самостоятельно определяют ее характер и поднимают соответствующую карточку, соответствующую характеру музыки.
Игра "Лото настроений".
Оборудование: наборы картинок с изображением детей с различной мимикой (например, веселый, грустный, сердитый) по количеству детей.
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения
На всех нас настроение.
Кто веселится?
Кто грустит?
Кто испугался?
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Лото настроения.
Муз. руководитель проигрывает пьесу или дает ее прослушать в записи, предлагает детям отыскать в своем наборе карточку с эмоцией, которую рисует, изображает музыка. Карточку с ответом дети поднимают вверх, изображают соответствующее настроение.
«Грустно-Весело»
Цель:
-Знакомить детей с музыкой, различной по характеру (веселой, грустной)
-Учить различать характер контрастных пьес, вошедших в игровое пособие, передавать его в движении.
Ход игры:
Детям раздаются карточки с веселым или грустным клоуном. В связи с тем какая музыка играет грустная или веселая дети показывают карточку.
Двигательная импровизация под музыку «Этюды картины на воображение и релаксацию».
Цель. Передавать характер звучания музыки в танцевальных движениях. Оборудование. Предметы для импровизации: лоскутки материи, полоски бумаги разного цвета, разных размеров, шифоновые шарфики, шишки, палочки, цветные листья.
Музыкальный репертуар (по выбору музыкального руководителя)
Методические приемы. Детям предлагается представить себя осенним и листьями, танцующими под музыку. Но прежде чем включится в движение вместе со звучащей музыкой, им нужно выбрать предметы, которые у них будут в руках и которые смогут украсить их танец. Эти предметы заранее разложены на стульях, стоящих вдоль стен зала. На протяжении импровизации дети могут менять выбранные предметы, постепенно подбирая к музыке. После завершения звучания детям предлагается повторить танец, но в более упорядоченном виде. Дети с выбранными предметами в руках встают в общий круг. С началом звучания музыки каждый из них по очереди на короткое время становится ведущим в центре круга, импровизируя движения. Стоящие в кругу дети копируют движения ведущего.
Оркестровка
Цель. Передавать характер звучания музыки через игру на детских музыкальных инструментах.
Методические приемы. Детям предлагается послушать музыкальное произведение. После прослушивания подумать, на каких музыкальных инструментах можно сыграть эту музыку. Выбрать музыкальный инструмент для оркестровки. Оркестровка музыкального произведения.
Согласование музыкально-практической деятельности с природной эмоциональностью детей и использование в работе с детьми наиболее эффективных методов и приемов позволяет реализовать эмоциональный компонент образования.
Основным показателем художественно-эстетического воспитания ребенка, по моему мнению, является его эмоциональная отзывчивость, поскольку она отражает интерес ребенка к классической музыке, сопереживание, желание выразиться в других видах деятельности.
Считаю необходимым использовать в практике музыкально-эстетического воспитания методы и приемы, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости детей.